• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство

Руководитель Пузанов Кирилл Александрович

Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович

Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович

Академический руководитель программы «Транспортное планирование» Кончева Елена Олеговна

Академический руководитель программы «Прототипирование городов будущего» Гуаярт Фурио Висенте

Глава в книге
The effects of introduction of the Moscow Central Circle rail passenger service: transport, urban, economic and travel behaviour consequences

Muleev Y. Y., Koncheva E., Kotov E. et al.

In bk.: Towards Human Scale Cities - Open and Happy. 15th biennial NECTAR conference. 5-7 June 2019. Helsinki: University of Helsinki, 2019. P. 23-23.

Препринт
Urban Public Transport Development in Russia: Trends and Reforms

Ryzhkov A., Zyuzin P.

Urban and Transportation Studies. WP BRP. Препринты ФИ, 2016. No. WP BRP 05/URB/2016 .

Экспедиция магистров ВШУ в Южную Африку

В ноябре команда студентов магистерской программы «Передовые практики городского проектирования» (Advanced Urban Design) Высшей школы урбанистики и Института «Стрелка» отправилась в исследовательскую экспедицию в Йоханнесбург, где они изучали проблемы продовольственной безопасности, бедности и неравенства.

Йоханнесбург – самый крупный город ЮАР с населением более 4 миллионов человек, численность всей агломерации – около 8 миллионов. Это город поразительных контрастов, где нищета и наследие апартеида соседствуют с богатством и процветанием. Его часто называют «африканским Нью-Йорком», и он задаёт тренды для всего континента.

Студенты Advanced Urban Design провели в Йоханнесбурге полевое исследование, посвященное вопросам бедности и продовольственной безопасности в районе Хиллброу. Расположенный в центре города, район известен высокими показателями преступности и безработицы, а также трудностями в обеспечении жителей продуктами питания.

Проблема голода в ЮАР является не такой острой, как в Африке в целом и, возможно, поэтому не получает должного внимания – считается, что здесь «всё в порядке». На самом деле, в Южной Африке происходит то, что можно назвать скрытым голодом: у многих людей нет доступа к еде высокого качества, их диета не сбалансирована, что приводит к задержкам в физическом развитии и ожирению. В особенности эта проблема касается детей: они не страдают от голода, но и не могут полноценно развиваться. Как следствие, часто дети не могут успешно окончить школу и устроиться на хорошую работу, а замкнутый круг бедности продолжает самовоспроизводиться.

Хиллброу всегда был районом, привлекательным для мигрантов. Начиная с 1940-х гг. и вплоть до конца 1980-х гг. сюда переселялись европейцы, русские, латиноамериканцы, и это был смешанный район, где проживало преимущественно белое население. В 1990-х ситуация резко изменилась: с прекращением режима апартеида в Йоханнесбург стали массово переезжать темнокожие, а белые, наоборот, начали покидать город. Хиллброу превратился из белого «плавильного котла» в чёрный. Сейчас 99% населения района – темнокожие мигранты из других стран Африки.

Каждый год благодаря миграции население Хиллброу увеличивается на 10 тыс. человек. Правительство перестало выделять субсидии для поддержания района, видя в прибывающих мигрантах не возможность, а угрозу; в итоге, территория стала неуправляемой и славится чрезвычайно высоким уровнем преступности, ксенофобии и неформальной экономической активности.

Неудивительно, что мало кто из учёных и исследовательских групп осмеливается изучать Хиллброу: это слишком сложный и опасный район. Проще пойти в Соуэто, где проживает местное чернокожее население, или в богемный Мабоненг, на улицах которого можно почувствовать себя в полной безопасности. Но студенты ВШУ избрали в качестве кейса именно Хиллброу. Экспедицией руководил д-р Рональд Уолл, преподаватель магистерской программы Advanced Urban Design, экономгеограф и урбанист, профессор университета Витс (Йоханнесбург), руководитель программы «Конкурентоспособность и устойчивость городов» Института городского развития и жилищных стратегий в Университете им. Эразма Роттердамского (Erasmus University Rotterdam).

Команда встретилась с профессором Майклом Рудольфом, основателем и директором Wits Siyakhana Initiative – некоммерческой организации, которая обеспечивает жителей Йоханнесбурга экологичными продуктами питания, выращенными прямо в городе, а также посетила знаменитую Башню Понте-Сити (Ponte City Apartments) – 55-этажный комплекс, построенный в 1970-х как элитный жилой дом, который превратился в трущобы в конце 1980-х. В настоящее время группа молодых активистов-жителей здания инициировала программу его ребрендинга и создала систему неформального управления с целью повысить безопасность и изменить образ Понте-Сити в глазах публики.

Студенты побывали и в других районах Йоханнесбурга – Соуэто, Мабоненг и Йеовилль, попробовали местную кухню, пообщались с жителями и исследовали социально-пространственные структуры, образовавшиеся в результате долгой и целенаправленной политики апартеида, которая до сих пор влияет на жизнь горожан.

Исследовательские проекты участников экспедиции, нацеленные на решение проблемы продовольственной безопасности в Хиллброу и, потенциально, в других районах города, были представлены в Школе экономики и бизнеса университета Витс (Йоханнесбург). Презентацию посетили главные эксперты в данной области – ведущий экономист Йоханнесбурга Томас Скотт, глава Обсерватории города-региона Гаутенг Роб Моор, а также руководитель Школы экономики и бизнеса Дженни Россоу.