• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович
Академический руководитель программы «Транспортное планирование» Воробьев Антон Николаевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Городское планирование

5 лет
Очная форма обучения
41/40/10
41 бюджетное место
40 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прототипирование городов будущего

2 года
Очная форма обучения
20/15
20 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Транспортное планирование

2 года
Очная форма обучения
20/10/1
20 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление пространственным развитием городов

2 года
Очная форма обучения
30/20/3
30 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Книга
Топонимия Ближнего Зарубежья: 100 лет переименований. Атлас-справочник

Герасименко Т. И., Калуцков В. Н., Коломейцева О. В. и др.

М.: 2020.

Статья
Постгород (III): политики сопространственности и новые медиальности

Замятин Д. Н.

Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 3. С. 232-266.

Глава в книге
Критический анализ существующих подходов к созданию культурно-географических атласов

Митин И. И.

В кн.: ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Междунар. конф.. Т. 26. Ч. 4. М.: Издательство Московского университета, 2020. С. 147-162.

Каким будет университет через 10 лет: Высшая школа урбанистики на выставке «Открытый город»

В этом году впервые для отчетной выставки-конференции Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы в качестве основной выбрана тема образования.

Компания Citymakers подготовила обзор актуальных предложений на рынке образовательных услуг для будущих архитекторов, дизайнеров и городских планировщиков, проанализировав бакалаврские и магистерские программы десяти московских ВУЗов. Об изменениях, которые ждут нас в ближайшие 10 лет в связи с развитием технологий, скоростью урбанизации и необходимостью приобретения новых профессиональных компетенций, размышляли сами университеты.

Перед каждой командой стояла задача сформулировать видение 2026 года по шести направлениям:

– Образовательная деятельность;
– Портрет выпускаемого специалиста;
– Портрет преподавателя;
– Научная деятельность;
– Международная деятельность;
– Пространство ВУЗа.

О том, каким видит 2026-й год команда Высшей школы урбанистики, читайте в нашем материале.

Шесть тем о развитии университета от 2016 к 2026 гг.
Шесть тем о развитии университета от 2016 к 2026 гг.

Состав команды:
Студенты: Алёна Авдеева // Антон Айсин // Валерия Загвозкина // Елизавета Беспалова // Мария Головенкина
Тьюторы: Надежда Хорт // Родион Еремеев // Павел Акимов // Татьяна Шварева
Куратор: Марина Сапунова

2016-20(26)

Шесть тем о развитии университета, предложенных организаторами, – это шесть манифестов Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского о городе как пространстве диалога и взаимодействия, о последовательности в создании условий для непрерывных изменений, о важности критической позиции городского исследователя и о понятии «открытости», которое уже сегодня становится для нас ключевым.



Университет для города

«Открытость» как объемно-пространственная характеристика вуза означает переход от модели университета в городе к модели университета для города. Через 10 лет Университет не является пассивным потребителем городского пространства, безучастной стороной процесса городского планирования. Университет становится активным производителем городского пространства, учитывающим потребности как студентов и преподавателей, так и горожан. На смену закрытому кампусу, использующему потенциал отдельных районов города, приходит открытый городской университет, становящийся точкой роста и драйвером развития территорий.

Концепция открытого кампуса включает помещения для учебы, исследовательские лаборатории и общежития. Высшая школа урбанистики становится проводником городских исследований и инициатив по преобразованию среды - полигоном для экспериментов и прототипов. Практики обучения «через проекты и погружение в среду» масштабируемы на реальные городские территории и объекты. Анализируя опыт управления городским пространством, Школа моделирует адаптивные решения для меняющегося контекста непрерывно усложняющегося города и предъявляет свои требования к организации среды.

Сегодняшние проблемы всего университета Высшей школы экономики, связанные с разбросанностью зданий по территории города, в будущем решаются за счет гибких инструментов управления собственностью: перераспределением учебных корпусов и общежитий в соответствии с задачами и потребностями факультетов. Факультетам общественных наук, тесно связанным с социологическими, культурологическими, экономическими исследованиями будет предоставлена возможность находиться в насыщенной динамичной городской среде, где изучаемые ими процессы развертываются с большей силой, в то время как естественнонаучные факультеты, которым требуются лаборатории и пространства для экспериментов другого рода, могут стать инициаторами редевелопмента бывших промышленных зон города.

Школа становится открытым пространством для дискуссий, где через исследования, проекты и образовательные программы всегда можно задавать вопросы, оспаривать полученные ответы и формулировать свои требования к городскому пространству. Высшая школа урбанистики становится открытой к городу и открытой для города.


Проект экспозиции Высшей школы урбанистики
Проект экспозиции Высшей школы урбанистики

Пристальный взгляд, глубинное погружение

Ключевым элементом в изучении городских процессов является настройка оптики будущего урбаниста.

Образовательная программа урбаниста — по аналогии с городом –  усложняющаяся система, реагирующая на появление технологий, рост количества акторов, развитие социальных институтов и форм их взаимодействий. Каждый вопрос требует своей исследовательской оптики на разных этапах погружения. Подобный исследовательский плюрализм подходов и методов достижим только в том случае, если студент обладает компетенциями не только исследователя, но и «горожанина». Школа осознанно выделяет компетенцию «горожанина» как особый вид компетенций наравне с исследователем. Быть горожанином – значит выступать в роли вовлеченного в процесс городских изменений властного субъекта, способного формулировать свои вопросы к качеству пространства.

Приоритетом образовательных программ становится комплексный анализ ситуации и глубинное погружение в локальный контекст. В качестве продолжения моделей «обучение через всю жизнь» и «обучение через проекты» Школа развивает модель «пристальный взгляд, глубинное погружение», суть которой состоит в том, что изучая город студент сочетает роли пытливого исследователя и горожанина.

Открытость образовательных программ через рост числа каналов распространения знаний и обмена мнениями делает их доступными для большего числа городских субъектов. Студенчество становится открытым и динамичным сообществом людей разного возраста, с разным академическим бэкграундом и личным опытом,  рассматривающих окружающую среду как поле для новых исследований и экспериментов. Происходит «пере-открывание» пространств города. Применение перспективных урбанистичесих подходов, таких как адаптивное управление и адвокативное планирование, позволяет увеличить степень открытости, гибкости и критического осмысления различных городских процессов, а городские процессы больше не являются внешними по отношению к участвующим субъектам.

Сочетание оптик исследователя и горожанина позволит навсегда уйти от представления о существовании «единственно верного решения» в городском проектировании и заменит его открытым и гибким процессом со-участия и со-проектирования города, где каждый участвующий субъект ответственен за свои  действия и способен критически отнестись к действиям другого.

«Урбанист разумный» (Civis Sapiens)

Открытость выпускника к новым идеям требует от него способности к критической рефлексии городских процессов, умения выстраивать диалог с разными городскими субъектами и аргументированно отстаивать свое мнение эксперта и горожанина. Выпускников, которых готовит Высшая школа урбанистики, можно назвать «урбанист разумный». Это профессионал, владеющий навыками эффективной коммуникации, осмысления городской сложности и обладающий критической исследовательской и проектной позицией. Благодаря активной деятельности Школы через 10 лет их число значительно увеличится. Осознанное и открытое планирование получит широкое общественное признание.

«Урбанист разумный» видит город как процесс никогда не прекращающегося диалога, в котором возможно нахождение оптимальных на данный момент решений. Он также помнит, что эти решения не являются единственно верными, поэтому в них всегда заложена гибкость для последующих изменений. Наконец, такой специалист имеет опыт институционального взаимодействия с органами власти, городскими сообществами и другими акторами городских изменений.

Благодаря модели «пристальный взгляд, глубинное погружение», усвоенной еще на этапе обучения, «урбанист разумный» обладает уникальной исследовательской оптикой эксперта и горожанина, что позволяет ему видеть город на разных уровнях во всей его целостности и многозадачности. Эти качества отличают его от других специалистов в области городского развития и управления.

«Урбанист разумный» умеет аккумулировать вопросы к городу со стороны различных городских субъектов, переводить их в задачи городского управления и находить гибкие решения по их интеграции в городскую среду.


Профессор как посредник, город как учитель

Новый образ студента требует постановки новых задач перед Профессором, деятельность которого заметно трансформируется в последующие 10 лет.

Теперь профессор выступает в качестве посредника в групповых проектах и модератора студенческих инициатив. В условиях возрастающей городской сложности он помогает выстроить эффективную групповую коммуникацию, провоцирует на самостоятельное критическое осмысление городских вызовов и противоречий.

Часть своих задач профессор делегирует городу, поскольку само городское пространство становится обучающим. Живя в городе и активно участвуя в его изменениях, студенты приобретают новые знания и навыки, после чего привносят их в учебный процесс. Именно в городе наиболее ярко проявляется роль новых технологий, за которыми сложно уследить из окна университета. Открытость университета для города и города для университета позволяет студенту самому сформировать свою индивидуальную траекторию обучения, включающую посещение публичных лекций, участие в экспериментальных проектах, использование данных из открытых городских источников.

Профессор больше не дает верных ответов, он учит задавать вопросы и критически относится к городским изменениям, выступает в качестве посредника между изучающими города людьми и создаваемыми людьми городами. В это же время город сам становится лучшим учителем.

Словарь урбанистики

Открытость университета означает открытость его научной деятельности, главной целью которой в ближайшие 10 лет станет создание особого языка, на котором профессионалы из разных областей смогут дискутировать о многозадачности городских изменений. Для создания словаря урбанистики потребуется детальная работа по «пересборке» всех используемых в современном городском дискурсе концептов.

В настоящее время наблюдается серьезный разрыв между академическими исследованиями и претворяемыми в жизнь проектами. Не хватает понимания между различными субъектами, участвующими в городских изменениях. Вместе с тем, доверие субъектов друг к другу возможно только через выстраивание диалога и попытку услышать и понять точку зрения другого. Формирование доверия между субъектами способствует открытым и осмысленным процессам планирования городской среды. Благодаря этому станет возможным более глубокое погружение в социальный контекст тех преобразований, которые мы наблюдаем сегодня и будем наблюдать в будущем. В отсутствие зрелых институтов гражданского общества любые технологические разработки малоэффективны! Школа ставит своей целью создание  условий для формирования поведенческой модели городских субъектов, стремящихся к более ответственному и осознанному производству городского пространства.

Собирание словаря урбанистики является первым шагом на пути к становлению сильного городского сообщества, говорящего на одном языке, способного грамотно формулировать, артикулировать и отстаивать свои интересы в ходе непрерывного диалога с представителями разных сторон.

Мгновенное применение (Early Adopting)

Открытость Университета возможна только в тесной связи с международным сообществом. Через 10 лет создаваемые сегодня в Высшей школе урбанистики лаборатории станут частью всемирной сети, работающей в сфере городов и технологией. Университет будет являться посредником между российским и международным урбанистическим сообществом, поможет интегрировать знание о российских городах в мировой урбанистический дискурс.

Школа разделяет идеологию адаптивного урбанизма, фокусируясь на позитивных эффектах урбанизации как ключевом факторе общественных изменений. В этом смысле Школа включена в глобальную урбанистическую повестку и стремится адаптировать актуальные международные тенденции в сфере городского развития к реальных потребностям российских городов с учетом локального контекста, используя для этого имеющиеся ресурсы и средства. В то же время Школа аккумулирует лучшие российские практики и помогает представить их на международном рынке.