• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович
Академический руководитель программы «Транспортное планирование» Кончева Елена Олеговна
Академический руководитель программы «Прототипирование городов будущего» Гуаярт Фурио Висенте
Глава в книге
Постгород: пространство и онтологические модели воображения

Замятин Д. Н.

В кн.: Художественные миры XXI века. Пути интеграции архитектуры и арт-практик. Коллективная монография. – М.: БуксМАрт, 2019.. Буксмарт, 2019. С. 94-107.

Препринт
Urban Public Transport Development in Russia: Trends and Reforms

Ryzhkov A., Zyuzin P.

Urban and Transportation Studies. WP BRP. Препринты ФИ, 2016. No. WP BRP 05/URB/2016 .

В Shukhov Lab прошел Tech Breakfast «Современный город, законодательство об искусственном интеллекте и робототехнике: какими им быть?»

В рамках серии открытых обсуждений по преобразованию городской среды на основе новых технологий и сервисов в Shukhov Lab в феврале был проведен первый деловой завтрак в формате Tech Breakfast. Темой междисциплинарного диалога стал «Современный город, законодательство об искусственном интеллекте и робототехнике: какими им быть?»

В Shukhov Lab прошел Tech Breakfast «Современный город, законодательство об искусственном интеллекте и робототехнике: какими им быть?»

Поводом для встречи профессионалов из разных сфер послужил новый законопроект о робототехнике, разработанный по инициативе руководителя «Мэйл.ру» Дмитрия Гришина. Он был опубликован в декабре 2016 года и сразу вызвал острую полемику. На круглом столе в Shukhob Lab мы постарались обсудить наиболее спорные аспекты использования в городской среде беспилотного транспорта и другой робототехники, систем искусственного интеллекта, а также перспективы законодательного регулирования данных технологий.

Модерировали обсуждение кандидат юридических наук, доцент факультета Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, лектор магистерской программы «Прототипирование городов будущего» Иван Медведев (https://www.hse.ru/staff/imedvedev) и кандидат юридических наук Дмитрий Огородов.

Во вступительном слове Иван Медведев отметил, что дискуссии, связанные с новыми технологиями, можно свести к двум крупным блокам. Первый: технические специалисты должны популярным языком донести до широкой общественности, что за технология перед нами. И второй – собственно юридическая работа. Нужно переложить технологию на язык существующего правопорядка. Право любой страны имеет свои традиции и систему понятий и институтов. И в нее новая технология должна попасть, не разрушая контекст.

В этом отношении новый законопроект о роботах юридическим сообществом не был воспринят всерьез. Он противоречит правовой логике, в которой существует российское законодательство. Причиной этого стала, в том числе, спешка с подготовкой текста и отсутствие широких обсуждений на профессиональных площадках.

Евгений Кузнецов, программный директор АО «Российская венчурная компания», рассказал о перспективах развития робототехники и искусственного интеллекта и о том, какие новые возможности открываются на этом рынке для России. В настоящее время мы имеем дело с новой формой организации материи. Человек формирует лишь архитектуру системы, но как эта система будет обрабатывать данные, к каким выводам придет и какие правила для себя сформирует – человек не имеет представления. Насколько человечна «думающая машина»? Должны ли мы рассматривать робота как имущество или относиться к нему на началах равенства? На эти и ряд других вопросов еще только предстоит ответить правоведам.

Валерий Карпов, вице-президент Российской ассоциации искусственного интеллекта (РАИИ), начальник Лаборатории робототехники НИЦ «Курчатовский институт»,подчеркнул, что вокруг темы круглого стола существует много спекуляций. В научном мире до сих пор не могут договориться о том, какое понятие робота является общепринятым. И предложенное определение робота в законопроекте Дмитрия Гришина («устройство, способное действовать, определять свои действия и оценивать их последствия без полного контроля со стороны человека по результатам обработки информации, поступающей из внешней среды») также не выдерживает критики из-за своей расплывчатости. Кроме того, он отметил, что, к сожалению, в России из-за дороговизны производства не развивается промышленная робототехника, поэтому о ее правовом регулировании говорить преждевременно.

Дмитрий Огородов подготовил для круглого стола презентацию, в которой кратко осветил общие проблемы законодательного регулирования искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники. Он поставил множество вопросов, которые должны быть решены юридической регламентацией. Каковы риски и угрозы, связанные с массовым приходом в город робототехники и систем ИИ? Как защищаются в этой сфере права жителей? Нужен ли единый закон о робототехнике и системах ИИ? Или же существующих правовых институтов вполне достаточно? Также им были зафиксированы плюсы и минусы законопроекта о роботах. Кроме того, он отметил, что сегодня в России основой для всех нововведений является довольно строгое транспортное законодательство, которое существенно ограничивает использование городского пространства для новых технологий.

Александр Славуцкий, заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта России, выступил с сообщением «Взгляд Министерства транспорта России на регулирование беспилотного транспорта». Он призвал собравшихся перейти от философских проблем правового регулирования к конкретике. Робот не всегда является физическим объектом: программные устройства, которые уже появились и внедрены (например, интеллектуальные транспортные системы) также относятся к роботам. Хотя в области промышленной робототехники мы действительно отстаем от западных коллег, но определенные успехи здесь есть, например, у Камского автомобильного завода («КАМАЗ») и Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института „НАМИ“». Их опыт следует учесть. Однако в настоящее время по существующему законодательству беспилотный транспорт на дорогу выпускать нельзя.
Сергей Синицын, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, в дискуссии подчеркнул, что «законопроект Гришина» важно сбалансировать с уже имеющимся законодательством, прежде всего, с Гражданским Кодексом РФ. Он критически оценил возможность революционных изменений, указав, что нормы в этой сфере должны эволюционировать постепенно. В существующем виде проект выгоден только изготовителю роботов, поскольку ограничивает его ответственность. Эта конструкция опасна для всех остальных. Кроме того, в проекте робот одновременно является и субъектом, и объектом права, правоспособность которого можно отозвать. Плодить такую двусмысленность нежелательно. Раз техническая сторона остается для специалистов туманной, юриспруденция не должна предрешать развитие общества в этой сфере.

Олег Понфиленок (генеральный директор ООО «Коптер Экспресс Технологии») подверг критике органы исполнительной власти, которые, с точки зрения предпринимателей, излишне медлят с разработкой и принятием законодательства в сфере беспилотников. Это ограничивает развитие индустрии, препятствует созданию рынка и может вызвать отставание России от других государств.
Также с комментариями выступили Дмитрий Кузьмищев (директор Департамента по развитию бизнеса ООО «Бакулин Моторс Групп» (ГК ВОЛГАБАС/Volgabus)) и представитель ООО «Инновационный центр «КАМАЗ»». После этого свои вопросы задали журналисты «Коммерсанта» и ряда других СМИ.
***
Shukhov Lab планирует продолжить серию бизнес-завтраков, посвященных конкретным направлениям в регулировании новых технологий (дроны; город и Big Data; "умные дома") и т.п.
По вопросам организации присылайте свои предложения на адрес imedvedev@hse.ru .