Дневник летней школы ВШУ во Франции

День 1

2 июля 2018

Первый день летней школы ВШУ начался с визита в мэрию Парижа: здесь руководитель дирекции по вопросам участия жителей Стефан Мок и его заместитель Сара Легу рассказали нам о практиках вовлечения жителей в принятие городских решений. Лекция проходила в зале памяти Бернара Верлака (известен под псевдонимом Tignous) — художника-карикатуриста, погибшего зимой 2015 года во время атаки на редакцию Charlie Hebdo. В зале на стенах представлен ряд его карикатур, высмеивающих, в том числе, инициативы мэрии города.

Днём Николь Бисмут Ле Кор, заместитель мэра в Третьем округе Парижа, рассказывала нам о системе партисипаторного бюджетирования, которая функционирует в городе. Этот вопрос, действительно, был достоин отдельного обсуждения: по словам Николь, до трети инвестиционного бюджета города ежегодно тратится на реализацию проектов, предложенных жителями.

День закончился лекцией в Парижском ателье урбанистики (APUR). В основном, бюро занимается подготовкой проектов по заказу мэрии Парижа. Вместе с руководителем отдела исследований Кристиан Бланко мы обсуждали проблемы и вызовы, стоящие перед агломерацией, а также принципы пространственного развития территорий, помогающие отвечать на эти вызовы.

Таким образом, первый день школы был посвящен общению с представителями городской администрации и ключевыми исполнителями её инициатив. Теперь нам предстоит понять, как на самом деле реализуются городские программы и стратегии – впереди экскурсия в Клиши-Су-Буа, «отверженный» пригород Парижа, и общение с представителями французских ассоциаций.

День 2

3 июля 2018

Во второй день школы мы посетили город Клиши-су-Буа, построенный в 70-80х годах ХХ века в 15 километрах от Парижа. 40% населения Клиши живет за чертой бедности, многие не имеют французского гражданства и плохо владеют французским языком. Как следствие, жители Клиши оказались «отверженными» и слабо интегрированными во французское общество.

Для решения этих проблем администрация города внедряет социальные программы и ведёт активную работу по реновации жилых кварталов. По сути, это самый масштабный жилищный и социальный проект во Франции.

Эльза Дежно Роли, которая более 10 лет занимается разработкой программы реновации в мэрии Клиши-Су-Буа, познакомила нас с этим проектом. Программа реновации жилой застройки направлена на обновление жилого фонда, поскольку за 40 лет существования, ввиду отсутствия должного ухода со стороны жителей, дома обветшали. В рамках программы было принято решение уйти от типологии многоэтажной микрорайонной застройки и переселить жителей в среднеэтажные кварталы, сомасштабные человеку, с сервисами на первых этажах и закрытыми внутренними дворами. Помимо этого, реновация района позволит реализовать значимые инфраструктурные проекты, такие как строительство ветки трамвая (в ближайшее время она уже начнет функционировать) и линии метрополитена, которая должна связать Клиши с Парижем и значительно повысить транспортную доступность района.

День 3

4 июля 2018

Наш третий день начался с посещения пригорода Марн-ля-Вале и встречи с Соней Гельтон, преподавателем Парижской школы урбанистики, и Суазик Берте, представителем мэрии по вопросам сохранения культурного наследия. Мы посетили квартал Абраксас, где расположен жилой комплекс, возведенный в 1970-е годы по проекту каталонского архитектора Рикардо Бофилла. В оформлении фасадов и планировочных решениях использованы мотивы античной Греции, полукруглый корпус отделяет двор-амфитеатр от шумного шоссе. Примечательно, что внутри комплекса от оживленной беседы возникает громкое эхо, поэтому жильцы рьяно защищают свое право на тишину и не разрешают детям играть во дворе. Любопытство и случай привели нас на 17 этаж соседнего корпуса, откуда открывается вид на город с запутанными дорожными развязками и пустующий внутренний двор. Рядом с комплексом расположены бывшие офисы, которые были заброшены из-за неудобства размещения (помещения находятся на третьем уровне над парковкой, куда сложно добраться пешком). Также мы прошлись по прилегающему району и узнали об инициативе местных жителей: они обратились к мэрии и экспертному сообществу с просьбой об увеличении количества мест для встреч и общения вблизи жилых домов (кафе, маленьких магазинчиков, скверов).

Затем мы посетили Парижскую школу урбанистики. Система образования здесь во многом схожа с ВШУ: школа предлагает несколько магистерских программ для студентов с различным бэкграундом. В первый год студенты получают общие базовые знания, во второй – выбирают одну из восьми специализаций, среди которых благоустройство, транспорт, устойчивое развитие, партисипативное проектирование и т.д. Студенты активно участвуют в текущих городских проектах, что позволяет им быстрее освоиться в будущей профессии.

Не менее интересная встреча состоялась с президентом гильдии архитекторов региона Иль-де-Франс Кристин Леконт в здании бывшего средневекового монастыря. Кристин рассказала об отношении архитекторов к жилищным проблемам в Париже, одна из которых – строительство зданий из некачественных материалов в короткие сроки по типовым проектам без участия архитекторов. Архитекторы обратились к президенту Франции и изложили 30 предложений по решению данной проблемы.

Вечер завершился посещением 3ème Café и общением с его руководителем Анн Эсамблер. Идея кафе и одноименной ассоциации возникла в ответ на нехватку в центральном районе Парижа кафе с доступными ценами. В 3ème Café все сотрудники работают на волонтерских началах в свободное от основной работы время, также ассоциация предоставляет рабочие места людям, которые имеют сложности с трудоустройством, и тем самым помогает им включиться в жизнь сообщества. Здесь регулярно проходят вечера живой музыки и выставки. Любой член ассоциации может на вечер стать шеф-поваром и угостить посетителей ужином.

День 4

5 июля 2018

Четвертый день школы был посвящён детальному обсуждению вопросов жилищной политики во Франции.

Представители Агентства городской реновации (ANRU) рассказали нам про проекты городского обновления, которые проводятся в стране с 2004 года. После первой и самой масштабной программы было реконструировано 600 жилых кварталов по всей Франции. Позже были реализованы ещё две программы. Первая была направлена на поддержание исторических центров городов и ликвидацию ветхого жилья. Многие из этих районов считались зонами отчуждения, поэтому также было важно изменить их образ в восприятии жителей.

Вторая программа включала реновацию 200 приоритетных кварталов по всей стране. Ее важным элементом было переселение части жителей в другие районы в целях формирования социально разнообразного сообщества и предотвращения процессов геттоизации. Мы также узнали про механизмы финансирования программ и стратегическое планирование территорий перестраиваемых кварталов. В целом, национальная программа реновации коснулась более 4 млн. человек по всей стране.

Далее мы посетили Национальное жилищное агентство (ANAH), где заместитель директора Фатиха Амруш рассказала нам о ситуации с частным жилым фондом. Работа агентства направлена на восстановление ветхого жилья через предоставление субсидий собственникам. В Париже частное жилье составляет 80%, поэтому вопрос о его улучшении стоит особенно остро. Многие дома не соответствуют требованиям энергоэффективности, пропускают сквозняки, перенагреваются, что резко увеличивает квартплату. Основная сложность в работе агентства – убедить ТСЖ дома в необходимости ремонтных работ, поскольку принудить жильцов к их проведению законодательно невозможно.

В завершение дня Готье Карон-Тибо, заместитель мэра 3-го округа Парижа, рассказал нам о мерах, принимаемых в отношении социального и частного жилья. Основные проблемы центра Парижа – ограниченные возможности для развития социального жилья, связанные, в первую очередь, с отсутствием земельных участков под застройку, при этом арендная плата неуклонно растет. Для решения этой проблемы мэрия старается заключать выгодные соглашения с собственниками частного жилья: помогает проводить экспертные оценки износа дома, оказывает поддержку при проведении ремонтных работ. При этом частное жилье стараются перевести в категорию социального с помощью механизмов реновации, выкупа помещений и изменения их функционального назначения. Также для социального жилья вводится дифференцированная квартплата в зависимости от состава семьи и общего дохода, для чего проводится регулярный мониторинг социально-экономического положения жителей.

День 5 (часть 1)

6 июля 2018

После CGET и мэрии мы поехали в Сен-Дени, пригород с уровнем преступности в два раза выше, чем в среднем во Франции. Именно здесь расположилось экспериментальное творческое пространство Le 6b. С 2010 года специально созданная ассоциация начала бесплатно снимать часть, а потом и всё здание администрации бывшего вагоностроительного завода. Взамен ассоциация обязалась следить за состоянием здания, обеспечивая отопление, электричество, уборку... Такие условия и энтузиазм организаторов позволили создать творческий центр с множеством различных помещений и мест для занятий. Так, в 6b находится кинотеатр, выставочный зал, репетиционные залы для цирковых и танцевальных групп, мастерские для сдачи в аренду, пляж и бар.

Резиденты центра распространяют свое творческое влияние за пределы своих дверей: каждый коридор представляет собой причудливую инсталляцию. На одном из этажей разместилась галерея, где проводятся бесплатные выставки, причем выставляются авторы тоже бесплатно. Мастерские и залы можно взять в аренду, стоимость составляет €12 в месяц за квадратный метр.

С несколькими резидентами мастерских нам удалось познакомиться. Джексон, выходец с Гаити, живёт в мастерской и пишет невероятно атмосферную музыку. Также мы заглянули к мастеру оригами из Китая. Она немного рассказала о своей работе (оригами, фризлайт, каллиграфические перформансы).

Le 6b – город в городе, здесь можно провести несколько лет и не заскучать. При этом центр оказал положительное влияние на развитие района в целом, сделал это место популярным и востребованным. Соседство с творческим кластером оказалось настолько привлекательным, что рядом два года назад вырос новый эко-квартал, построенный владельцем здания. Теперь с шумными вечеринками обитателям Le 6b придётся попрощаться!

День 5 (часть 2)

6 июля 2018

Наш визит в CGET, Генеральную комиссию по вопросам равенства территорий, разделился на два смысловых блока. Сначала нам вкратце рассказали историю жилищного вопроса во Франции:

1) вынос заводов и фабрик на окраины в XIX веке; тогда всё жилье было частным и неудовлетворительного качества;

2) послевоенный жилищный кризис, совпавший с демографическим подъёмом в крупных городах;

3) в результате, появилось множество трущоб;

4) широкомасштабное строительство жилья в короткие сроки;

5) уже в 1970е гг. страна испытала последствия экономического кризиса, и большинство жителей потеряли возможность переехать из трущоб; смогли это сделать только те, кто имел относительно высокий достаток;

7) это, в свою очередь, спровоцировало социальное расслоение, неравенство, стигматизацию по месту жительства;

8) рабочие мигранты из стран бывших колоний также не имели большого достатка и селились там же, где и бедные французы;

9) концентрация бедности и социального неблагополучия привела к росту преступности, снизилось качество базовых социальных услуг – медицины, образования, сократилось количество рабочих мест;

10) всё вышеперечисленное усугублялось транспортными проблемами.

С 2004 года начинается национальная программа реновации проблемных кварталов (1500 по всей Франции). Комиссия CGET участвует в этом процессе, юридически закрепляя обязательства министерств и следя за их выполнением. Основной документ – контракт квартала с министерствами, который определяет цели в отношении каждого квартала и закрепляет механизмы мониторинга. Наличие подобных контрактов обеспечивает индивидуальный подход, поскольку у кварталов разная история, различный «диагноз», потенциал и свойства.

После недели во Франции у нас оставался скепсис по поводу положительного эффекта реновации: сохраняется изоляция жителей в своих районах, большую проблему до сих пор составляет нехватка рабочих мест, не решены вопросы интеграции мигрантов во французское общество. Во второй части визита в CGET Каис Марзуки, начальник штаба по вопросам гражданского участия, прояснил ситуацию.

Действительно, у программы реновации есть свои недостатки. Для их анализа существуют механизмы мониторинга, в частности, создана статистическая лаборатория, которая отслеживает различные категории населения и их перемещение. Результатом анализа стал вывод об успешности реформы, включая улучшения в области образования и медицины и обновление состава населения в кварталах с социальным жильем.

День 6 (часть 1)

9 июля 2018

Продолжаем наше знакомство с французскими ассоциациями. В понедельник мы были на встрече с Жаном-Филиппом Даниэлем, руководителем ассоциации «Управление центральным кварталом Парижа».

Эта ассоциация состоит из 23 сотрудников и волонтеров и занимается интеграцией уязвимых групп населения через предоставление рабочих мест и налаживание социальных связей между жителями центральных округов города. Проще говоря, ассоциация помогает найти работу тем, кто испытывает сложности, и организует мероприятия, которые помогают людям встречаться, знакомиться и обмениваться мнениями.

Ассоциация участвует в тендерах, которые позволяют оплачивать три четверти заработной платы сотрудников, а ещё четверть финансирует государство. В целом, ассоциация выигрывает около 30-40 контрактов в год, что позволяет трудоустроить около 500 человек. Социальные связи формируются через участие жителей в кружках (например, кройки и шитья), дискуссиях, совместном уходе за садом.

Ассоциации, работающие с уязвимыми группами населения, широко распространены во Франции: в Париже их 10, по всей стране – 130. Работая в партнерстве с другими организациями, они формируют целую экосистему в рамках экономики солидарности.

День 6 (часть 2)

9 июля 2018

Хочется отдельно описать нашу экскурсию в мэрию Парижа. Пройдя по галереям и залам здания, мы направились в зал заседаний. Это один из немногих залов, восстановленных в первозданном виде после пожара 1882 года.

Здесь заседают 163 депутата, представляющие 20 округов Парижа. Депутаты избираются напрямую жителями в каждом округе. Избранники с наибольшим количеством голосов составляют Совет депутатов, который и заседает в зале на третьем этаже с окнами, выходящими на Place de l’Hôtel de Ville.

Депутаты избираются на 6 лет, им помогают специализированные советы, например, Совет по правам молодежи. Система административно-территориального устройства Франции схожа с российской, столица одновременно имеет статус и города, и департамента (=субъекта федерации). Совет депутатов Парижа имеет двойные полномочия. Заседания проводятся почти каждый месяц и длятся около трёх дней.

Избираться в Совет могут граждане Евросоюза, для этого даже не обязательно иметь гражданство Франции! На данный момент на повестке стоят вопросы интеграции мигрантов – в том числе, в политическую жизнь Франции: рассматриваются вопросы представительства в Совете депутатов мигрантов, не являющихся гражданами Евросоюза.

Среди самых обсуждаемых тем на заседаниях – роль автомобиля, велосипеда и пешехода в контексте устойчивого развития. Также важную часть дискуссий составляют вопросы градостроительства и социальной политики.

День 7

10 июля 2018

Сегодня мы посетили ассоциацию ‘Profession Banlieue’ («Профессия Пригород»), которая находится в пригороде Парижа в районе Сен-Дени, от центра города на электричке RER туда ехать всего 7 минут. Этот район – этническое гетто. Когда попадаешь в квартал, сразу бросается в глаза большое количество темнокожего населения, белых тут практически нет. На площади около станции женщины и мужчины жарят сосиски и каштаны прямо в тележках из супермаркета, а над ними развеваются клубы дыма. Большинство женщин одеты в очень яркие одежды с узорами. По дороге в ассоциацию мы зашли в магазин африканских продуктов (таких магазинов очень много в районе). Кроме странного запаха рыбы, нас удивили огромные жирные бананы, похожие по вкусу на картошку, и ещё какие-то овощи (или фрукты, или даже корнеплоды?), нам совершенно не знакомые.

В офисе ассоциации ‘Profession Banlieue’ нас встретил её директор, Мустафа Буджемай. Он уже более 35 лет занимается политикой города (politique de la ville). Задача ассоциации – создание диалога между жителями, бизнесом и властью, поэтому «Профессия Пригород» распространяет информацию о политике города, помогает устанавливать связи и находить контакты, издает брошюры и книги, организует мероприятия и встречи, проводит исследования. Таким образом, ‘Profession Banlieue’ выступает связующим звеном между горожанами, представителями власти, другими ассоциациями и коммерческими организациями.

Мустафа рассказал о достоинствах и недостатках института гражданского участия во Франции, основная идея которого состоит в том, что все жители должны иметь равные возможности участвовать в политике города. Существуют специальные советы, куда входят разные слои населения, в том числе бедные и мигранты. Так они могут реализовать своё право на город. Однако на практике оказалось сложно привлечь представителей всех групп сразу. Тем не менее, такой инклюзивный подход приводит к тому, что горожане чувствуют свою ответственность за принятые решения, и это позволяет вовлечь новых участников.

День 8

11 июля 2018

Последний день нашей летней школы начался с посещения дома ассоциаций района Маре (3-й и 4-й округа Парижа). Нас встретили директор дома ассоциаций Людовик Саж и одна из его сотрудниц Анн Деко.

В 2001 году такие дома были созданы в каждом округе для помощи ассоциациям: они помогают выстраивать связи, оказывают организационную поддержку, помогают вести бухгалтерию, консультируют по финансовым вопросам. Также они рассказывают горожанам об ассоциациях.

Французская ассоциация – это организационно-правовая форма, которая регулируется законом об ассоциациях 1901 года, когда во Франции появилась свобода и право граждан объединяться. Закон позволяет жителям объединиться для какого-либо проекта, если его целью не является коммерческая деятельность. До 1901 года такого права не существовало, и даже во время французской революции можно было объединяться в группы не более 20 человек. Сейчас практически нет ограничений для создания или вступления в ассоциацию.

Для каждой ассоциации пишется устав, который направляется в муниципалитет для подтверждения и регистрации. Ассоциация может быть зарегистрирована, если она не противоречит закону, а также при условии, что она не вступает в конфликт с республиканскими ценностями. Как сказали нам лекторы, республика – главное достижение французов.

Во Франции функционирует более 1,3 млн. ассоциаций: 25% из них спортивные, 25% развлекательного и досугового характера, 25% культурные, 25% политические. Практически любая ассоциация может быть зарегистрирована, поскольку одна из высших ценностей для французов – свобода объединяться. Например, нет особых ограничений на политические ассоциации, в том числе, оппозиционные. По словам Людовика, ассоциации во Франции предоставляют 10% рабочих мест и производят 10% ВВП страны.

Во время обеда мы успели забежать на выставку фотографий восстаний студентов 1968 года против режима Шарль де Голля. Были как фотографии студентов, так и снимки митингов голлистов, а также отдельная серия портретов Шарль де Голля. Произвела впечатление серия фотографий со студентом: на первой он убегает от полицейского, на второй – полицейский его догоняет и бьёт, на третьей – человек лежит на земле лицом вниз, а мимо него идут люди в форме. Страшно. Но фотографии красивые.

После обеда нас ждали в мэрии Парижа, где мы узнали о проектах благоустройства, направленных на улучшение экологической ситуации в городе. Мэрией Парижа были выбраны площадки, и команды архитекторов вместе с жителями предложили свои проекты, некоторые из которых в настоящее время уже реализованы. Перед архитекторами ставилась такая задача: использовать новые, более экологичные материалы, включить в проект озеленение фасадов и крыш, способствовать улучшению экологической обстановки в длительной перспективе и учесть влияние на окружающие территории. Важно, что каждый из проектов имел свою бизнес-модель. Нам запомнилось предложение организовать сады на крышах для выращивания овощей и фруктов, которые впоследствии можно будет продавать на рынке.

Вечером мы встретились с сенатором Жак Ив Леконтом, президентом межпарламентской группы дружбы Россия-Франция, и обсуждали политическую ситуацию в обеих странах. Сенатор Леконт сделал акцент на том, что без поддержки на местном уровне демократию построить невозможно: она начинается именно с локального сообщества, а потом уже укрепляется на более высоком уровне.

В завершение программы мы организовали просмотр фильма ‘Maison d’être’ и небольшой фуршет. Шампанское, разговоры, объятия... Сложно поверить, что всё заканчивается. Спасибо ассоциации D'EST и Высшей школе урбанистики НИУ ВШЭ за такую прекрасную летнюю школу! До скорой встречи в Москве!