В Shukhov Lab прошел Tech Breakfast «Современный город, законодательство об искусственном интеллекте и робототехнике: какими им быть?»

В рамках серии открытых обсуждений по преобразованию городской среды на основе новых технологий и сервисов в Shukhov Lab в феврале был проведен первый деловой завтрак в формате Tech Breakfast. Темой междисциплинарного диалога стал «Современный город, законодательство об искусственном интеллекте и робототехнике: какими им быть?»

В Shukhov Lab прошел Tech Breakfast «Современный город, законодательство об искусственном интеллекте и робототехнике: какими им быть?»

Поводом для встречи профессионалов из разных сфер послужил новый законопроект о робототехнике, разработанный по инициативе руководителя «Мэйл.ру» Дмитрия Гришина. Он был опубликован в декабре 2016 года и сразу вызвал острую полемику. На круглом столе в Shukhob Lab мы постарались обсудить наиболее спорные аспекты использования в городской среде беспилотного транспорта и другой робототехники, систем искусственного интеллекта, а также перспективы законодательного регулирования данных технологий.

Модерировали обсуждение кандидат юридических наук, доцент факультета Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, лектор магистерской программы «Прототипирование городов будущего» Иван Медведев (https://www.hse.ru/staff/imedvedev) и кандидат юридических наук Дмитрий Огородов.

Во вступительном слове Иван Медведев отметил, что дискуссии, связанные с новыми технологиями, можно свести к двум крупным блокам. Первый: технические специалисты должны популярным языком донести до широкой общественности, что за технология перед нами. И второй – собственно юридическая работа. Нужно переложить технологию на язык существующего правопорядка. Право любой страны имеет свои традиции и систему понятий и институтов. И в нее новая технология должна попасть, не разрушая контекст.

В этом отношении новый законопроект о роботах юридическим сообществом не был воспринят всерьез. Он противоречит правовой логике, в которой существует российское законодательство. Причиной этого стала, в том числе, спешка с подготовкой текста и отсутствие широких обсуждений на профессиональных площадках.

Евгений Кузнецов, программный директор АО «Российская венчурная компания», рассказал о перспективах развития робототехники и искусственного интеллекта и о том, какие новые возможности открываются на этом рынке для России. В настоящее время мы имеем дело с новой формой организации материи. Человек формирует лишь архитектуру системы, но как эта система будет обрабатывать данные, к каким выводам придет и какие правила для себя сформирует – человек не имеет представления. Насколько человечна «думающая машина»? Должны ли мы рассматривать робота как имущество или относиться к нему на началах равенства? На эти и ряд других вопросов еще только предстоит ответить правоведам.

Валерий Карпов, вице-президент Российской ассоциации искусственного интеллекта (РАИИ), начальник Лаборатории робототехники НИЦ «Курчатовский институт»,подчеркнул, что вокруг темы круглого стола существует много спекуляций. В научном мире до сих пор не могут договориться о том, какое понятие робота является общепринятым. И предложенное определение робота в законопроекте Дмитрия Гришина («устройство, способное действовать, определять свои действия и оценивать их последствия без полного контроля со стороны человека по результатам обработки информации, поступающей из внешней среды») также не выдерживает критики из-за своей расплывчатости. Кроме того, он отметил, что, к сожалению, в России из-за дороговизны производства не развивается промышленная робототехника, поэтому о ее правовом регулировании говорить преждевременно.

Дмитрий Огородов подготовил для круглого стола презентацию, в которой кратко осветил общие проблемы законодательного регулирования искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники. Он поставил множество вопросов, которые должны быть решены юридической регламентацией. Каковы риски и угрозы, связанные с массовым приходом в город робототехники и систем ИИ? Как защищаются в этой сфере права жителей? Нужен ли единый закон о робототехнике и системах ИИ? Или же существующих правовых институтов вполне достаточно? Также им были зафиксированы плюсы и минусы законопроекта о роботах. Кроме того, он отметил, что сегодня в России основой для всех нововведений является довольно строгое транспортное законодательство, которое существенно ограничивает использование городского пространства для новых технологий.

Александр Славуцкий, заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта России, выступил с сообщением «Взгляд Министерства транспорта России на регулирование беспилотного транспорта». Он призвал собравшихся перейти от философских проблем правового регулирования к конкретике. Робот не всегда является физическим объектом: программные устройства, которые уже появились и внедрены (например, интеллектуальные транспортные системы) также относятся к роботам. Хотя в области промышленной робототехники мы действительно отстаем от западных коллег, но определенные успехи здесь есть, например, у Камского автомобильного завода («КАМАЗ») и Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института „НАМИ“». Их опыт следует учесть. Однако в настоящее время по существующему законодательству беспилотный транспорт на дорогу выпускать нельзя.
Сергей Синицын, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, в дискуссии подчеркнул, что «законопроект Гришина» важно сбалансировать с уже имеющимся законодательством, прежде всего, с Гражданским Кодексом РФ. Он критически оценил возможность революционных изменений, указав, что нормы в этой сфере должны эволюционировать постепенно. В существующем виде проект выгоден только изготовителю роботов, поскольку ограничивает его ответственность. Эта конструкция опасна для всех остальных. Кроме того, в проекте робот одновременно является и субъектом, и объектом права, правоспособность которого можно отозвать. Плодить такую двусмысленность нежелательно. Раз техническая сторона остается для специалистов туманной, юриспруденция не должна предрешать развитие общества в этой сфере.

Олег Понфиленок (генеральный директор ООО «Коптер Экспресс Технологии») подверг критике органы исполнительной власти, которые, с точки зрения предпринимателей, излишне медлят с разработкой и принятием законодательства в сфере беспилотников. Это ограничивает развитие индустрии, препятствует созданию рынка и может вызвать отставание России от других государств.
Также с комментариями выступили Дмитрий Кузьмищев (директор Департамента по развитию бизнеса ООО «Бакулин Моторс Групп» (ГК ВОЛГАБАС/Volgabus)) и представитель ООО «Инновационный центр «КАМАЗ»». После этого свои вопросы задали журналисты «Коммерсанта» и ряда других СМИ.
***
Shukhov Lab планирует продолжить серию бизнес-завтраков, посвященных конкретным направлениям в регулировании новых технологий (дроны; город и Big Data; "умные дома") и т.п.
По вопросам организации присылайте свои предложения на адрес imedvedev@hse.ru .