• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович
Академический руководитель программы «Транспортное планирование» Кончева Елена Олеговна
Академический руководитель программы «Прототипирование городов будущего» Гуаярт Фурио Висенте
Глава в книге
Постгород: пространство и онтологические модели воображения

Замятин Д. Н.

В кн.: Художественные миры XXI века. Пути интеграции архитектуры и арт-практик. Коллективная монография. – М.: БуксМАрт, 2019.. Буксмарт, 2019. С. 94-107.

Препринт
Urban Public Transport Development in Russia: Trends and Reforms

Ryzhkov A., Zyuzin P.

Urban and Transportation Studies. WP BRP. Препринты ФИ, 2016. No. WP BRP 05/URB/2016 .

Преподаватель ВШУ Антон Городничев рассказал о неравенстве в Москве на конференциях в США

Об исследовании влияния постсоциалистического перехода на пространственное неравенство столицы узнали учёные в Атланте и Лос-Анджелесе

Преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского ФГРР Антон Городничев выступил на двух конференциях в США: Comparitive Urbanism: Global Perspective Conference, организованной Университетом штата Джорджия 7-8 марта 2019 в Атланте, и 49th Urban Affairs Association Conference 24-27 апреля 2019 в Лос-Анджелесе.

Доклады были посвящены теме пространственного неравенства, неравного развития и социальной справедливости в постсоциалистической Москве. Антон Городничев представил участникам конференций результаты своего исследования, посвящённого влиянию постсоциалистического транзита на пространственное неравенство в Москве.

Исследование было проведено на основе пространственного анализа структурных паттернов города и состояло из нескольких этапов:

  1. Институциональный анализ городского территориального планирования в Москве в 1991-2018 годы;
  2. Сбор и обработка статистических данных, таких как население и его демографический состав (по каждому жилому зданию отдельно), характеристики жилых и нежилых капитальный строений (этажность, площадь и др.), размещение объектов обслуживания (свыше 140 тысяч единиц), стоимость жилых единиц;
  3. Разработка экспертной сетки, необходимой для пространственного анализа;
  4. Кластеризация ячеек по стоимости жилья (стоимость жилья рассматривалась как заменитель доходов горожан);
  5. Оценка доступности к объектам обслуживания в выделенных кластерах.

В результате были выявлены пространственные кластеры, в которых исторически сложился разный уровень доступности жителей к разнообразным социальным и коммерческим услугам. Всего автор выделил три кластера (см. рис. 1):

  • Высокая стоимость жилой недвижимости (потенциальные высокие доходы горожан) – исторический центр и юго-западное направление Москвы, на рисунке отображен красным цветом;
  • Низкая стоимость жилой недвижимости (потенциальные низкие доходы горожан) – в основном юго-восточная и северная периферия города, на рисунке отображен синим цветом;
  • Промежуточный, или «нормальный» кластер – срединная зона города, на рисунке отображен серым цветом.
Рисунок 1. Кластеризация Москвы по потенциальному уровню доходов жителей
Рисунок 1. Кластеризация Москвы по потенциальному уровню доходов жителей

Кластеры значительно отличаются друг от друга по уровню доступности услуг. Так, особенности центрального «красного» кластера объясняются тем, что эти территории города совмещают функции центрального бизнес-района города с жилой функцией. Непосредственно «красный» кластер состоит из двух частей – исторической Москвы в границах Садового кольца и новых районов вдоль юго-западной оси. Получается, центральные городские функции давно вышли за границы географического центра Москвы.

Если доминирование центра более-менее очевидно, то «синий» и «серый» кластеры заметно отличаются друг от друга по степени доступности услуг и благ, хотя во многом эти территории имеют схожую морфологию застройки.

Автор исследования выявил, что территории, застроенные так называемыми «хрущевками» в 1950-1960-х гг., в большинстве случаев оказались в кластере со средним уровнем доступности к услугам, в то время как территории, застроенные в следующих десятилетиях советской власти, зачастую характеризовались более низким уровнем качества городской среды и степенью доступности услуг и благ. 

По результатам исследования планируется публикация в научном рецензируемом журнале.

Антон Валерьевич Городничев – бакалавр политологии и магистр градостроительства, эксперт и преподаватель ВШУ, ведёт семинары по курсу «Экономика города и городская инфраструктура» в рамках майнора по урбанистике. Ключевые направления исследований – градостроительная политика, экономика города, городское планирование.