Предмет образования ВШУ сфокусирован на людях

Декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Высоковский в интервью изданию "Парк Гагарина" рассказал о специальности градостроителя.

Предмет образования Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ сфокусирован на людях, которые создают вокруг себя физическую, материально-предметную и социальную, гуманистическую среду, - рассказал декан ВШУ Александр Высоковский в интервью изданию "Парк Гагарина".

Декан ВШУ Александр Высоковский
Надо начинать с образования. С образования не архитектурного, а именно урбанистического, где главным является не дом, не комплекс и вообще не объект проектирования, вырванный из множества связей. Второй год в НИУ ВШЭ действует Высшая школа урбанистики, предмет образования которой сфокусирован не на объектах, а на людях и только людях, которые создают вокруг себя физическую, материально-предметную и социальную, гуманистическую среду. Этот подход определяет набор дисциплин, которые преподаются в Высшей школе урбанистики: четыре различные экономики (во-первых, это основы экономики для студентов, которые не изучали экономику вообще; во-вторых, экономика города; в-третьих, экономика жилищного сектора и в-четвертых, экономика девелопмента и рынка недвижимости), две социологии: «общая» социология города и социология локальных сообществ. И самое главное — теория и проекты в области пространственной организации и территориального планирования.

Лекции связаны с практикой, с проектной линией, с тем, чтобы студенты могли перевести услышанное в план умений, воплотить в проектных навыках.Существует опасная иллюзия, что в городе нет ничего такого, что надо было бы специально изучать как научную дисциплину. Возникает она потому, что человек, живущий в городе, считает, что он знает о городе всё. И бытового знания горожанина, полученного по факту проживания в городе, достаточно для того, чтобы принимать сложнейшие решения в сфере градостроительства, инфраструктурного развития. Отсюда дилетантские решения, сплошь и рядом принимаемые в городах.

Несомненно, градостроительству необходимо учиться как науке, осваивая огромное количество специальных знаний. Следует отметить, что весьма негативным остается представление, что архитекторы формируют город путем строительства некой совокупности объектов. Конечно, архитектор в градостроительном процессе занимает очень важное место. Но это его место. Однако урбанистический процесс — это не строительство, а система управления различной деятельностью, экономическими и социальными процессами, распределенными в пространстве. В нем участвуют специалисты разных дисциплин: архитектуры, разнообразной инженерии, энергетики, транспортной логистики и проч. А нам говорят: нет, архитектор - это творческая профессия, он видит целое, он должен создать целое, а остальные специалисты должны ему помогать. Но для архитектора «целое» - это форма, сколь угодно большая, сколь угодно сложная, определенная разными факторами, но все равно - форма. Урбанисты же работают не с формами, а с деятельностью, с внутренними, скрытыми структурами, которые порождаются поведением человека. И пока будет продолжаться вот эта архитектурная экспансия, у нас города лучше не станут.

Полная версия интервью доступна по следующей ссылке.