• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каким будет университет через 10 лет: Высшая школа урбанистики на выставке «Открытый город»

В этом году впервые для отчетной выставки-конференции Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы в качестве основной выбрана тема образования.

Компания Citymakers подготовила обзор актуальных предложений на рынке образовательных услуг для будущих архитекторов, дизайнеров и городских планировщиков, проанализировав бакалаврские и магистерские программы десяти московских ВУЗов. Об изменениях, которые ждут нас в ближайшие 10 лет в связи с развитием технологий, скоростью урбанизации и необходимостью приобретения новых профессиональных компетенций, размышляли сами университеты.

Перед каждой командой стояла задача сформулировать видение 2026 года по шести направлениям:

– Образовательная деятельность;
– Портрет выпускаемого специалиста;
– Портрет преподавателя;
– Научная деятельность;
– Международная деятельность;
– Пространство ВУЗа.

О том, каким видит 2026-й год команда Высшей школы урбанистики, читайте в нашем материале.

Шесть тем о развитии университета от 2016 к 2026 гг.
Шесть тем о развитии университета от 2016 к 2026 гг.

Состав команды:
Студенты: Алёна Авдеева // Антон Айсин // Валерия Загвозкина // Елизавета Беспалова // Мария Головенкина
Тьюторы: Надежда Хорт // Родион Еремеев // Павел Акимов // Татьяна Шварева
Куратор: Марина Сапунова

2016-20(26)

Шесть тем о развитии университета, предложенных организаторами, – это шесть манифестов Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского о городе как пространстве диалога и взаимодействия, о последовательности в создании условий для непрерывных изменений, о важности критической позиции городского исследователя и о понятии «открытости», которое уже сегодня становится для нас ключевым.



Университет для города

«Открытость» как объемно-пространственная характеристика вуза означает переход от модели университета в городе к модели университета для города. Через 10 лет Университет не является пассивным потребителем городского пространства, безучастной стороной процесса городского планирования. Университет становится активным производителем городского пространства, учитывающим потребности как студентов и преподавателей, так и горожан. На смену закрытому кампусу, использующему потенциал отдельных районов города, приходит открытый городской университет, становящийся точкой роста и драйвером развития территорий.

Концепция открытого кампуса включает помещения для учебы, исследовательские лаборатории и общежития. Высшая школа урбанистики становится проводником городских исследований и инициатив по преобразованию среды - полигоном для экспериментов и прототипов. Практики обучения «через проекты и погружение в среду» масштабируемы на реальные городские территории и объекты. Анализируя опыт управления городским пространством, Школа моделирует адаптивные решения для меняющегося контекста непрерывно усложняющегося города и предъявляет свои требования к организации среды.

Сегодняшние проблемы всего университета Высшей школы экономики, связанные с разбросанностью зданий по территории города, в будущем решаются за счет гибких инструментов управления собственностью: перераспределением учебных корпусов и общежитий в соответствии с задачами и потребностями факультетов. Факультетам общественных наук, тесно связанным с социологическими, культурологическими, экономическими исследованиями будет предоставлена возможность находиться в насыщенной динамичной городской среде, где изучаемые ими процессы развертываются с большей силой, в то время как естественнонаучные факультеты, которым требуются лаборатории и пространства для экспериментов другого рода, могут стать инициаторами редевелопмента бывших промышленных зон города.

Школа становится открытым пространством для дискуссий, где через исследования, проекты и образовательные программы всегда можно задавать вопросы, оспаривать полученные ответы и формулировать свои требования к городскому пространству. Высшая школа урбанистики становится открытой к городу и открытой для города.


Проект экспозиции Высшей школы урбанистики
Проект экспозиции Высшей школы урбанистики

Пристальный взгляд, глубинное погружение

Ключевым элементом в изучении городских процессов является настройка оптики будущего урбаниста.

Образовательная программа урбаниста — по аналогии с городом –  усложняющаяся система, реагирующая на появление технологий, рост количества акторов, развитие социальных институтов и форм их взаимодействий. Каждый вопрос требует своей исследовательской оптики на разных этапах погружения. Подобный исследовательский плюрализм подходов и методов достижим только в том случае, если студент обладает компетенциями не только исследователя, но и «горожанина». Школа осознанно выделяет компетенцию «горожанина» как особый вид компетенций наравне с исследователем. Быть горожанином – значит выступать в роли вовлеченного в процесс городских изменений властного субъекта, способного формулировать свои вопросы к качеству пространства.

Приоритетом образовательных программ становится комплексный анализ ситуации и глубинное погружение в локальный контекст. В качестве продолжения моделей «обучение через всю жизнь» и «обучение через проекты» Школа развивает модель «пристальный взгляд, глубинное погружение», суть которой состоит в том, что изучая город студент сочетает роли пытливого исследователя и горожанина.

Открытость образовательных программ через рост числа каналов распространения знаний и обмена мнениями делает их доступными для большего числа городских субъектов. Студенчество становится открытым и динамичным сообществом людей разного возраста, с разным академическим бэкграундом и личным опытом,  рассматривающих окружающую среду как поле для новых исследований и экспериментов. Происходит «пере-открывание» пространств города. Применение перспективных урбанистичесих подходов, таких как адаптивное управление и адвокативное планирование, позволяет увеличить степень открытости, гибкости и критического осмысления различных городских процессов, а городские процессы больше не являются внешними по отношению к участвующим субъектам.

Сочетание оптик исследователя и горожанина позволит навсегда уйти от представления о существовании «единственно верного решения» в городском проектировании и заменит его открытым и гибким процессом со-участия и со-проектирования города, где каждый участвующий субъект ответственен за свои  действия и способен критически отнестись к действиям другого.

«Урбанист разумный» (Civis Sapiens)

Открытость выпускника к новым идеям требует от него способности к критической рефлексии городских процессов, умения выстраивать диалог с разными городскими субъектами и аргументированно отстаивать свое мнение эксперта и горожанина. Выпускников, которых готовит Высшая школа урбанистики, можно назвать «урбанист разумный». Это профессионал, владеющий навыками эффективной коммуникации, осмысления городской сложности и обладающий критической исследовательской и проектной позицией. Благодаря активной деятельности Школы через 10 лет их число значительно увеличится. Осознанное и открытое планирование получит широкое общественное признание.

«Урбанист разумный» видит город как процесс никогда не прекращающегося диалога, в котором возможно нахождение оптимальных на данный момент решений. Он также помнит, что эти решения не являются единственно верными, поэтому в них всегда заложена гибкость для последующих изменений. Наконец, такой специалист имеет опыт институционального взаимодействия с органами власти, городскими сообществами и другими акторами городских изменений.

Благодаря модели «пристальный взгляд, глубинное погружение», усвоенной еще на этапе обучения, «урбанист разумный» обладает уникальной исследовательской оптикой эксперта и горожанина, что позволяет ему видеть город на разных уровнях во всей его целостности и многозадачности. Эти качества отличают его от других специалистов в области городского развития и управления.

«Урбанист разумный» умеет аккумулировать вопросы к городу со стороны различных городских субъектов, переводить их в задачи городского управления и находить гибкие решения по их интеграции в городскую среду.


Профессор как посредник, город как учитель

Новый образ студента требует постановки новых задач перед Профессором, деятельность которого заметно трансформируется в последующие 10 лет.

Теперь профессор выступает в качестве посредника в групповых проектах и модератора студенческих инициатив. В условиях возрастающей городской сложности он помогает выстроить эффективную групповую коммуникацию, провоцирует на самостоятельное критическое осмысление городских вызовов и противоречий.

Часть своих задач профессор делегирует городу, поскольку само городское пространство становится обучающим. Живя в городе и активно участвуя в его изменениях, студенты приобретают новые знания и навыки, после чего привносят их в учебный процесс. Именно в городе наиболее ярко проявляется роль новых технологий, за которыми сложно уследить из окна университета. Открытость университета для города и города для университета позволяет студенту самому сформировать свою индивидуальную траекторию обучения, включающую посещение публичных лекций, участие в экспериментальных проектах, использование данных из открытых городских источников.

Профессор больше не дает верных ответов, он учит задавать вопросы и критически относится к городским изменениям, выступает в качестве посредника между изучающими города людьми и создаваемыми людьми городами. В это же время город сам становится лучшим учителем.

Словарь урбанистики

Открытость университета означает открытость его научной деятельности, главной целью которой в ближайшие 10 лет станет создание особого языка, на котором профессионалы из разных областей смогут дискутировать о многозадачности городских изменений. Для создания словаря урбанистики потребуется детальная работа по «пересборке» всех используемых в современном городском дискурсе концептов.

В настоящее время наблюдается серьезный разрыв между академическими исследованиями и претворяемыми в жизнь проектами. Не хватает понимания между различными субъектами, участвующими в городских изменениях. Вместе с тем, доверие субъектов друг к другу возможно только через выстраивание диалога и попытку услышать и понять точку зрения другого. Формирование доверия между субъектами способствует открытым и осмысленным процессам планирования городской среды. Благодаря этому станет возможным более глубокое погружение в социальный контекст тех преобразований, которые мы наблюдаем сегодня и будем наблюдать в будущем. В отсутствие зрелых институтов гражданского общества любые технологические разработки малоэффективны! Школа ставит своей целью создание  условий для формирования поведенческой модели городских субъектов, стремящихся к более ответственному и осознанному производству городского пространства.

Собирание словаря урбанистики является первым шагом на пути к становлению сильного городского сообщества, говорящего на одном языке, способного грамотно формулировать, артикулировать и отстаивать свои интересы в ходе непрерывного диалога с представителями разных сторон.

Мгновенное применение (Early Adopting)

Открытость Университета возможна только в тесной связи с международным сообществом. Через 10 лет создаваемые сегодня в Высшей школе урбанистики лаборатории станут частью всемирной сети, работающей в сфере городов и технологией. Университет будет являться посредником между российским и международным урбанистическим сообществом, поможет интегрировать знание о российских городах в мировой урбанистический дискурс.

Школа разделяет идеологию адаптивного урбанизма, фокусируясь на позитивных эффектах урбанизации как ключевом факторе общественных изменений. В этом смысле Школа включена в глобальную урбанистическую повестку и стремится адаптировать актуальные международные тенденции в сфере городского развития к реальных потребностям российских городов с учетом локального контекста, используя для этого имеющиеся ресурсы и средства. В то же время Школа аккумулирует лучшие российские практики и помогает представить их на международном рынке.