Экспедиции

Работа с городами подразумевает индивидуальный подход к каждой территории. Проект, созданный без понимания локального контекста, вряд ли будет успешным. Именно поэтому важной частью как образовательной, так и научной жизни Высшей школы урбанистики являются полевые выезды. Существует два главных формата, различные по целям и итоговому продукту:

  • экспедиции — исследования, ориентированные на научный результат, реализуемые сотрудниками Школы;

  • обучающие практики — обязательная часть образовательного процесса, в рамках которой студенты отрабатывают изученные методы, знакомятся с разнообразными городскими феноменами и пр.

В экспедиционных исследованиях преподаватели и сотрудники Высшей школы урбанистики активно задействуют студентов. С каждым годом все больше направлений научно-исследовательской работы сотрудников факультета  включают в себя экспедиционные форматы. В отличие от практики, которая является обязательным элементом обучения, участие в экспедициях происходит по инициативе самих студентов. Тему, город, маршрут и программу исследования определяет его руководитель.

Как принять участие в экспедициях

В экспедициях могут принять участие как студенты бакалавриата и магистратуры факультета городского и регионального развития, так и представители других образовательных программ НИУ ВШЭ. Чтобы присоединиться к той или иной экспедиции, необходимо пройти конкурсный отбор: в разных исследованиях могут быть востребованы студенты с разными навыками и компетенциями. 

С 2018 года некоторые экспедиции проходят в рамках программы фонда образовательных инноваций «Открываем Россию заново». Анонсы публикуются на общеуниверситетском портале НИУ ВШЭ «Ярмарка проектов», там же происходит отбор заявок. 

Для ознакомления с реализованными и будущими проектами следует применить фильтр «Экспедиции» (статус: «Завершенные» или «Открытые для записи»).

Наши экспедиции

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

Из дневников прошедших экспедиций

Экспедиция «Память и идентичности жителей Владивостока в контексте городского пространства и мобильности» (2019).

«Эгершельд считается местом, с которого началось заселение Владивостока. Этот факт – еще один предмет гордости для местных. Кроме того, вам обязательно расскажут, что именно здесь, а не на вокзале в центральном районе города располагается настоящий конец Транссибирской магистрали.

Достопримечательностью Эгершельда, оставшейся в прошлом, был валютный магазин, о котором любят вспоминать жители старшего поколения. Он служил местом сбора привилегированной части горожан, имевшей доступ к зарубежным товарам (моряки, ходившие в рейсы за границу, могли потратить здесь оставшиеся командировочные), а остальные разглядывали модные наряды дам, приезжавших за покупками».

Свободный порт Владивосток
Свободный порт Владивосток
korabel.ru

«Парадокс района Столетие, сложившегося вокруг одноименного проспекта, состоит в том, что он является, с одной стороны, активным транспортным хабом, пространством связности и перемещения, а с другой — самодостаточным и спокойным спальным районом. Он проницаем и соединен с разными частями города, но обладает собственной историей. Ближе к проспекту 100-летия Владивостока кипит жизнь, там расположены более престижные и новые дома. Глядя на эту часть района, человек первым делом вспоминает о мегаполисе. В глубине района — хрущевки и двухэтажные дома с деревянными перекрытиями, обстановка, более свойственная старому спальному району: много зелени, клумбы, которые разводят местные жители, коты, детские площадки».

Экспедиция «Городская повседневность вопреки рельефу. Кейс Владивостока» (2019).

«Исследовательское знакомство с городом проходило в формате «дрейфа» — метода, позволяющего смотреть и анализировать городское пространство, фланируя по заранее оговоренным правилам. Нашей команде досталась одна из самых интерактивных ситуаций: мы попробовали себя в роли курьеров и должны были доставить груз в раскиданные по районам точки. Мы решили, что не важна природа нашего груза: то были телевизор, мисо-суп, принтер, торт, замороженная рыба и пр. — главное, чтобы нести его было тяжело, а заказ был выполнен максимально быстро, вопреки рельефу. Телевизор донести, в целом, нам удалось, даже суп практически не расплескали, а в остальном мы потерпели фиаско: торт превратился в сладкую массу, замороженная рыба растаяла и умылась проливным дождем, а принтер вообще пришлось сбросить с очередной сопки».

«В силу особенностей рельефа пешеходам планировать временные издержки на перемещения по Владивостоку особенно затруднительно. Сколько бы времени ни закладывал на маршрут онлайн-сервис (Яндекс, Google, 2ГИС), этому не стоить доверять: пятнадцатиминутные передвижения между точками согласно приложениям зачастую превращались в получасовые, а то и часовые марш-броски. Кроме того, мы столкнулись с повальной проблемой организации движения: в городе крайне редки пешеходные переходы, и людям зачастую приходится перебегать дороги, несмотря на гиперинтенсивный траффик. Высокая интенсивность движения сохраняется даже во внутридворовых проездах, так что всегда стоит оставаться начеку».

Руководители экспедиций

Кульчицкий Юрий Викторович

Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Старший преподаватель

Молодцова Варвара Александровна

Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Старший преподаватель

Никогосян Каринэ Сергеевна

Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Старший преподаватель

Варшавер Евгений Александрович

Приглашенный преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского

Кодзокова Диана Руслановна

Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Приглашенный преподаватель

Майорова Ксения Сергеевна

Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Преподаватель