Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4
Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)
Email: city@hse.ru
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) — научно-образовательное подразделение Факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Миссия ВШУ – критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий. Ключевая цель Школы – формирование научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всём спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях лавинообразной интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.
55 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 платных мест
Шилова Н. В., Левин М. И.
Финансы и бизнес. 2023.
В кн.: Воображаемые картографии: Карта и географическое воображение в истории и культуре. Материалы междисциплинарной научной конференции (Москва, 8–9 декабря 2022 г.). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022. С. 107-113.
Muleev Y. Y.
Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.
6 июня 2018 г. в Иннополисе на конференции ЦИПР Егор Котов, научный сотрудник и преподаватель ВШУ, руководитель Лаборатории пространственного анализа городских данных ВШЭ, представил результаты совместного исследования Высшей школы урбанистики и Яндекс.Такси «Цифровизация малых и средних городов России». В исследовании также принимали участие доцент ВШУ Кирилл Пузанов, академический руководитель магистерской программы «Управление пространственным развитием городов» Руслан Гончаров и эксперт ВШУ Татьяна Шварева.
Всего в России 1112 городов, из них 1016 (91%) не превышают по численности 200 тыс. человек. В городах менее 200 тыс. жителей проживают 36 млн. человек, что составляет треть от всего городского населения страны.
Несмотря на наличие доступа в интернет у 80% россиян*, порядка 21% городского населения практически или полностью не обеспечены локальными цифровыми услугами. Согласно исследованию Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и Яндекс.Такси, в более чем 800 городах России с населением порядка 25 тысяч человек полностью отсутствуют подобные сервисы. В то время как сервисы онлайн-заказа такси и локальные онлайн-афиши создают цифровую базу для проникновения в город онлайн-услуг.
«Нам интересно было понять, насколько малые и средние города РФ отстают в части развития цифровой экономики от Москвы, Санкт-Петербурга и «миллионников». Инфраструктура доступа в интернет примерно одинакова по всей стране, но одинаково ли ее используют в городах разного размера? Многочисленные исследования и теоретические знания о функционировании системы расселения подсказывали нам, что скорее всего нет. В малых и средних городах всегда есть некоторые особенности поведения, потребления товаров и услуг. Другой вопрос, чем их объяснить — доступностью этих благ (как финансовой, так и физической), цифровой грамотностью населения? Результаты исследования говорят нам о том, что играют роль все эти факторы. И горожане не всегда достаточно осведомлены о возможных цифровых услугах, и многие услуги просто недоступны. Те цифровые услуги, для которых необходима локальная инфраструктура — локальные цифровые сервисы, достаточно медленно и неравномерно распространяются в малые и средние города», — прокомментировал Егор Котов.
Проникновение цифровых сервисов на территории страны сопряжено не только с появлением новой инфраструктуры, но и с изменениями в привычках горожан. И если инфраструктурная часть «цифрового неравенства» постепенно сходит на нет — даже в селах уровень проникновения интернета в домашних хозяйствах превышает 70% — то вопрос практик использования современных цифровых сервисов остается актуальным.
В малых населенных пунктах интернет преимущественно используется для общения, в то время как жители крупных городов, помимо соцсетей и мессенджеров, используют интернет для совершения покупок, проведения финансовых операций и получения услуг.
Исследование: «Цифровизация в малых и средних городах России»
Различия в использовании цифровых сервисов в малых и крупных городах хорошо иллюстрируется практиками покупок через интернет. Товары и услуги через интернет ищет только каждый третий (31%) житель малого города, в то время как в миллионниках это привычно для половины (52%) населения.Никогда не покупали товары или услуги через интернет в малых городах 60%, а в миллионниках — 40% горожан. Эту особенность нельзя объяснить различиями в умении пользоваться сетью: затруднения как в малых, так и в крупных городах одинаково испытывает от 6 до 8% опрошенных. Наиболее вероятной причиной оказывается отсутствие у жителей малых и средних городов привычки к подобного рода действиям — самым частым объяснением нежелания делать покупки через интернет оказалось «предпочтение личных покупок» (28% респондентов в малых городах ответили именно так**).
Исследование: «Цифровизация в малых и средних городах России»
Также значительно различаются паттерны использования государственных и муниципальных онлайн-услуг. Наиболее значимые различия наблюдаются в использовании услуг, касающихся взаимодействия именно с местными учреждениями. К ним относятся, например, запись на прием к врачу и решение вопросов в сфере ЖКХ — доля горожан, получающих такие услуги через интернет, различается почти на 20 процентных пунктов в малых городах и миллионниках. В то время как количество пользователей федеральных услуг (оплата штрафов, налогов, оформление документов) в процентном соотношении практически не различается.
Отличительной чертой малых городов является низкое проникновение локальных цифровых сервисов, то есть сервисов, привязанных к территории. Это сервисы доставки «на дом», заказа еды, онлайн-покупки в местных магазинах, покупки билетов на местные мероприятия, онлайн-заказ такси и др. Такие сервисы предполагают получение услуги по месту нахождения клиента, а соответственно требуют локальных исполнителей и соответствующей инфраструктуры.
На основе анализа распространенности в России популярных локальных цифровых сервисов***, мы можем говорить о 7 типах городов по степени их цифровизации: от полного присутствия сервисов в 56 крупнейших городах до их полного отсутствия в 819 со средним населением в 25 тыс. человек.
Исследование: «Цифровизация в малых и средних городах России»
Таким образом, почти 60% городского населения РФ оказываются хорошо обеспечены локальными цифровыми сервисами. Практически или полностью не обеспечены ими — 21% городского населения.
Структура предоставляемых цифровых услуг в выделенных типах городов демонстрирует, что у этого процесса сложилась внутренняя логика:
Так, для российских малых городов знаковым является появление двух типов сервисов: онлайн-агрегаторов такси и онлайн-афиш локальных мероприятий. К примеру, Яндекс.Такси и Timepad представлены в наибольшем количестве городов — 293 и 266 (из 1112) соответственно. Появление в городе подобных сервисов может говорить о начале цифровизации, так как создает прецедент и базу для проникновения в него остальных локальных цифровых услуг. Анализ изменения цифровых практик 6 малых городов (Крымск, Магас, Пикалево, Сарапул, Юрюзань и Выкса) с появлением в городе сервиса Яндекс.Такси, подтверждает этот вывод.
Актуальная цифровая информация о территории является необходимым условием для работы онлайн-агрегаторов такси. Таким образом, в городах присутствия сервиса обновляются карты территории, на них добавляется большее число объектов, появляется информация об организациях и учреждениях. Для примера, в г. Юрюзань (Челябинская обл.) к запуску сервиса Яндекс.Такси на карту было добавлено около 1000 адресов. В г. Магас (респ. Ингушетия) на сегодняшний день более 70% жилых домов на карте имеют адреса, хотя до запуска Яндекс.Такси и актуализации Яндекс.Карт эта цифра была на уровне 30%.
Сервисы такси также способствуют повышению транспортной доступности близлежащих населенных пунктов, что способствует включению города в систему расселения и открывает возможности для расширения географии потребительских сервисов. Один из наиболее явных примеров — г. Магас: 10 наиболее популярных локаций посадки и высадки пассажиров такси находятся в 7 расположенных рядом населенных пунктах (в том числе в г. Назрань).
Таким образом, наличие цифровой основы и включенность населенного пункта в систему расселения создает условия для прихода в город новых локальных онлайн-сервисов и услуг и его перехода на следующий этап цифровизации.
Скачать презентацию исследования можно здесь: Презентация исследования «Цифровизация в малых и средних городах России»
Полный текст доклада доступен по ссылке: «Цифровизация в малых и средних городах России»
* Доступ в Интернет в домохозяйствах в 2017 году по данным “Выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (ИКТ-2017)”, Росстат.
** По данным «Выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (ИКТ-2017)», Росстат.
*** В анализе были использованы данные о распространенности таких сервисов как: Яндекс.Такси, Ру-такси, Gett, Максим-такси, Afisha, Timepad, Zakazaka, Delivery-Club, CDEK, DPD, TNT.
Научный сотрудник Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского