Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4
Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)
Email: city@hse.ru
Проблемы такого объекта управления, как город, не ограничиваются лишь вопросами местного самоуправления, а находятся на пересечении интересов разных уровней публичной власти. После проведения муниципальной реформы 2003 г. система управления российскими городами продолжала корректироваться. В статье проведена оценка воздействия внешнеэкономических шоков и таких масштабных федеральных инициатив, как майские указы 2012 г., на бюджетную автономию российских городов в условиях действия Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Выдвинута исследовательская гипотеза, что в период 2006–2019 гг. произошел переход к многоуровневому управлению российскими городами, при котором границы бюджетной автономии городов сжались. Для проверки гипотез были проанализированы бюджеты 35 крупнейших городских округов России. Был использован кластерный анализ, позволивший распределить города по группам с разным уровнем экономического развития и бюджетной обеспеченности. Основной результат исследования заключается в том, что с 2006 по 2019 г. города стали не только финансово зависимы от регионов, но и изменили предпочтения относительно основных направлений расходов. Кризис 2014 г. способствовал ускорению процессов централизации управления и снижению уровня бюджетной автономии муниципалитетов, так как достижение показателей майских указов президента стало главным приоритетом для публичной власти. Во всех без исключения исследуемых городах собственные доходы бюджетов сократились, при этом увеличилась роль подоходного налога.
Инфраструктура. Инфраструктурная отрасль. Технопарк. Технополис. Инфраструктурный потенциал. Фондонасыщенность территории.
Современные исследования в области теории управления запасами показали, что существуют резервы существенного повышения эффективности работы логистических систем в рамках специальных EOQ-моделей. Речь идет о моделях, в формате которых можно реализовать учет особенностей денежных потоков моделируемой цепи поставок.
Представленное в этой книге исследование соотносится со специальным классом эффективных моделей поставок указанного типа, когда затраты на очередную поставку могут быть реализованы из выручки от предыдущей поставки. Для идентификации моделей такого типа в книге получены соответствующие необходимые и достаточные условия: их выполнение позволит установить возможность реализации таких выплат. Кроме того, представленное исследование (иллюстрируемое приведенными числовыми расчетами, выполненными на основе реальных данных) дает обоснование возможности действительно получать высокие до удивления показатели рентабельности оборотного капитала, который требуется для обеспечения работы соответствующей цепи поставок в формате EOQ-модели, причем именно за счет априори предоставляемых отсрочек для ряда платежей, кстати, даже в ситуациях, когда при этом оговариваются задержки в получении выручки.
Предложенный в книге подход к оптимизации поставок в рамках моделей указанного типа, соотносится также со следующей спецификой анализируемых моделей: их формат требует учета, как фактора грузовместимости транспортного средства, так и концепции временной ценности денег. Учет указанных особенностей позволил авторам предложить новые, более совершенные и более эффективные модели для стратегий управления запасами. Представленные методы анализа таких стратегий поставок позволяют также учитывать различные, используемые на практике, подходы к учету издержек хранения: когда такие издержки будут начисляться либо именно по занятым местам на складе, либо именно в виде аренды.
Для исследователей, специалистов-аналитиков и менеджеров в области логистики, а также для слушателей бизнес-школ, факультетов переподготовки и повышения квалификации, включая преподавателей экономических вузов, читающих лекции по дисциплинам «Транспортное обеспечение логистики», «Управление запасами», «Экономико-математические методы и модели в логистике».
В учебнике изложены теоретические основы региональной экономики, ее предмет, задачи и методы. Раскрыты содержание и направления региональной политики в Российской Федерации на современном этапе. Дана всесторонняя оценка ресурсного потенциала России и ее регионов. Значительное внимание уделено характеристике особенностей, проблем и перспектив социально-экономического развития макрорегионов — федеральных округов России, а также региональным эколого-экономическим проблемам. Показано место России в мировой экономике и участие регионов страны во внешнеэкономической деятельности. В тексте учебника и приложении представлен обширный статистический материал, отражающий современное состояние и тенденции развития отечественной экономики.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов бакалавриата, магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов, слушателей системы послевузовского образования, а также специалистов, занятых исследованием и решением региональных проблем.
Территориальные пропорции национальной экономики. Пропорциональное развитие. Размещение природно-ресурсного потенциала. Размещение отраслей производства. Пропорции в развития социальной сферы и уровне дизни населения.
В статье рассматриваются вопросы прогнозирования микроклимата городов и ветроэнергетического потенциала жилых зданий применительно к России, Северной и Восточной Европе. В исследовании проанализирована климатическая структура крупного города, биоклиматический комфорт, а также представлен климатический анализ на примере Москвы. Уточнена взаимосвязь ветрового режима с климатическими и градостроительными факторами. Представлены возможные подходы к оценке ветроэнергетического потенциала здания. Проанализирован зарубежный опыт и классификация факторов, влияющих на размещение ветроэнергетических установок. Отмечена возможность детализации данных микроклимата по ветровому режиму для размещения ветроэлектростанций с учетом благоустройства и озеленения городов. Рассмотрен вопрос первичной привязки ветроэнергетических установок в строительстве на основе ветроэнергетического потенциала зданий и территорий. Концепция "Умного города" рассматривается с целью формирования системы управления ветроэнергетическим потенциалом в городском строительстве и оценки комфортности аэрации для пешеходов с интеграцией в градостроительное энергетическое моделирование (УБЭМ).
Налоговый кредит на жилье с низкими доходами (LIHTC) - один из инструментов политики федерального правительства США по сохранению и стимулированию развития и реабилитации доступного арендного жилья. LIHTC обеспечивает стимул для застройщиков жилья строить, покупать и ремонтировать жилье для налогоплательщиков с низкими доходами, а также предоставляет невозвратный кредит для тех, кто инвестирует в проекты строительства жилья с низкими доходами в качестве средства стимулирования притока капитала в этот сектор. Тип жилищных структур, обычно используемых для этого кредита,-это многоквартирные жилые дома.
This paper focuses on the Tsoi Wall in Moscow, an iconic place on Russia’s music map that appeared in Moscow in 1990 in memory of the cult Soviet rock musician Viktor Tsoi, to develop a framework for studying non-auratic music place—that is, places that are not connected with the biographies of musicians or musical events, but emerge directly from the experiences of visitors and fans. These places are constantly negotiated and only lightly formalized, but are nevertheless enduring. To analyze this type of place, we propose a concept of institutionalization “in becoming.” The case of the Tsoi Wall reveals that light formalization (vague and changing positions and rules, and openness to different interpretations of a place and ways of using it) leads to the recognition of the place as a significant one and to its popularity. We put institutionalization “in becoming” in a wider context and juxtapose it with well-studied musical places in Europe and the US.
В статье анализируется внутренняя и внешняя связность систем пассажирского транспорта в регионах России с обширными периферийными территориями на примере трех ключевых регионов со средним и низким уровнем развития - Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и Магаданской области. Эти регионы отличаются друг от друга своим положением в транспортной системе страны и характеризуются значительными внутрирегиональными различиями в уровне и характере транспортного сообщения. Для решения этой проблемы авторы используют интегрированную методологию анализа транспортной связности и изоляции. Этот подход включает в себя не только анализ статистики транспортных сетей, частоты, временных затрат и тарифов на все виды пассажирского транспорта в регионах, но и качественные социологические методы: глубинные интервью с пассажирами и сотрудниками транспортных терминалов. Определены различия в доступности основных региональных населенных пунктов, выделены транспортные районы, отличающиеся друг от друга по транспортной надежности. Системы общественного транспорта исследуемых регионов отличаются низкой регулярностью сообщения, отсутствием альтернатив на многих маршрутах, эпизодической и недостаточной надежностью перевозок из-за ярко выраженного сезонного характера, а также важной ролью неявного (теневого) транспорта.
Цель статьи заключается в прояснении взаимосвязи между развитием академических исследований звука, с одной стороны, и городских исследований и градостроительной практики, с другой стороны, в перспективе изучения звукового измерения идентичности места. Обнаружив чёткую хронологическую параллель между формированием междисциплинарной исследовательской области Sound Studies и всплеском интереса к звуку в урбанистике, автор называет второе явление аудиальным ренессансом и анализирует понятийную базу обсуждения звука в городских исследованиях и градостроительной практике. В конечном счёте автор приходит к выводу, что получившее распространение в урбанистическом дискурсе понятие «саундскейп» не соответствует актуальным теоретическим разработкам в Sound Studies. Во избежание повторения ошибок, связанных с употреблением недостаточно актуального концептуального аппарата, в исследованиях идентичности места, автор предлагает понятие «identity of a place». В отличие от «place identity», оно открывает возможность для обнаружения в нём звукового измерения, которое не будет отягчено субъективизмом.
В статье проводится сравнительная оценка уровня урбанизации арктических территорий мира по единым критериям: выбраны все поселения Арктики с численностью населения более 5000 человек вне зависимости от статуса. Граница Арктики проведена по самому южному из трех вариантов, наиболее часто используемых в международных работах по социально-экономической географии Арктики. По результатам оценки уровень урбанизации во многих регионах зарубежной Арктики оказывается ниже оценок, приводимых в актуальной научной литературе. Рассматриваются особенности развития арктических городов, выделяются основные типы городов в Российской и зарубежной Арктике. При выборе критериев типологии приняты во внимание: влияние удаленности от других городских центров на экономическое развитие (значение этого фактора в Арктике повышено в силу редкой городской сети), факторы социально-экономического развития в эпоху «экономики знания», транспортно-географическое положение и др. В итоге, в качестве критериев были выбраны: наличие собственного вуза, административный статус, расположение в пределах агломерации более крупного города. Выделены четыре типа арктических городов: 1. Ключевые многофункциональные (университетские) центры. 2. Периферийные административные центры. 3. Города-пригороды разной специализации. 4. Удаленные промышленные центры. Критерий приморского положения использовался для выделения подтипов. Города первого типа, как правило, обладают статусом национальной или региональной столицы, собственным вузом. Почти половина городского населения Арктики проживает именно в таких городах (Мурманск, Архангельск, Анкоридж, Тромсё, Рейкьявик и др.). Второй тип – региональные столицы, не имеющие своего самостоятельного вуза (Салехард, Йеллоунайф и т. д.). Города третьей группы, в основном, сконцентрированы вокруг городов первого типа (Мурмаши, Уасилла и др.). Наконец, четвертый тип – удаленные города, не имеющие ни столичного статуса, ни самостоятельного вуза. В эту группу попали, в основном, города при месторождениях полезных ископаемых (Новый Уренгой, Лабрадор-Сити и т. п.). Специфика Российской Арктики состоит в повышенной доле внутриконтинентальных (непортовых) городов-пригородов (наиболее быстро теряющих население) и удаленных промышленных центров (условно: города при месторождениях). Специфика зарубежной Арктики – в высокой доле городов первого типа (столичные университетские).