• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство

Руководитель Пузанов Кирилл Александрович

Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович

Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович

Академический руководитель программы «Транспортное планирование» Кончева Елена Олеговна

Академический руководитель программы «Прототипирование городов будущего» Гуаярт Фурио Висенте

Глава в книге
The effects of introduction of the Moscow Central Circle rail passenger service: transport, urban, economic and travel behaviour consequences

Muleev Y. Y., Koncheva E., Kotov E. et al.

In bk.: Towards Human Scale Cities - Open and Happy. 15th biennial NECTAR conference. 5-7 June 2019. Helsinki: University of Helsinki, 2019. P. 23-23.

Препринт
Urban Public Transport Development in Russia: Trends and Reforms

Ryzhkov A., Zyuzin P.

Urban and Transportation Studies. WP BRP. Препринты ФИ, 2016. No. WP BRP 05/URB/2016 .

Другой интернет: цифровизация малых городов России

Совместное исследование Высшей школы урбанистики и Яндекс.Такси было представлено на конференции ЦИПР в Иннополисе

6 июня 2018 г. в Иннополисе на конференции ЦИПР Егор Котов, научный сотрудник и преподаватель ВШУ, руководитель Лаборатории пространственного анализа городских данных ВШЭ, представил результаты совместного исследования Высшей школы урбанистики и Яндекс.Такси «Цифровизация малых и средних городов России». В исследовании также принимали участие доцент ВШУ Кирилл Пузанов, академический руководитель магистерской программы «Управление пространственным развитием городов» Руслан Гончаров и эксперт ВШУ Татьяна Шварева.

Всего в России 1112 городов, из них 1016 (91%) не превышают по численности 200 тыс. человек. В городах менее 200 тыс. жителей проживают 36 млн. человек, что составляет треть от всего городского населения страны.

Несмотря на наличие доступа в интернет у 80% россиян*, порядка 21% городского населения практически или полностью не обеспечены локальными цифровыми услугами. Согласно исследованию Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и Яндекс.Такси, в более чем 800 городах России с населением порядка 25 тысяч человек полностью отсутствуют подобные сервисы. В то время как сервисы онлайн-заказа такси и локальные онлайн-афиши создают цифровую базу для проникновения в город онлайн-услуг.

«Нам интересно было понять, насколько малые и средние города РФ отстают в части развития цифровой экономики от Москвы, Санкт-Петербурга и «миллионников». Инфраструктура доступа в интернет примерно одинакова по всей стране, но одинаково ли ее используют в городах разного размера? Многочисленные исследования и теоретические знания о функционировании системы расселения подсказывали нам, что скорее всего нет. В малых и средних городах всегда есть некоторые особенности поведения, потребления товаров и услуг. Другой вопрос, чем их объяснить — доступностью этих благ (как финансовой, так и физической), цифровой грамотностью населения? Результаты исследования говорят нам о том, что играют роль все эти факторы. И горожане не всегда достаточно осведомлены о возможных цифровых услугах, и многие услуги просто недоступны. Те цифровые услуги, для которых необходима локальная инфраструктура — локальные цифровые сервисы, достаточно медленно и неравномерно распространяются в малые и средние города», — прокомментировал Егор Котов.

Проникновение цифровых сервисов на территории страны сопряжено не только с появлением новой инфраструктуры, но и с изменениями в привычках горожан. И если инфраструктурная часть «цифрового неравенства» постепенно сходит на нет — даже в селах уровень проникновения интернета в домашних хозяйствах превышает 70% — то вопрос практик использования современных цифровых сервисов остается актуальным.

В малых населенных пунктах интернет преимущественно используется для общения, в то время как жители крупных городов, помимо соцсетей и мессенджеров, используют интернет для совершения покупок, проведения финансовых операций и получения услуг.

Цифровизация в малых и средних городах России

Исследование: «Цифровизация в малых и средних городах России»

Различия в использовании цифровых сервисов в малых и крупных городах хорошо иллюстрируется практиками покупок через интернет. Товары и услуги через интернет ищет только каждый третий (31%) житель малого города, в то время как в миллионниках это привычно для половины (52%) населения.Никогда не покупали товары или услуги через интернет в малых городах 60%, а в миллионниках — 40% горожан. Эту особенность нельзя объяснить различиями в умении пользоваться сетью: затруднения как в малых, так и в крупных городах одинаково испытывает от 6 до 8% опрошенных. Наиболее вероятной причиной оказывается отсутствие у жителей малых и средних городов привычки к подобного рода действиям — самым частым объяснением нежелания делать покупки через интернет оказалось «предпочтение личных покупок» (28% респондентов в малых городах ответили именно так**).

Цифровизация в малых и средних городах России

Исследование: «Цифровизация в малых и средних городах России»

Также значительно различаются паттерны использования государственных и муниципальных онлайн-услуг. Наиболее значимые различия наблюдаются в использовании услуг, касающихся взаимодействия именно с местными учреждениями. К ним относятся, например, запись на прием к врачу и решение вопросов в сфере ЖКХ — доля горожан, получающих такие услуги через интернет, различается почти на 20 процентных пунктов в малых городах и миллионниках. В то время как количество пользователей федеральных услуг (оплата штрафов, налогов, оформление документов) в процентном соотношении практически не различается.

Отличительной чертой малых городов является низкое проникновение локальных цифровых сервисов, то есть сервисов, привязанных к территории. Это сервисы доставки «на дом», заказа еды, онлайн-покупки в местных магазинах, покупки билетов на местные мероприятия, онлайн-заказ такси и др. Такие сервисы предполагают получение услуги по месту нахождения клиента, а соответственно требуют локальных исполнителей и соответствующей инфраструктуры.

На основе анализа распространенности в России популярных локальных цифровых сервисов***, мы можем говорить о 7 типах городов по степени их цифровизации: от полного присутствия сервисов в 56 крупнейших городах до их полного отсутствия в 819 со средним населением в 25 тыс. человек.

 Цифровизация в малых и средних городах России

Исследование: «Цифровизация в малых и средних городах России»

Таким образом, почти 60% городского населения РФ оказываются хорошо обеспечены локальными цифровыми сервисами. Практически или полностью не обеспечены ими — 21% городского населения.

Структура предоставляемых цифровых услуг в выделенных типах городов демонстрирует, что у этого процесса сложилась внутренняя логика:

  1. Первый этап связан с появлением информационных сервисов и сервисов онлайн-заказа такси. На этом этапе происходит создание базовой цифровой инфраструктуры в городе — в том числе актуализация цифровых карт, включая информацию о локальных организациях и сервисах, их времени работы.
  2. На втором этапе в населенные пункты приходят сервисы по доставке товаров, способствуя дальнейшей интеграции этих городов в систему расселения.
  3. На третьем этапе развиваются сервисы по доставке услуг (в частности, еды), что свидетельствует о сломе традиционных паттернов и переходе жителей на иной уровень потребления городского пространства.

Так, для российских малых городов знаковым является появление двух типов сервисов: онлайн-агрегаторов такси и онлайн-афиш локальных мероприятий. К примеру, Яндекс.Такси и Timepad представлены в наибольшем количестве городов — 293 и 266 (из 1112) соответственно. Появление в городе подобных сервисов может говорить о начале цифровизации, так как создает прецедент и базу для проникновения в него остальных локальных цифровых услуг. Анализ изменения цифровых практик 6 малых городов (Крымск, Магас, Пикалево, Сарапул, Юрюзань и Выкса) с появлением в городе сервиса Яндекс.Такси, подтверждает этот вывод.

Актуальная цифровая информация о территории является необходимым условием для работы онлайн-агрегаторов такси. Таким образом, в городах присутствия сервиса обновляются карты территории, на них добавляется большее число объектов, появляется информация об организациях и учреждениях. Для примера, в г. Юрюзань (Челябинская обл.) к запуску сервиса Яндекс.Такси на карту было добавлено около 1000 адресов. В г. Магас (респ. Ингушетия) на сегодняшний день более 70% жилых домов на карте имеют адреса, хотя до запуска Яндекс.Такси и актуализации Яндекс.Карт эта цифра была на уровне 30%.

Сервисы такси также способствуют повышению транспортной доступности   близлежащих населенных пунктов, что способствует включению города в систему расселения и открывает возможности для расширения географии потребительских сервисов. Один из наиболее явных примеров — г. Магас: 10 наиболее популярных локаций посадки и высадки пассажиров такси находятся в 7 расположенных рядом населенных пунктах (в том числе в г. Назрань).

Таким образом, наличие цифровой основы и включенность населенного пункта в систему расселения создает условия для прихода в город новых локальных онлайн-сервисов и услуг и его перехода на следующий этап цифровизации.

 

Скачать презентацию исследования можно здесь: Презентация исследования «Цифровизация в малых и средних городах России»

Полный текст доклада доступен по ссылке:  «Цифровизация в малых и средних городах России»

* Доступ в Интернет в домохозяйствах в 2017 году по данным “Выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (ИКТ-2017)”, Росстат. 

** По данным «Выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (ИКТ-2017)», Росстат.

*** В анализе были использованы данные о распространенности таких сервисов как: Яндекс.Такси, Ру-такси, Gett, Максим-такси, Afisha, Timepad, Zakazaka, Delivery-Club, CDEK, DPD, TNT.