Российская креативная неделя: малые города

В рамках форума «Российская креативная неделя — Малые города», который прошел в двух малых городах Ивановской области — Юрьевце и Шуе, выступили преподаватели Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ.

Российская креативная неделя: малые города

Форум стал уникальной площадкой для диалога между представителями власти, бизнеса, исследователей и лидеров креативного сообщества. Ключевыми темами обсуждения стали тренды развития креативных индустрий и экономика ценностей. Участники детально изучили региональный потенциал в сфере моды, гастрономии, кино, IT, а также народно-художественных промыслов.

В экспертной сессии «Локальная идентичность на языке кино: возможности Ивановской области в развитии киноиндустрии» приняла участие Варвара Зотова, социолог и старший преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ.

Варвара Зотова
Варвара Зотова

В своем выступлении «Кино и локальная идентичность: рождение героя из повседневности» Варвара Зотова подчеркнула, что кино помогает сформировать локальную идентичность и создает «мост» между локальным и общественным восприятием.

Для местных жителей оно становится зеркалом повседневной жизни региона, усиливает чувство гордости и сопричастности, формирует локальную идентичность и помогает воспринимать город как часть большой культурной карты страны.

Для внешней аудитории кино дает аутентичный образ региона — через уникальных людей, ландшафты и традиции; оно становится «визитной карточкой» территории и привлекает внимание к культурным и туристическим особенностям области.

У зрителей сегодня есть запрос на истории о «героях среди нас» и на кино, связанное с конкретными городами и регионами. Ивановская область может стать площадкой для подобных проектов, что может поспособствовать не только росту культурного капитала, но и прямому экономическому эффекту. Киноиндустрия привлекает в регион съемочные группы, актеров и туристов, создает рабочие места в сфере сервиса, транспорта, гостиничного бизнеса. Кроме того, узнаваемость Ивановской области через экран укрепляет ее имидж как территории с богатой историей и современным потенциалом, что может стимулировать инвестиции, развитие креативных индустрий и формирование новых городских брендов.

В рамках дискуссии на тему креативного потенциала малых городов на примере города Шуя Ивановской области принял участие Денис Мокренский, доцент Высшей школы урбанистики имения А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ.

Денис Мокренский
Денис Мокренский

В своем выступлении Денис Мокренский затронул вопрос туристической привлекательности Шуи в том числе благодаря наличию потенциала креативных индустрий и провел параллели с подходами стран БРИКС в вопросах поддержки малых городов.

Экономико-географическое положение города Шуи рядом с важными историко-культурными центрами Центральной России (в радиусе 150 км от Шуи находятся 6 из 8 основных городов Золотого кольца России) формирует среду для сотрудничества с ближайшими соседями, а развитие оригинальных местных креативных индустрий (мода и текстильный дизайн, разработка программного обеспечения и игр, гастрономия и пр.) определяет уникальную идентичность города.

Высшая школа урбанистики в настоящее время активно занимается анализом малых городов и факторов их развития, в том числе с Центром исследований малых городов, и подобный нетривиальный взгляд на возможные драйверы — через кино и локальную идентичность — может быть полезен для поиска новых стратегий развития территорий.