• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович
Воробьев Антон Николаевич
Академический руководитель программы «Транспортное планирование» Воробьев Антон Николаевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Городское планирование

5 лет
Очная форма обучения
41/40/10
41 бюджетное место
40 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прототипирование городов будущего

2 года
Очная форма обучения
20/15
20 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Транспортное планирование

2 года
Очная форма обучения
20/10/1
20 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление пространственным развитием городов

2 года
Очная форма обучения
30/20/3
30 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Книга
Géocultures. Méthodologies russes sur l’Arctique

Zamyatin D., Romanova E., Dobjanskaya O. et al.

Montréal, Presses de l’Université du Québec, Imaginaire Nord, 2020.

Статья
Transport Connectivity and Development of Russia’s Eastern Regions

Неретин А. С., Зотова М. В., Ломакина А. И. et al.

Regional Research of Russia. 2020. Vol. 10. No. 1. P. 56-70.

Глава в книге
Постурбанизм, сопространственность, искусство: имажинально-онтологический поворот

Замятин Д. Н.

В кн.: Теория и история архитектуры. Выпуск 1: XI Иконниковские чтения : материалы научной конференции. Вып. 1: XI Иконниковские чтения : материалы научной конференции. СПб.: Коло, 2020. С. 114-140.

Препринт
EXPLORING ASSOCIATIONS BETWEEN PARKING OCCUPANCY RATE AT RESIDENTIAL ESTATES AND SPATIAL CHARACTERISTICS. THE CASE OF YEKATERINBURG

Muleev Y. Y.

Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.

Почему жилые массивы демонизируют?

Флориан Урбан, профессор Школы искусств Глазго, автор исследования массовой застройки, поделился своим анализом истории этого явления в рамках Онлайн Лектория «‎Жилье под вопросом»‎, проведенном Высшей школой урбанистики.

Почему жилые массивы демонизируют?

https://realty.rbc.ru

Мечты о городе, где каждому есть дом

Концепция современной массовой застройки возникла после Второй мировой войны, когда города стремительно росли. XX век можно назвать веком урбанизации: стремительные потоки жителей деревень стремились в города. Как следствие, вопрос нехватки жилья на тот момент был одной из главных социальных проблем для всех индустриальных городов. Поэтому послевоенный мир был одержим утопической идеей общества всеобщего благосостояния, где у каждого городского жителя есть личное пространство для жизни, свет, вода и другие блага.

Архитекторы и городские планировщики по всему миру разрабатывали различные решения для всеобщей доступности жилья. Советские и немецкие архитекторы-конструктивисты развивали концепцию стандартизированных построек. Так и появились панельки — новый тип зданий для массовой застройки. В 1950-х большинство типовых построек успешно решили проблему нехватки жилья: стало значительно меньше бездомных и улучшилось качество жизни. Но дальнейшая судьба массовой застройки в разных странах зависела от социального и политического дискурса.

 

Крушение социалистической мечты: Берлин и Москва

Социалистическая мечта о всеобщем благе не выдержала проверки реальностью. Идея массового жилья не стала исключением. Москва и Западный Берлин – яркие примеры того, как быстро меняется отношение к определенным явлениям в зависимости от общественных настроений и политического дискурса. Восприятие концепции крупной застройки стремительно менялось от инновации и символа всеобщей справедливости до полного разочарования. 

Пример Берлина показывает, насколько сильно может измениться отношение общества к определенному явлению в масштабе одного года. Переломным моментом стала ярмарка для молодых архитекторов, где участники предлагали решения для города будущего.

источник: https://west.berlin/

Мэрия города щедро инвестировала в это мероприятие и неожиданно получила жесткую критику жилищной политики на примере Märkisches Viertel, нового района массовой застройки. Вся критика сводилась к обвинениям в «‎серости и однообразии»‎ зданий, плохо развитой инфраструктуре (отсутствие нужного количества школ, магазинов и общественного транспорта) и высокой арендной плате. Стоит отметить, что ни одно из этих замечаний не связано с дизайном зданий, все они тесно связаны с социальными проблемами и неравенством в доступе к благам.

В Москву массовая застройка пришла в 1955 году в рамках жилищной программы Никиты Хрущева. Эта политика была успешна и стала символом триумфа города над деревней. Однако в хрущевках был очевидный минус: нехватка жилого места. Согласно статистике, в 1950-х на среднего советского городского жителя приходилось всего 7 квадратных метров жилого пространства. На тот момент это видение было обосновано верой в прогресс и научный метод, на котором строилась эта концепция.

источник: https://russian7.ru

Позднее, в 1970-х, различие в постройках в разных районах города выявило проблему неравенства советского общества. Элиты продолжали жить в старых сталинках, более просторных и удобных, окруженных развитой инфраструктурой и общественными пространствами. А жители современных панелек, рабочий класс, не имели доступа к этим привилегиям. 

Есть ли решение для улучшения уровня жизни в жилых массивах?

Безусловно, есть пространство для усовершенствования массовых застроек.  Инициатива должна исходить со стороны государства, оно должно принимать активное участие в жилищной политике: обеспечивать контроль уровня цен на аренду жилья и уделять больше времени разработке качественной стратегии по развитию районов.

Флориан Урбан