Александр Высоковский о наболевших проблемах Москвы

Декан ВШУ Александр Высоковский рассказал журналу "Большой город" о проблемах современной Москвы. Речь идет о спальных районах, деловом центре, Подмосковье, промышленном поясе и планах Высшей школы экономики

Декан ВШУ Александр Высоковский рассказал журналу "Большой город" о проблемах современной Москвы. "Такие решения московских властей, как строительство Сколково, перенос правительства за МКАД и строительство там фи­нансового центра, расширение границ Москвы до Калужской области — это все удачные или не очень, но попытки решить главные проблемы Москвы. К сожалению, никто не разъясняет людям, в чем заключаются эти проблемы и каким образом эти действия должны их решить", - рассказывает Высоковский. Материал состоит из пяти разделов, представляющих интерес для преобразования облика Москвы.

Спальные районы и деловой центр
На протяжении последних 50 лет Москва непрерывно расширяется, в основном за счет строительства на периферии массового высокоплотного жилья низкого качества. Все районы вдоль МКАД за­строены гигантскими массивами типовых «панелей», это примерно 80% всего жилищного фонда столицы. То есть фактически Москва — это новый город, не­смотря на свою почти тысячелетнюю ис­торию. В западных городах процесс экстенсивного территориального роста прекратился уже в 1960-х годах, а в Москве продолжается по сей день.

Москва и Подмосковье
Если вы посмотрите Генеральный план Москвы, вы увидите, что город в нем на­ходится в гордом одиночестве, а, соответственно, в Схеме территориально­го планирования Московской области на месте Москвы — пустое место. Никакие вопросы, требующие взаимодействия двух субъектов федерации, не решались в принципе, а жизнь людей, вынужденных постоянно ездить между разными районами Москвы и области, не улучшалась, а ухудшалась.

Промышленный пояс
Понятно, что заводы и фабрики в любом случае не должны находиться в Москве и уж тем более в центре города, где земля дороже золота. А ведь кроме старых заводских территорий есть еще товарные дворы, например гигантские территории за Киевским и Павелецким вокзалами: то есть прямо в центре, сра­зу за Садовым кольцом, отстаиваются и разгружаются вагоны, обрабатывают­ся и складируются грузы. Эта си­туация так же вредна для города, как, например, новодел на месте гостиницы «Москва» или снос всех трехзвездочных гостиниц в центральной части города.

Университет
При этом Вышке остро не хватает площадей: в среднем по российским вузам на одного студента приходится 16,6 м², а в ВШЭ — менее 8 м². Универ­ситет разбросан по 20 удаленным друг от друга площадкам, часть общежитий вообще находятся в Одинцово, и студенты тра­тят по 3–4 часа в день только на дорогу. Конечно, все это очень мешает универ­ситету развиваться.

Кампус
Это очень масштабный проект. Ключевые решения могут быть приняты в течение ближайшего года-двух. После этого начнется проектирование, и только после утверждения и согласования проекта всеми заинтересованными организациями может начаться строительство. В лучшем случае это 2017 год.


Полную версию читайте на сайте журнала.