2 декабря 2013Университет и город: история противостояния

Исторически университетское и городское сообщество находились в состоянии постоянной вражды друг с другом. Такое положение сохранялось многие века плоть до конца XX века. Однако в последние десятилетия прошлого столетия климат начал меняться – жители и студенты пришли к пониманию, что их взаимодействие может оказывать положительный эффект как на город, так и на университет.

История противостояния городского и университетского сообщества уходит корнями в Средние века. В англоязычной академической литературе и разговорной речи устоялось понятие «town and gown». Эта емкая метафора дословно переводится как «город и мантия». «Town» (в переводе с англ. «город») определяет все городское сообщество, а «gown» (в переводе с англ. «академическая одежда», «мантия») - университетское.

Взаимодействие между горожанами и академическим сообществом зародилось еще в средневековой Европе, и в первую очередь, ассоциируются с такими университетами как Оксфорд, Кембридж, Эдинбург и Сент-Эндрюс. Но феномен этот широко распространен и в других университетских городах.
 
Мы и те, кто в мантиях

Традиция ношения академическим сообществом специальной одежды берет свое начало в Средние века. В те времена церковь оказывала огромное влияние на европейское образование. Высшие учебные заведения происходили от церковных школ, и одежда преподавателей и студентов была строго регламентирована и копировала клерикальную, то есть одежду, которую носили монахи.

Эта одежда оказалась для студентов наиболее удобной, так как занятия часто проходили в неотапливаемых помещениях, и быстро стала весьма популярной во многих университетах. Академическая одежда также служила признаком принадлежности к определенному социальному слою - людей, не занимающихся ручных трудом.

Цвет мантии часто соответствовал определенному колледжу или университету. Таким образом, студенты по своему внешнему виду выделялись среди остальных горожан, отсюда и пошло английское выражение «town and gown». Традиции ношения академических мантий сохраняются и до сих пор. В настоящее время мантия не является повседневной одеждой для студентов, но ее можно увидеть во время выпускного или другого тождественного мероприятия. Хотя студенты некоторых старых университетов носили академические мантии вплоть до 1960-х годов.

Студенты Оксфордского университета во время выпускного / Источник: dailymail.co.uk
Студенты Оксфордского университета во время выпускного / Источник: dailymail.co.uk

Университет как святилище

Идея высшей школы как отдельного автономного учреждения в городе восходит к Академии, основанной Платоном в 387 г. до н.э. Академия представляла из себя религиозно-философский союз, который располагался за пределами городских стен Афин в местности, названной в честь мифического героя Академа.

Академия на карте древних Афин / Источник: wikipedia.org
Академия на карте древних Афин / Источник: wikipedia.org

В этом учебном заведении разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и т.д. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!». В 529 году указом христианского императора Юстиниана были закрыты все философские школы в Афинах, в том числе и Академия.

Афинская школа, Рафаэль Санти, 1511, Апостолический дворец, Ватикан / Источник: wikipedia.org
Афинская школа, Рафаэль Санти, 1511, Апостолический дворец, Ватикан / Источник: wikipedia.org

В XII веке первые средневековые университеты появились сначала в Италии, а затем и по всей Европе. Они создавались без собственных территорий и помещений. Преподаватели просто арендовали лекционные залы у города. Студенты начинали селиться неподалеку от учебных заведений, туда же стали переезжать и преподаватели. Таким образом, определенные кварталы в городе превращались в университетские. Наиболее известный пример такого университетского района - это Латинский квартал в Париже, расположенный на левом берегу Сены.

По сравнению с платоновской Академией университеты в Средневековье были сильнее интегрированы в городскую ткань. Не случайно высшие учебные заведения в те времена основывались в городах. Существование университета должно было поддерживаться постоянным населением и наличием соответствующей городской инфраструктуры. Но зависимость университетов от муниципальной власти была не слишком высока. В большинстве случаев финансирование университетов шло в значительной степени, если не полностью, из доходов католической церкви.
 
Анатомия противостояния

Первоначальные отношения между городом и университетом были весьма враждебные. А рост независимости университета от муниципальной власти только усиливал этот конфликт. Кроме того, постоянное посягательство университета на соседние территории становилось предметом спора между городским и академическим сообществом.

Средневековые университеты образовывали гильдии студентов и преподавателей по аналогии с ремесленными гильдиями. Это давало возможность академическому сообществу вести переговоры с муниципальными властями от лица гильдии, например, по вопросам установления уровня арендной платы за лекционные залы. Университеты не имели физического кампуса и могли в случае несправедливого повышения арендной ставки переехать в другой город, что являлось не просто пустой угрозой. Примеров такого перемещения было достаточно много. Университет Лиссабона в Португалии  мигрировал в Коимбре и вернулся обратно в 14-м веке. Академическое сообщество могло также начать забастовку и не возвращаться в город в течение нескольких лет. После студенческого бунта 1229 году Парижский университет вернулся в город только спустя два года.

Многие иностранные студенты, приезжавшие в город для обучения в университете, выглядели экзотично в глазах местных жителей. Они ходили в специальных одеждах и разговаривали на латыни, лингва-франка средневекового высшего образования. Студенты часто не знали местного диалекта, а жители города, в большинстве своем необразованные, не знали латыни.

Языковой барьер, культурные различия и внешний вид служили поводом для негативного отношения горожан к академическому сообществу.

Студенты и ученые в средневековых университетах пользовались определенными преимуществами в гражданских судах. Эти «льготы» обеспечивались покровительством духовенства. Таким  образом, преподаватели имели право приостановить свои лекции в случае неуважительного отношения к ним со стороны гражданских властей. Студенты за свои провинности и преступления могли быть осуждены только в церковном суде. Иммунитет по отношению к гражданскому праву часто приводил к злоупотреблениям со стороны студентов. Аномальная юрисдикция только усугубляла напряженность в отношениях между городских и академическим сообществом.
 
Горожане vs. студенты

Конфликт был неизбежен в средневековых университетских городах, где два автономных управляемых различными структурами сообщества существовали на единой территории.

Более того, насилие было обычным явлением в средневековой Европе, не только между академиками и горожанами, но и между простыми жителями города, а также между учеными из разных регионов Европы. Стычки между студентами и жителями города происходили постоянно. Одним из самых известных стало столкновение в день Святой Схоластики 10 февраля 1355 года.

В таверне Свиндлсток двое студентов Оксфордского университета устроили скандал с хозяином из-за, по их мнению, низкого качества подаваемых напитков. Взаимные оскорбления и последующая драка переросли в вооружённые столкновения между жителями и студентами, которые продолжались два дня и жертвами которых стали 63 студента и около 30 горожан. В конце концов, студенты потерпели поражение.

Спор был урегулирован властями в пользу университета, в связи с чем был издан специальный указ. С тех пор ежегодно 10 февраля мэр города и члены городского совета должны были промаршировать с непокрытой головой по улицам и уплатить университету штраф по одному пенни за каждого убитого студента, то есть всего 5 шиллингов 3 пенса. Наказание оставалось в силе в течение 470 последующих лет и было снято лишь в 1825 г., когда мэр города отказался участвовать в церемонии. Формально университет «простил» город 10 февраля 1955 г., когда мэру была присвоена почётная степень, а вице-канцлер университета был избран почётным горожанином.

Иллюстрация столкновения в день Святой Схоластики 10 февраля 1355 года / Источник: dailyinfo.co.uk
Иллюстрация столкновения в день Святой Схоластики 10 февраля 1355 года / Источник: dailyinfo.co.uk

Своему появлению Кембриджский университет обязан столкновению, произошедшему между жителями Оксфорда и учеными Оксфордского университета. Этот конфликт привел к тому, что в 1209 году многим преподавателям пришлось переехать на новое место.
После напряженной эпохи средневековья отношения между университетами и принимающими городами эволюционировали в сторону взаимной поддержки. Города в некоторых случаях обеспечивали заработной платой преподавателей, взамен на то, что студенты организовывали книжную торговлю и другие услуги для горожан.  В конце концов, города начали гордиться своими университетами, и горожане перестали смотреть на студентах в мантиях как на противников
 
Изменение климата в пост-средневековую эпоху

На протяжении многих веков отношения между городским и академическим сообществом оставались двойственными. Бывали случаи, когда в кризисные моменты город оказывал поддержку своему университету, и наоборот - иногда в городах происходили события, которые подрывали стабильность в университете. Некоторые университеты включались в городскую культурную жизнь, другие, напротив - замыкались в себе, не имея никаких контактов с городом.

Несмотря на общее улучшение отношений между городом и университетом в пост-средневековую эпоху, споры и конфликты оставались рядовыми явлениями.
Хроника событий происходящих между студентами Йельского университета и жителями города Нью-Хейвен, штат Коннектикут, иллюстрирует сохраняющуюся напряженность в отношениях между городским и академическим сообществом.

Йельский универстет был основан в 1701 году, переехал в Нью-Хейвен в 1716 году. Президент Йельского колледжа Томас Клэп в 1753 году начал проводить воскресные богослужения отдельно для студентов в здании колледжа вместо церкви. Этот шаг послужил началом неоднозначного отношения городского сообщества к университету. В течение века в Нью-Хейвене происходили постоянные конфликты между студентами и горожанами, напоминающие средневековую эпоху. В 1806 году произошел самый настоящий бунт с драками между студентами и моряками. А в 1841 году случилось столкновение с городскими пожарными, которое началось после того, как студенты напали на пожарную станцию и уничтожили оборудование, а толпа горожан угрожала поджечь колледж. Чтобы сохранить мир, потребовалось вмешательство военных. В 1854 году в ход пошли не только камни, но и пули во время конфликта, возникшего между студентами и горожанами в театре города Нью-Хейвен. Тогда был убит один из лидеров городской группировки, и студенты отступили в здание университета. Местные жители в свою очередь принесли к университету несколько пушек, но были вовремя остановлены полицейскими.

После этого события обстановка была довольно спокойной до 1919 года, когда военнослужащие, недовольные оскорблениями со стороны студентов, напали на старый кампус университета. Обнаружив, что ворота заперты, они разбили все окна в здании и отправились в город, нападая на студентов в театре и ресторанах. В 1959 году снежная битва студентов на улице города привела к массовым арестам. Студенты, в свою очередь, забросали полицейских снежками во время парада ко Дню Святого Патрика.

Волна студенческих протестов прокатилась по Северной Америке и Европе в 1960-х гг., начавшись в Париже, она дошла до Калифорнии. Движение за свободу слова (Free Speech Movement), возникшее в 1964 году в университетском городке Беркли Калифорнийского университет в результате запрета администрацией студенческой политической активности на территории кампуса, считается отправной точной беспорядков по всей стране.

Акция за свободу слова в Калифорнийском университете, 1964 год / Источник: studentantiwar.blogs.brynmawr.edu
Акция за свободу слова в Калифорнийском университете, 1964 год / Источник: studentantiwar.blogs.brynmawr.edu

Студенческое движение в США продвигало свободу слова и участие студентов в принятии решений на территории кампуса, но на самом деле имело более глубокие причины - борьба за гражданские права афроамериканцев и протест против войны во Вьетнаме.
 
Университет-родитель

С течением времени университеты обрастали материальной базой, формировали собственные кампусы. Пространственное расположение университетов в городах эволюционировало от интегрированных в городскую среду небольших аудиторий и помещений, как это было в средние века, до отдельных комплексов в XX веке.

В американских университетах-кампусах студентам предоставлялись общежития, в которых за учащимися велся жесткий контроль. Латинской выражение in loco parentis (на месте родителя) являлось одновременно юридическим понятием и традицией в американских университетах. Это означало, что в высшей школе о студентах продолжали заботиться как дома.
 
Однако студенты продолжали вести себя чересчур раскрепощенно, часто преступая закон. Это привело к тому, что правовая концепция университета-родителя была подорвана многочисленными судебными разбирательствами в 1970-е гг. Переломным моментом стал инцидент, произошедший в 1975 году в колледже Дэлавер Вэлли, штат Пенсильвания.

Студент второго курса Дональд Брэдшоу возвращался домой с вечеринки, организованной его группой при участии университета, и попал в автомобильную катастрофу,  после которой остался парализованным. Дональда подвозил на машине студент, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. Суд признал водителя виновным. А также этот случай послужил толчком для принятия закона, значительно расширившего права и обязанности студентов, и признававшего, что колледжи не являются гарантами поведения и безопасности своих учеников.

Традиция проживания американских студентов за пределами кампуса сложилась после Второй мировой войны, когда ветеранам, вернувшимся с войны оказывалась финансовая поддержка для получения высшего образования. Многие ветераны были старше обычных студентов и имели семьи, поэтому для них проживание вне кампуса было более удобным.

К концу XX века 85% студентов американских университетов проживало вне кампуса. Эта тенденция рассеянного проживания студентов служила смягчающим фактором в отношениях между городским и университетским сообществом. Студенты проводят учебный день в кампусе, а вечером возвращаются домой, растворяясь среди обычных горожан.

Тем не менее, конфликты между городом и университетом продолжались. Они были связаны с тем, что университеты генерируют дополнительный трафик на улицах и создают сложности с парковкой. А также университеты снижают качество жилой среды в районе за счет создаваемого студентами шума. А для размещения кампуса порой приходилось переселять целые жилые районы.

С другой стороны, чем больше становится университет, тем больше рабочих мест для местных жителей он может предоставить. В некоторых случаях экономика города напрямую зависит от университета. Однако чем больше становится университетский кампус, тем больше муниципальных земель отходит университету, соответственно сокращая налоговую базу города. В таком случае, власти города пересматривают их взаимоотношения с университетом, заключают с ним соглашение, обязывающее университеты перечислять денежные средства в городскую казну.

Несмотря на судебные баталии, университет и город имеют стимул для сотрудничества. В настоящее время налаживанием партнерских отношений и совместным планированием занимаются многие университетские города.

Все более значимым становится фактор культурного обмена между студентами и не-студентами.

Взаимодействие города и университета все сложнее становится определить в настоящее время. Многие современные университеты практикуют дистанционные онлайн программы образования. Другие образовательные программы могут занимать учащихся неполный рабочий день или проводиться в вечернее время.

Некоторые исследователи утверждают, что разрыв между студентами и обычными горожанами исчезнет в XXI веке, так как придет новая образовательная парадигма - обучение с помощью информационных технологий студентов в любой точке земного шара без принципиальной привязки к университетскому кампусу.

Но это лишь одно из видений будущего. С другой стороны, традиционные методы образования не утрачивают своей значимости. В этой связи в современном мире появляется необходимость строить гармоничные отношения между городом и университетом. 

Автор: Екатерина Дыба, студентка Высшей школы убранистики