Адам Смит: уроки понимания Севера

Впервые за всю историю Адам Смит был зачислен в североведы на научном семинаре «Север и Арктика глазами урбанистов». Как это вышло — разбираемся в репортаже Анны Музалевой.

Адам Смит: уроки понимания Севера

Все началось с того, что Александр Пилясов, приглашенный спикер, ведущий эксперт по экономике северных регионов, отправляясь на «Арктический Плавучий университет» взял с собой все тома «Богатства народов». По словам Александра Николаевича, именно тогда к нему пришло осознание, насколько Адам Смит недооценен. Его идеи, незамеченные большинством, сегодня как никогда актуальны – особенно в условиях Арктики.

Адам Смит – создатель классической школы экономики, писал свои труды в момент агроиндустриального перехода. Он был ученым, не связанным с торговыми или политическими кругами, поэтому не лоббировал чьи-то интересы, а старался определить объективный подход к эффективному развитию Великобритании. Но Великобритания обширна и крайне неоднородна, особенно в то время. Адам Смит, выросший в Кирколди, небольшом шотландском городке, а затем проведший значительное время в университетах Глазго и Оксфорда, знал об этом как никто другой. Он был интеллектуалом, чья среда отличалась от той, в которой формировались его последователи – редкое сочетание периферийности highlands и университетов, баланса высокого уровня образования и самостоятельности идей. Как родная Шотландия помогла Адаму Смиту сформировать его дискурс?

«Рука свободного рынка» – первая ассоциация, возникающая с Адамом Смитом. Мы все помним, что он писал о важности разделения труда, отмене пошлин и зле монополий. В целом, это было актуально для экономически развитой Англии, где был рынок, налаженное производство товаров, на которые был спрос. Но что, если открыть «Богатство народов» и вчитаться в каждую страницу? Мы обнаружим, что буквально с тридцатой страницы ученый начинает описывать ситуацию отдаленных территорий – на примере Шотландии объясняет, что во внутренних частях горного региона попросту невозможно разделение труда. В таких регионах из-за малой численности населения нет достаточного объема рынка, и, следовательно, негде сбывать крупные партии продукции,  произведенной в результате специализации. К тому же, погодные условия и особенности расселения формируют условия существования, в которых каждый человек вынужден ежедневно выполнять множество мелких задач, за выполнением которых в более населенных местностях они обратились бы к специализированному ремесленнику. Практически ту же картину мы видим и сегодня в северных регионах, хотя и более удаленных, чем Шотландия Адама Смита. Если понимать Север именно как «удаленность», то сегодня он просто сместился в еще более северный районы планеты, но экономическая суть во многом осталась прежней.

В своих трудах Смит уделяет много внимания ресурсам, природной нестабильности. И, что особенно было актуально для Великобритании тех времен, Адам Смит рассуждает о методах для развития колоний, их автономности в зависимости от расстояния от метрополии. У экономиста, в отличие от его коллег, хорошее понимание старых и новых отраслей, что новые растут быстрее, пока в старых ослабевает конкуренция. Все это можно обозначить «Северным каноном» на контрасте с «традиционным», вроде «руки рынка», актуальных скорее для столиц, чем для удаленных отраслей. 

Адам Смит писал свои труды более двухсот лет назад. Тогда он предостерегал страны относительно того, что наличие серебряных и золотых рудников может негативно повлиять на их экономику. «Но все то, что повышает в какой-либо стране обычную норму прибыли выше ее нормального уровня, неизбежно ставит эту страну в абсолютно и относительно неблагоприятное положение во всех отраслях ее торговли, в которых она не обладает монополией,» – на 240 странице он описывает то, что в конце 20-го века назовут «голландской болезнью». А что касается монополий? Мы привыкли думать, что Адам Смит выступал против них. На самом же деле экономист считал, что вред от монополий не безусловный, а контекстный. То есть, в некоторых ситуациях монополия – это вынужденная мера для развития той или иной отрасли. Его идея свободного рынка имеет ограничения – и это хорошо, ведь лучше описывает реальность. Но по итогу монополии должны быть уничтожены, чтобы не тормозить экономику.

Классик начинает пятую книгу «Богатства народов» с описания «суперорганизаций» того времени,  разграничивая привилегированные и акционерные компании для иностранной торговли и работе в колониях. Привилегированные – это торговые компании, которым государство предоставляло монопольные права на ведение торговли в определенных регионах или отраслях. Они получали исключительные привилегии (например, Британская Ост-Индская компания имела монополию на торговлю с Индией). Монополия снижала конкуренцию, что, по мнению Смита, вело к неэффективности, росту цен и снижению качества товаров. Такие компании часто пользовались политической и военной поддержкой государства. Экономист положительно относился к акционерным компаниям, капитал которых формировался за счет вкладов множества инвесторов (акционеров), распределяющих прибыль и убытки. Они могли функционировать без монополий, работая в условиях рыночной конкуренции. Пример – Голландская Ост-Индская компания, имевшая более гибкую систему управления. Хотя такие компании также могли участвовать в колониальной деятельности, их существование было менее зависимо от государственных привилегий.

Для урбанистов и консультантов по развитию регионов Севера идеи Адама Смита сегодня не менее актуальны. Александр Пилясов призывает сформулировать основы политической экономии северной ресурсной страны:

  • Поощрять производительные инвестиции ресурсной ренты в инфраструктуру, науку, образование – то, что Смит назвал бы расширением «основного капитала нации».
  • Поддерживать свободу торговли – для арктических ресурсов это означает выгодную интеграцию в мировые рынки без излишнего протекционизма, но с осторожностью к «узкой специализации» только на сырье.
  • Обеспечивать защиту прав собственности и предсказуемость правил. Смит считал, что правовая определенность стимулирует накопление капитала, а для Арктики это ключ к привлечению инвестиций в сложные проекты.
  • Учитывать естественные ограничения Севера. Классик учитывал, что климат и почва также влияют на богатство народов.

Современные концепции, схожие с идеями Смита и актуальные для России – это, например, ко-менеджмент (co-management). Вместо неэффективного госуправления – участие местных сообществ, коренных народов, частного сектора и государства в коллективном управлении природными ресурсами. Особенно актуально это в Арктике, где проживают малочисленные народы, традиционно зависящие от природы. Для российской Арктики применение соуправления могло бы означать: включение представителей регионов и общин Севера в распределение рентных доходов; соглашения о партнерстве компаний с местным населением (по типу «соглашений о разделе продукции»); консультации с коренными народами при разработке месторождений. Такая модель снижает конфликтность, учитывает местные интересы и экологические риски. Более того, соуправление способствует развитию гражданского общества на Севере и реализации принципа субсидиарности – решения принимаются на максимально приближенном к проблеме уровне. Смит в свое время отмечал, что интересы «третьего класса» (капиталистов-торговцев) могут противоречить общественным, если их не сдерживать.

Эпоха, в которую жил Адам Смит, близилась к индустриальной – наша же от индустриальности отходит. Чтобы сформулировать стратегию развития Российского Севера, нам в том числе нужно переоткрыть идеи классика. Уроки Адама Смита – о важности конкуренции, труда, осторожности к ренте и монополиям – актуальны для преодоления нынешних вызовов. Современные теории дополнили эти идеи пониманием рисков «ресурсного проклятья» и путей их нейтрализации: через сильные институты, диверсификацию, инновации и вовлечение общества. Применительно к России и Арктике это означает переход от модели, зависимой от природной ренты и узкого круга ресурсных элит, к модели общественного договора, где природные богатства служат всему народу и будущим поколениям.

Анализ истории ресурсных регионов мира показал необходимость сдержек и противовесов: чтобы интересы государства и корпораций не доминировали в ущерб интересам регионов, граждан. Экономическая политика должна стать проактивной: не просто реагировать на колебания цен, а направлять экономику по стратегическому курсу – к устойчивости и процветанию в постуглеродную эпоху. Институциональные реформы – от фондов благосостояния до совместного управления с коренными народами – являются инструментами для этого.

Запись семинара

Автор статьи

Анна Музалева

Студентка 1 курса программы «Управление пространственным развитием городов»