Публичные места формируют городские ценности

Декан ВШУ Александр Высоковский в интервью "Новой газете" заявил, что публичные места в городе - важнейшая часть мегаполиса, в которых рождается городская повестка дня.

Декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Высоковский в интервью "Новой газете" заявил, что публичные места в городе - важнейшая часть мегаполиса, в которых рождается городская повестка дня: "Общественные места не только формируют городские ценности, это еще и очень конкурентные пространства. Именно там сталкиваются интересы разных социальных групп".

Декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский

Публичные места — важнейшая часть города. От приватных мест их отличает степень доступности, они не могут быть открытыми для одних и закрытыми для других. Площадь, парк, улица, даже крупный коммерческий молл или развлекательный комплекс имеют шанс превратиться в публичную городскую территорию. Если коммерческий молл открыт 24 часа в сутки, внутри есть и кафе, и каток, и кинотеатр, это точно такое же публичное место, как улица или площадь.

Без публичных мест города существовать не могут — городская привлекательность формируется именно ими. Отсутствие публичных мест было одним из главных изъянов советских городов. Общественные места не только формируют городские ценности, это еще и очень конкурентные пространства. Именно там сталкиваются интересы разных социальных групп. Понятно, что подобные городские территории были опасны для советской власти. Но неразвитость общественных пространств остается слабым местом и постсоветских городов.

Привлекательность места формируют два компонента. Первый — материальная среда, окружение, которое должно быть разнообразным, эстетически продуманным, безопасным. Не случайно современный подход к повышению привлекательности публичных мест связан с концепцией тотальной эстетизации городской среды. Эстетизация является таким мощным фактором воздействия, когда она начинается с деталей и касается города в целом, — это один из важнейших принципов обустройства городской жизни.

Тогда к мощению улиц, бордюрам, скамейкам, уличному освещению относятся с такой же мерой ответственности, как и к зданиям. Тогда есть понимание, что бордюр, выкрашенный желто-зеленой краской, уместен на плацу провинциальной воинской части, но в столице он невозможен. Современные европейские города поражают именно этим вниманием к деталям. Но все усилия по украшению городского пространства имеют смысл только в том случае, если есть вторая составляющая его привлекательности — грамотный горожанин, способный оценить качество среды.

Полная версия интервью доступна по ссылке.