• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Описание научного проекта

Аннотация проекта

Работа НУГ «Культурная и гуманитарная география города» направлена на реализацию комплексных исследований городских территорий микроуровня с применением методов качественной социологии, антропологии, феноменологии и понятийно-концептуального аппарата культурной и гуманитарной географии. В фокусе внимания – пространственные представления, локальная идентичность и территориальный брендинг. В теоретическом отношении задачей НУГ выступает осмысление изменений в самой сущности городской среды, связанных с понятием постурбанизма. Научно-исследовательский потенциал НУГ комбинируется с социокультурным проектированием.

Цели и задачи проекта

Цель исследования – моделирование целостных и связных систем пространственных репрезентаций (пространственных представлений, географических образов, локальных мифов и т.п.) удалённых городских районов, способных отразить уникальность соответствующих культурных ландшафтов, стать основаниями для стимулирования локальных идентичностей и формирования брендинга территорий.

Для достижения поставленной цели в работе НУГ предполагается решение ряда теоретических, методических и эмпирических задач:

1) Теоретическое осмысление изменений, происходящих в (пост)городских пространствах на (пост)современном этапе развития в условиях формирования новых постгородских форм расселения, не связанных с дихотомией «город – село».

2) Разработка методики и программы комплексного изучения удалённых городских районов как сложных постгородских культурных ландшафтов, сочетающей методы и исследовательские стратегии культурной и гуманитарной географии, качественной социологии, антропологии города и феноменологии.

3) Апробация указанных теоретических принципов и методических приёмов на практике в эмпирическом исследовании района Ясенево.

4) Разработка подходов к практическому применению полученных систем пространственных репрезентаций для целей стимулирования локальных идентичностей, маркетинга и брендинга территорий

Сроки проведения работы над проектом

1 января – 15 декабря 2019 года

Этапы работы НУГ:

Предварительный этап

До начала работы НУГ её коллектив с ноября 2018 г. работал в качестве мастерской по культурной географии города в Высшей школе урбанистики им. А.А. Высоковского. Были сформулированы основные параметры проекта, подана заявка на конкурс НУГ, начата методическая подготовка и сбор эмпирических данных.

Этап 1

Проведение эмпирического и теоретического исследования, обсуждение предварительных результатов в рамках семинаров НУГ, представление результатов на научных конференциях и подготовка публикаций.

Этап 2

Анализ результатов проведенных исследований, составление общего отчета о работе НУГ; освещение результатов работы на профильных конференциях, подготовка публикаций по результатам теоретического, эмпирического и методологического исследований руководителем и участниками НУГ.

Ожидаемые научные результаты исследований, предполагаемое использование результатов в деятельности НИУ ВШЭ

В теоретическом отношении в результате исследований НУГ предполагается осмысление постгородских пространств через их взаимосвязи с постгородскими сообществами и проявления множественных картографий воображения.

В методическом отношении предполагается разработка конкретной методики исследования множественных пространственных репрезентаций удалённых районов городов в постсовременной ситуации и взаимосвязей между ними, выполненной на основе российской гуманитарной и англо-американской новой культурной географии, качественной социологии, антропологии города, однако с учётом феноменологических подходов и трансформаций последних десятилетий.

В практическом отношении результатом работы должно стать комплексное культурно-географическое исследование района Ясенево в г. Москве, служащее основанием для развития локальных идентичностей, маркетинга и брендинга территорий, а также интерпретация этих результатов в сфере социокультурного проектирования.

Предполагаемые результаты имеют существенное значение для городской культурной политики, социокультурного проектирования, а также при решении социальных проблем периферийных районов крупнейших российских городов (в частности, Москвы). Выявленные географические образы могут стать основой концепции районных выставок, серий культурных событий, фестивалей, периодических программ учреждений культуры, направленных на формирование районных сообществ и стимулирования локальных идентичностей, основанных на местных устойчивых пространственных образах и знаковых местах. Они также могут быть применены в области маркетинга и брендинга территорий.

Форма представления результатов проекта

Результаты работы НУГ будут представлены в виде публикаций на русском или английском языках в российских журналах «белого списка»; докладов и/или статей в сборниках материалов конференций с отдельными теоретическими, методическими и эмпирическими результатами.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.