Российская креативная неделя: малые города

Форум стал уникальной площадкой для диалога между представителями власти, бизнеса, исследователей и лидеров креативного сообщества. Ключевыми темами обсуждения стали тренды развития креативных индустрий и экономика ценностей. Участники детально изучили региональный потенциал в сфере моды, гастрономии, кино, IT, а также народно-художественных промыслов.
В экспертной сессии «Локальная идентичность на языке кино: возможности Ивановской области в развитии киноиндустрии» приняла участие Варвара Зотова, социолог и старший преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ.
В своем выступлении «Кино и локальная идентичность: рождение героя из повседневности» Варвара Зотова подчеркнула, что кино помогает сформировать локальную идентичность и создает «мост» между локальным и общественным восприятием.
Для местных жителей оно становится зеркалом повседневной жизни региона, усиливает чувство гордости и сопричастности, формирует локальную идентичность и помогает воспринимать город как часть большой культурной карты страны.
Для внешней аудитории кино дает аутентичный образ региона — через уникальных людей, ландшафты и традиции; оно становится «визитной карточкой» территории и привлекает внимание к культурным и туристическим особенностям области.
У зрителей сегодня есть запрос на истории о «героях среди нас» и на кино, связанное с конкретными городами и регионами. Ивановская область может стать площадкой для подобных проектов, что может поспособствовать не только росту культурного капитала, но и прямому экономическому эффекту. Киноиндустрия привлекает в регион съемочные группы, актеров и туристов, создает рабочие места в сфере сервиса, транспорта, гостиничного бизнеса. Кроме того, узнаваемость Ивановской области через экран укрепляет ее имидж как территории с богатой историей и современным потенциалом, что может стимулировать инвестиции, развитие креативных индустрий и формирование новых городских брендов.
В рамках дискуссии на тему креативного потенциала малых городов на примере города Шуя Ивановской области принял участие Денис Мокренский, доцент Высшей школы урбанистики имения А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ.
В своем выступлении Денис Мокренский затронул вопрос туристической привлекательности Шуи в том числе благодаря наличию потенциала креативных индустрий и провел параллели с подходами стран БРИКС в вопросах поддержки малых городов.
Экономико-географическое положение города Шуи рядом с важными историко-культурными центрами Центральной России (в радиусе 150 км от Шуи находятся 6 из 8 основных городов Золотого кольца России) формирует среду для сотрудничества с ближайшими соседями, а развитие оригинальных местных креативных индустрий (мода и текстильный дизайн, разработка программного обеспечения и игр, гастрономия и пр.) определяет уникальную идентичность города.
Высшая школа урбанистики в настоящее время активно занимается анализом малых городов и факторов их развития, в том числе с Центром исследований малых городов, и подобный нетривиальный взгляд на возможные драйверы — через кино и локальную идентичность — может быть полезен для поиска новых стратегий развития территорий.
Зотова Варвара Алексеевна
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Старший преподаватель
Мокренский Денис Николаевич
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: доцент