• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя школы Воловик Юлия Алексеевна
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программ «Управление пространственным развитием городов», «Транспортное планирование» Гончаров Руслан Вячеславович
Академический руководитель программы «Прототипирование городов будущего» Зарудная Екатерина Борисовна
Статья
Безопасность в городе и районе: роль соседей

Кузнецов С. А.

Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. № 3. С. 31-34.

Глава в книге
Культурный ландшафт городского района: методика комплексного исследования

Митин И. И.

В кн.: Культурные ландшафты городов Сибири (аксиология, история, практики). М.; Омск: Сибирский филиал Института Наследия, 2020. С. 18-23.

Препринт
EXPLORING ASSOCIATIONS BETWEEN PARKING OCCUPANCY RATE AT RESIDENTIAL ESTATES AND SPATIAL CHARACTERISTICS. THE CASE OF YEKATERINBURG

Muleev Y. Y.

Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.

Как совместить экологические нормы с градостроительными практиками

Каким образом необходимо выстраивать сотрудничество градостроителей и специалистов в области экологии и эпидемиологии? Об этом после презентации доклада «Правовое зонирование. Регулирование городской застройки. Опыт Перми» мы поговорили с участницей дискуссии Май Ириной Владиславовной — доктором биологических наук, членом-корреспондентом РАЕН, заместителем директора по научного работе «Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (Пермь).

Как совместить экологические нормы с градостроительными практиками

https://www.business-class.su

Для начала — какие у вас впечатления от доклада?

Качество материалов, безусловно, очень высокое. Я бы хотела отметить сам факт широкого обсуждения доклада: вопросы коммуникации, в том числе касающиеся городского планирования и застройки, сегодня чрезвычайно важны. Еще более ценным было бы привлечение к дискуссии лиц, принимающих решения: хозяйствующих субъектов, представителей органов местного самоуправления — всех тех, кто заинтересован в понимании тенденций развития городской планировки. Чем более разносторонними будут такие обсуждения, тем быстрее мы придем к правильным решениям. Я поддерживаю идею о примате правового зонирования территории. То есть сначала определение правил игры, затем застройка и освоение городской территории в рамках этих правил, потом анализ несовпадений реалий с планированием, правка несоответствий и движение вперед.

Вы участвовали в подготовке Генерального плана Перми. Как сегодня экологи и эпидемиологи сотрудничают с градостроителями?

На сегодняшний день экологи недостаточно интегрированы в разработку планировочных решений. Скорее к ним обращаются постфактум, когда то или иное решение уже «на выходе», и экологи или санитарные врачи должны его одобрить или отклонить. Раньше у нас существовал предупредительный экологический и санитарный надзор — это направление, которое надо возвращать. На мой взгляд, оценке экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации на стадии обоснования правил землепользования и застройки и разработки генерального плана необходимо уделять больше внимания. Широко известный и общепринятый научный факт: 25 процентов факторов нездоровья населения составляют условия окружающей среды — качество атмосферного воздуха, питьевого водоснабжения, почв и т.д. Этот процент можно и нужно снижать,  в том числе с применением инструментов городского зонирования и планировки.

Что вы можете сказать о существующей нормативной базе в области экологии и эпидемиологии?

Сегодня мы вынуждены решать проблемы, возникшие вследствие ошибок предшествующих лет. Очень долгое время не было жестких, нормативно закрепленных требований к внесению границ санитарно-защитной зоны в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Например, выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение, а на кадастровой карте санзона не появлялась. В результате землепользователи и землевладельцы получали разрешение на приватизацию земельных участков в границах санитарно-защитных зон.

И.В. Май
И.В. Май
Валерий Воробьёв

Сегодня мы вынуждены решать проблемы, возникшие вследствие ошибок предшествующих лет.

Поэтому сегодня мы имеем огромное количество участков с видами деятельности, совершенно недопустимых в санитарно-защитных или природоохранных зонах. Как следствие, возникают конфликты между землевладельцами, хозяйствующими субъектами и муниципальными образованиями и органами местного самоуправления. Тем не менее,  нормативная база развивается и совершенствуется, многие проблемы решаются.

Как сегодня обстоят дела с экологическими и эпидемиологическими нормами в районах жилой застройки?

Все санитарные требования достаточно четко сформулированы. Они включают в себя предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в воде и воздухе. Но пока соблюдать их в полной мере не получается. Так, если для предприятий и хозяйствующих субъектов мы устанавливаем нормативы допустимых выбросов, то, выбросы от автотранспорта на сегодняшний день являются неуправляемыми. Наши предписания не имеют регулирующего воздействия, де-юре мы не можем ограничить транспортные потоки на территории. В результате загрязнение атмосферного воздуха в крупнейших городах  страны, где транспорт вносит наибольшую долю в загрязнение, остается отчасти вне правового регулирования.

Другая острейшая проблема — нормирование содержания пыли в атмосферном воздухе. Так, ни в одной стране мира не нормируют выбросы пыли по отдельным видам — скажем, хлопковой, асбестовой, кремниевой и т.п. А у нас хозяйствующие субъекты дефрагментируют свои выбросы пыли —  и каждый ее вид оказывается в пределах допустимой концентрации. В итоге запыление в городе может быть достаточно большим, а по факту нормирования все в порядке.

Современный квартал «Новый центр» в Перми
Современный квартал «Новый центр» в Перми
талан.рф

Какие шаги необходимы для решения этих проблем?

К счастью, эти проблемы постепенно осознаются как обществом и научным сообществом, так и органами местного самоуправления. С одной стороны, вопросы решаются, но с другой, так или иначе присутствует лоббирование определенных интересов застройщиков. Поэтому — возвращаясь к важности коммуникации — все эти проблемы должны решаться исключительно на условиях общественно значимого консенсуса. Понятно, что мы не можем затормозить техническое развитие городов и не должны ставить препоны развитию хозяйствующих субъектов, которые являются источников экономического благополучия. В то же время нельзя жертвовать здоровьем населения. Этот конфликт существует, его нельзя отрицать, но он должен разрешаться путем анализа всех за и против, планы застройки и генеральные планы городов должны в этом играть существенную роль.

Какая модель взаимодействия экологов с градостроителями и властями, на ваш взгляд,  наиболее эффективна?

Сегодня практически во всех крупных городах санитарные врачи  или экологи имеют возможность предъявлять органам местного самоуправления карты загрязнения, шума, электромагнитного излучения. К сожалению, эти материалы не так востребованы, как могли бы быть. Сопряжение градостроительных решений с  экологическими и санитарно-гигиеническими картами и правовым зонированием позволило бы не только обозначить текущее состояние, но и предложить решения на перспективу. Например, как выгоднее использовать те или иные зоны города, где размещать рекреационные или реабилитационно-оздоровительные объекты. Где, напротив, на данный момент нецелесообразно проводить значительные природоохранные мероприятия и лучше использовать территорию как площадку для размещения новых промышленных объектов, предусмотрев буферные зоны, отделяющие производственные территории от жилых  или рекреационных.

При этом я не снимаю ответственности с экспертов в области экологии, гигиены и эпидемиологии. Им следует активнее доносить свою информацию, формулировать проблемы и пути их решения. То есть движение должно быть встречным. Органы местного самоуправления должны задавать вопросы, а если этого не происходит, то специалистам необходимо выходить навстречу со своими знаниями.