Урбанистика и право: как меняется профессия, почему и как на нее воздействуют всевременные ценности

Эдуард Трутнев — профессор ВШУ, преподаватель дисциплины «Правовое градорегулирование» — поделился мнением о том, как развивается урбанистика, что в ней важно сегодня и почему урбанистам необходимо доказательное мышление.

Дискуссия о том, как урбанистика изменилась за 15 лет. Конференция имени А.А. Высоковского, 2025

Дискуссия о том, как урбанистика изменилась за 15 лет. Конференция имени А.А. Высоковского, 2025

Трутнев Эдуард Константинович
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: профессор

Что такое урбанистика?

Поскольку Вы ведете беседу с преподавателем дисциплины «правовое градорегулирование», я должен предъявить доказательные и доказанные суждения. Правовая реальность шире реальности практики по причине того, что она отделяет должное от недолжного — запретного. Она указывает доказательным образом на то, как надо — как должно, а должное может сейчас не осознаваться и отсутствовать в виде задач для практической деятельности.

Потребуется небольшая преамбула–артикуляция для того, чтобы мой ответ не показался невнятным. Урбанистика — это переложение на практику философии города. Против этого утверждения могут предъявить возражения.

Во-первых, якобы, нет такой философии. Это возражение можно принять к сведению, но только в малой степени. Действительно, доныне нет систематического изложения философии города. Однако все же существует в ментально-духовной области такая философия, которая пока еще остается невоспринятой в ее полноте и не предъявленной на классическом языке философии.

Во-вторых, то, что обозначается словами «переложение на практику», — это области различных специализированных наук и компетенций, которые в отношении города обычно не обязаны кооперироваться, но обретают такую императивную обязанность, только когда является осознание того, что философия города все же существует. В этом случае все пазлы смыслов сходятся в целостную картину того, что называется урбанистикой.

В порядке дополнительных аргументов могу сослаться на понятие «идея города» и иные понятия, доказанные определения которых опубликованы в «Азбуке понятий градорегулирования с доказательствами, иллюстрациями, комментариями» и в рубрике «обсуждение вопросов градорегулирования» (далее слова, поставленные здесь в кавычки, будут означать понятия, определения которым даны в указанных источниках).

Дискуссия о том, как урбанистика изменилась за 15 лет. Конференция имени А.А. Высоковского, 2025

Когда урбанистика соотносится с философией города, то под городом имеется в виду среда обитания в ее максимизированном проявлении. Если понимать урбанистику как философию города, то получается, что это есть уразумение законов-закономерностей (А) конструирования-устроения города и (Б) существования горожан в городе. Философия города объемлет все, что доступно уразумению человека для обеспечения его достойного существования.

Философия — это наука? Нет, нечто большее. Это совокупность наук, это выход за пределы каждой отдельной науки в область сочетания разнообразных наук. Их ориентированность на человека указывает на существование всевременных ценностей — суть критериев эффективности тех наук, которые объединены урбанистикой.

Важный признак урбанистики — командная работа. Здесь один в поле не воин. Хорошо иметь мотор в командной работе. Александр Аркадьевич Высоковский, с которым мне посчастливилось работать, был таким мощным мотором. Он мог втягивать в рабочий процесс специалистов с разными компетенциями.

Как связаны ценности и город?

Само возникновение города — это проявление ценностей. Это защита ценного от иного при том, что такая защита выполняется посредством организации пространства. Защита ценного в городе начинается с обеспечения безопасности для жизни — сначала безопасности физической. Но на этом не кончается, поскольку объективным-принудительным образом переходит на восходящие уровни комплексной безопасности (последовательно сочетающей в себе все виды безопасности — физической, функциональной, социальной, психологической и даже эстетической).

При этом последовательно, как бы сами собой возникают несколько понятий:

  • Юридически значимые «запреты» на создание приобъектных пространств дворов в размерах меньше минимально необходимого (суть — запреты на создание «человейников»).
  • «Критериальность градорегулирования» и ее проявление в виде «критериальной шкалы соразмерной застройки».
  • «Идентичная морфология застройки города» и с нею связанная потребность в «системе зонального-правового градорегулирования» — системе, которая только и может обеспечить созидание такой морфологии сообразно объективно существующим законам, сообразно «теории градорегулирования».

Там, где параметризируются критерии, возникает наука. Однако ценности непосредственно в науке не живут — наука не может их продуцировать. Осознавать и продуцировать ценности может только мышление, которое опирается на моральный закон внутри человека, — закон, которого нет в науке. В этой связи полезно ознакомиться с определением понятия «Искусственный интеллект в градорегулировании».

Зрители дискуссии о том, как урбанистика изменилась за 15 лет. Конференция имени А.А. Высоковского, 2025
Зрители дискуссии о том, как урбанистика изменилась за 15 лет. Конференция имени А.А. Высоковского, 2025

Кто такой урбанист?

Это тот специалист, которому могут быть приписаны одновременно три характеристики. Первое — это обладание соответствующей компетенцией, специальностью: инженер, юрист, экономист, транспортник, социолог, антрополог, планировщик, архитектор.

Второе — это наличие стремления и способности мыслить доказательно и комплексно-целостно, в том числе благодаря склонности и умению работать в команде единомышленников — в команде, собранной из представителей разных профессий.

Третье — это приверженность своему делу, умение защищать разумение объективности своей позиции, своих решений, выработанных неангажированным доказательным мышлением, — защищать посредством внедрения в результаты своей деятельности норм права, включая нормы правового градорегулирования и параметризованное право в виде «градостроительных регламентов».

Как профессия урбаниста развивается в последние пятнадцать лет?

Закономерно происходит последовательное увеличение числа тематических компонентов, вовлекаемых в сферу урбанистики. Расширяется практика, которая через аналитику ориентируется на выработку конкретных предложений по развитию территорий разного масштаба и разной проблематики. Это сказывается и на образовании, которое становится все более востребованным — практико-ориентированным.

При этом область правового обеспечения урбанистики пока еще отстает от требований времени — развивается не столь активно, как требовалось бы. Урбанистика, среди прочего, — это также и критериальные ограничения «выгодоприобретательных интересов» для «альфа-бенефициаров строительства» — интересов, которые без таких ограничений становятся деструктивными. Нынешняя «правовая реальность» такова, что мы имеем раздвоенное, «дуалистическое законодательство». А то, что раздвоено, обречено быть противоречивым и не эффективным. Здесь предстоит сдерживать и обращать вспять негативные тенденции, наверстывать упущенное в области позитивного.

Зрители дискуссии о том, как урбанистика изменилась за 15 лет. Конференция имени А.А. Высоковского, 2025
Зрители дискуссии о том, как урбанистика изменилась за 15 лет. Конференция имени А.А. Высоковского, 2025

Как будут развиваться города?

Осмысляя этот вопрос, невозможно пройти мимо определения понятия «идея города». А в размышлениях над тем, что такое «город будущего», неизбежно появляются визуальные образы того, что называется «неприкаянные небоскребы», которые повсеместно заполонили территории мегаполисов. Спрашивается, как это соотносится с неупразднимыми, всевременными «ценностями пространственными базовыми»? С достоинством человеческого существования? Ответы имеются, но потребность в их уразумении обычно отсутствует, часто замещается тем, что называется безразличием и, или лукавством – расслабленностью в части мышления (см. например, «феномен безразличного приятия любой морфологии застройки).

Город — это область универсального, которая в себе содержит почти все — мысленное и немысленное. В городе важна целостность. Любой вопрос в отношении города — заданный или еще не заданный — уже имеет ответ в логике градорегулирования, но только мы еще не знаем этого ответа, поскольку эта логика остается для нас неосмысленной, а значит — неведомой. Мы обречены не знать ответов или иметь ложные ответы благодаря неприменению «доказательного мышления». Есть такое понятие, как «саморазвертывание смыслов градорегулирования». Согласно этому понятию смыслы обозначают некоторые границы, в том числе границы для свободы конструирующего творчества в отношении города — границы-препятствия для того, чтобы свобода творчества не обращалась в нечто негативное: в оправдание произвола посредством ложной «эстетизации хаоса».

Дискуссия о том, как урбанистика изменилась за 15 лет. Конференция имени А.А. Высоковского, 2025

Здесь возникает еще один важный вопрос — о соотношении градоустроения и архитектуры. Сейчас можно наблюдать «локальную внесистемную максимизацию застройки». Застройщик приобретает некий земельный участок и впихивает в него немеренное количество квадратных метров жилья. Ныне для такого произвола фактически нет правовых «запретов». То есть реализуется застройка, несоразмерная «ценностям пространственным базовым». Это реально происходящая деструкция города. Но она остается неосознанной. Характерная черта периода, который мы переживаем в урбанистике, — неосознанность «правовой реальности». Оказывается, что такую неосознанность полезно уберегать от критики и даже культивировать ее распространение, поскольку она может быть весьма полезной для наращивания выгодоприобретений — материальных и/или репутационных. В такой неосознанности комфортно существовать. Например, можно окуклиться в своей профессии, заниматься проектированием зданий в виде предполагаемых архитектурных шедевров, забыв о «градоустроительном контексте» (иллюстративные примеры такой показательной забывчивости представлены, например, на рисунке 28 в упомянутой Азбуке), необоснованно исключив из комплементарного восприятия противоречивой реальности, например, то, что действительно существует в виде «деструкции города строительством».

В подлинной урбанистике важно не поддаваться соблазнам комплементарных деклараций, но опираться на ценности и «доказательное мышление». Урбанистика как философия для практики должна себя доказывать, утверждать и понуждать безосновно несогласных — понуждать законодательством к реализации своих принципов, позиций, решений.

А вы сам — урбанист?

Согласно тройственной характеристике того субъекта, который может именоваться «урбанистом» (доказательно размышляющий субъект, обладающий компетенцией в соответствующей профессии, который защищает свои убеждения правовыми нормами) — я урбанист. Со стороны же той профессиональной деятельности, которой я занимаюсь непосредственно, предпочитаю себя называть градоустроителем.