Коммуникация и сотрудничество как ресурс территории: отрывок из книги Марии Мельниковой «Не просто панельки»
Книга в целом рассказывает об опыте Германии в решении проблем жилой застройки на окраинах городов и о том, как в сегодняшних условиях можно работать со средой типовых многоэтажных районов. Онлайн-презентация состоится 16 декабря в 19.00
Зарегистрироваться на мероприятие
Коммуникация и сотрудничество как ресурс территории
Коммуникация и взаимодействие с разными субъектами является важным аспектом управления, особенно в сфере публичной политики. Каждый руководитель стремится выстроить партнерские сети. Но в российских реалиях эти сети взаимодействия, как правило, распадаются со сменой руководства или отдельных сотрудников. Особенность Германии в том, что здесь усиление коммуникации между участниками процесса развития территории — это самостоятельная задача. Именно качество коммуникации и способность разных сторон к взаимодействию является основой реализации интегрированной стратегии развития.
[...]
Можно сказать, что «Zusammenarbeit» (с нем. «совместная работа»)3 — ключевая идея в Германии. Специалисты, работающие в разных организациях убеждены, что в такой сложной сфере, как развитие территорий, можно достичь успеха только работая совместно. И все стремятся реализовать эту идею на практике. Таким образом, люди изначально понимают ценность взаимодействия и сотрудничества.
Но сложность заключается в том, что бывает трудно выстроить коммуникацию внутри самой администрации. Многие вопросы городского развития требуют межведомственного сотрудничества, а департаменты городской администрации не всегда легко работают вместе. В этой ситуации важную роль играют структуры квартального менеджмента и квартальных бюро, созданные в некоторых районах в рамках программы «Социальный город»4. Кроме задач по работе с жителями и реализации проектов для района, квартальные менеджеры берут на себя функцию развития коммуникации между субъектами, присутствующими в районе. В том числе между разными департаментами городской администрации. Сотрудники квартальных бюро регулярно организуют встречи, посвященные той или иной проблеме развития района, на которых ведется поиск совместных путей ее решения. Респонденты из числа сотрудников квартальных бюро отмечали, что такие встречи укрепляют взаимопонимание между разными субъектами. Со временем они становятся готовы к реализации совместных проектов и инициатив. В некоторых городах, где квартальное бюро работает с большими территориями, развитие коммуникации между субъектами является основной задачей квартального менеджера. Например, в Галле-Нойштадт один сотрудник работает с территорией, на которой проживает более 40 тысяч человек. Основная часть рабочего времени уходит на координацию обмена данными между организациями и городскими властями. Работа с жителями осуществляется не на постоянной основе, а в рамках конкретных проектов.
И здесь необходимо отметить, что формирование коммуникации и взаимопонимания между субъектами требует ресурсов. Кто-то должен этим заниматься, поддерживать постоянный контакт со всеми участниками, планировать и проводить регулярные встречи, собирать информацию для обсуждения.
3 Немецкое слово «Zusammenarbeit» произносится как «цузамменарбайт».
4 Практикум по созданию квартального бюро в районе и выстраивании коммуникации на уровне района. Выпущен Министерством строительства и окружающей среды (BMUB) в 2016 году. bmi.bund.de/SharedDocs/ downloads/DE/publikationen/ themen/bauen/wohnen/soziale- stadt-quartiersmanagement.pdf