Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4
Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)
Email: city@hse.ru
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) — научно-образовательное подразделение Факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Миссия ВШУ – критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий. Ключевая цель Школы – формирование научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всём спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях лавинообразной интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.
55 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 платных мест
М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022.
Шилова Н. В., Левин М. И.
Финансы и бизнес. 2023.
В кн.: Воображаемые картографии: Карта и географическое воображение в истории и культуре. Материалы междисциплинарной научной конференции (Москва, 8–9 декабря 2022 г.). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022. С. 107-113.
Muleev Y. Y.
Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.
В качестве ко-спикеров, кроме Марии Мельниковой, в обсуждении приняли участие сотрудники ВШУ Андрей Головин и Сергей Сиваев, социологи Анна Желнина и Олег Паченков, архитектор и урбанист Данияр Юсупов, директор проектов КБ «Стрелка» Екатерина Малеева, культуролог и обозреватель ШЭР Эмма Тарасенко и руководитель проектов IWO (модернизация жилищного хозяйства) в Восточной Европе Лариса Шрекенбах.
Представляя результаты своего исследования, Мария Мельникова отметила, что немецкий подход к развитию территорий массовой застройки конца XX века отличает комплексность, системность и последовательность. В основе идеологии программы Stadtumbau Ost лежит представление о единстве физического и социального пространства города: только пространственных преобразований недостаточно для интеграции таких территорий в городскую ткань и качественного изменения уровня жизни местных жителей. Запуску программы на федеральном уровне предшествовали масштабные исследования инженерно-технического состояния зданий и социально-экономического положения жителей модернистских районов.
Гипотезы, выстроенные на основе этих исследований, были протестированы на пилотных проектах, которые в свою очередь позволили составить экономическую модель планируемых преобразований и настроить финансовые инструменты для их реализации. Благодаря этим исследованиям Германия отказалась от коврового сноса в пользу модернизации и санации и работы с собственниками жилья. Участники дискуссии отмечали, что недостаток информированных, основанных на исследованиях решений при разработке московского сценария реновации может обернуться фиаско программы на федеральном уровне, а исключительно инженерно-эстетические обоснования необходимости программы – необратимыми последствиями для городской среды.
Участники обсуждения согласились, что в чистом виде немецкий сценарий не применим для России из-за разницы в структуре собственности в многоквартирных жилых домах. В Германии собственниками таких жилых единиц являются крупные жилищные компании или кооперативы, которым целиком принадлежат здания и земельные участки, тогда как в России у большинства зданий отсутствует единый собственник. Это усложняет адаптацию используемых в европейском опыте финансовых инструментов в российских условиях.
Московский сценарий реновации серьёзно отличается от немецкого. Помимо того, что он ориентирован на снос и изъятие земельной ренты в пользу муниципалитета, он полностью игнорирует социальную и демографическую ситуацию в обновляемых районах. Такая модель – не единственная возможная, и важно вводить в городские политики различные тактики и стратегии работы с городскими районами исходя из их потенциала.
Германия прошла путь от восприятия районов массовой жилой застройки второй половины ХХ века как проблемных, которые можно «исправить» только новым строительством, к пониманию их роли и потенциала в системе городских территорий и их ценности для города и его экономики. Успех такой масштабной программы во многом зависел от слаженной работы широкого круга стейкхолдеров над выстраиванием устойчивой и прозрачной системы принятия решений. В России сегодня складывается обратная ситуация, однако, неизвестно, насколько стабильным остается этот статус-кво. Без выстраивания устойчивых и работающих механизмов управления жильём, замена устаревающего фонда новым только откладывает проблему выбытия жилья и деградации качества городской среды в перспективу недалёкого будущего.
Команда Высшей школы урбанистики благодарит участников презентации за острый и продуктивный разговор. Вместе с участниками мы надеемся, что он станет первым в широкой дискуссии о будущем массового жилья в России.