Зарубежные эксперты раскритиковали транспортные планы Москвы

3 июня представлен доклад группы зарубежных транспортных экспертов, изучивших политику мэрии Москвы в области борьбы с пробками. Некоторые проекты, как считают ученые, противоречат задачам, которые стоят перед городом.

Сегодня, 3 июня, будет официально представлен доклад группы зарубежных транспортных экспертов, изучивших политику мэрии Москвы в области борьбы с пробками. Анализу, в частности, подверглись проекты масштабной реконструкции Ленинского проспекта и северо-западной хорды. Оба проекта, как считают ученые, противоречат задачам, которые стоят перед городом: в результате общественный транспорт станет функционировать хуже, а увеличившийся поток легковых машин создаст дополнительные пробки, пишет "Коммерсантъ".

Доклад подготовили известные ученые-урбанисты Вукан Вучек (США), Жан-Клод Зив (Франция) и Тур Хотвайт (Норвегия). Документ заказали (и профинансировали) блогеры и депутаты муниципальных собраний Москвы, сегодня он будет официально представлен общественности.

Анализируя транспортную политику властей, эксперты сфокусировались на самом масштабном столичном проекте — реконструкции вылетных магистралей. Речь идет о реконструкции Ленинского проекта и северо-западной хорды, которая должна быть проведена в течение двух-трех лет. Суть проектов сводится к организации бессветофорной многополосной магистрали в черте города. В мэрии говорят, что проекты призваны в первую очередь улучшить движение общественного транспорта. Москомархитектура обнародовала их зимой 2012 года ("Ъ" сообщил о них 11 февраля), и это вызвало серьезное возмущение жителей: они провели несколько митингов, писали жалобы в мэрию и Кремль.

Будущая северо-западная хорда призвана, по задумке мэрии, пустить потоки транспорта в объезд центра. Начинается хорда от Дмитровского шоссе, кончается — в районе Сколково, в ее состав войдут расширяемая Большая Академическая улица, Алабяно-Балтийский тоннель (почти закончен), улицы Народного Ополчения и Алабяна, Нижние Мневники, Ярцевская.

Эксперты подчеркивают, что для непрерывного движения машин будут ликвидированы все левые повороты (из-за демонтажа светофоров), что приведет к перепробегам транспорта. По подсчетам ученых, только на улицах Алабяна—Народного Ополчения автобусы и троллейбусы будут проезжать после реконструкции 147 лишних километров за час. В результате около 8 тыс. пассажиров в час будут терять время, а транспортные предприятия понесут убытки. "Проект не только пренебрегает общественным транспортом, но и снижает его качество, делая его менее привлекательным и эффективным",— приходят к выводу ученые. Они также отмечают, что власти Сан-Франциско, Бостона и Сеула поначалу тоже делали ставки на крупные магистрали в черте города, но затем перенесли их под землю.

Что касается Ленинского проспекта, его реконструкция затрагивает участок от площади Гагарина до МКАД. Мэрия заявляет, что скорость движения после реконструкции вырастет на 20-25%, пропускная способность — на 40-50%. Эксперты обращают внимание в первую очередь на экологические последствия проекта: "Десятки тысяч людей, проживающих в жилых домах, внезапно окажутся на обочине фривея" в связи с "привлечением дополнительного транспортного потока". Кроме того, говорят ученые, нельзя расширять магистраль только на одном участке: в результате пробки соберутся в узком месте, в данном случае — у площади Гагарина и на Калужской площади. Реконструкция Ленинского проспекта создаст сложности и для общественного транспорта: выделенные полосы слишком часто пересекаются с выездами второстепенных дорог, что помешает движению автобусов. "Проект типичен для фривея в пригородной зоне с неплотной застройкой и ориентацией на автомобили,— резюмируют авторы.— Для общественного транспорта не будет сделано практически никаких улучшений".

Исследование будет направлено в мэрию Москвы, Мосгордуму и Госдуму. Эксперты выработали ряд рекомендаций, среди которых — пересмотр маршрутов общественного транспорта, в частности, на Ленинском проспекте рекомендовано рассмотреть вариант строительства трамвайной линии. По данным "Ъ", вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин уже заинтересовался докладом и намерен встретиться с его авторами (господин Вучек вчера прибыл в Москву). С официальными представителями господина Хуснуллина, а также пресс-службой департамента строительства Москвы связаться вчера не удалось. В департаменте транспорта Москвы ранее называли проект реконструкции Ленинского проспекта "необходимой мерой развития транспортной сети". Вчера в этом ведомстве "Ъ" заявили, что про доклад слышали, но позиция департамента не изменилась.