Александр Высоковский о том, почему в России нет системного градостроительного процесса

До сих пор практически отсутствует результат градостроительной практики в городах нашей страны, а разработка и внедрение основополагающих градостроительных документов продвигается крайне вяло. За последние годы не был создан ни один полноценный генплан, а попытки внедрения практики мастерпланирования остались безуспешны.

Портал Archi.Ru законспектировал выступление декана Высшей школы урбанистики, которое прошла 18 февраля в Центральном доме архитектора. Встреча была посвящена проблемам города и поиску ответа на вопрос, почему в России нет системного градостроительного процесса и проходила в рамках программы «Российская урбанистика» – совместного проекта Союза московских архитекторов и RUPA (НП Объединения планировщиков).

Свое выступление Александр Высоковский начал с теоретической части, поскольку, по его мнению, сегодня, когда профессия урбаниста вновь оказалась в центре внимания, специалисты из области проектирования все равно ведут себя так, «как будто не было большой советской школы, не было огромной толщи знаний».

Элементарные понятия – такие, как городская среда, город как целостная система и т. д. – долго оставались вне поля зрения специалистов. До сих пор практически отсутствует результат градостроительной практики в городах нашей страны, а разработка и внедрение основополагающих градостроительных документов продвигается крайне вяло. За последние годы не был создан ни один полноценный генплан, а попытки внедрения практики мастерпланирования остались безуспешны.

Архитектура vs урбанистика

Александр Высоковский начал заниматься урбанистикой в конце 1970-х годов. Уже тогда разница между градостроительной наукой и архитектурой была очевидна. Урбанистика – это очень сложный процесс, включающий системы управления, прогнозирования, стратегического планирования, экономику. Эта наука учитывает интересы города и его жителей, государства и частного бизнеса. Сопоставляя архитектурный и урбанистический подходы, Высоковский выделил несколько основных различий.

Архитектурный подход подразумевает, что «каждое место может быть предметом проектирования в любой выделенной конфигурации». Потенциал места определяется архитектурным проектом. С его помощью задаются параметры развития территории. В любом месте можно разместить объект любого назначения, если он соответствует всем его параметрам и не противоречит действующим ограничениям. И если архитектурный подход подразумевает только ситуационный анализ, то подход урбанистический предполагает «принятие решений на основе систематических исследований процессов, распределенных в пространстве. Существенным преимуществом урбанистического подхода является баланс в управлении текущих задач и перспективных планов, приоритет правового регулирования на основе нормативных актов», – заключает Высоковский.

Так что же такое городская среда? По определению Высоковского, «среда обитания человека – это «посредник», особым образом соединяющий материальные предметы, феномены сознания и внутренний мир субъекта (человека или группы)». Городская среда – это повседневная реальность «жизненного мира», совокупность мест и объектов, формируемых проектами разного уровня. Люди, исходя из своих жизненных потребностей, постепенно формируют центры притяжения или, пользуясь терминологией Высоковского, «узловые районы». Взаимодействие и взаимопересечение всех видов активности складывается в логично и последовательно сформированное городское пространство.

Урбанист свою основную задачу видит в формировании «идеальной» модели города, которая подразумевает хорошо обоснованные и проработанные планы развития с фиксированными результатами и сроками их достижения. Здесь особенно важно учесть интересы всех лиц, участвующих в процессе формирования городского пространства. Основу составляют нормативные документы, определяющие права собственности, налогообложение, текущие инвестиционно-строительные, экономические и технические процессы. При этом для достижения оптимального результата управленцы, задействованные в этом процессе, особенно управленцы верхнего уровня, не должны следовать двойным стандартам и работать на свои личные интересы.

Немного истории: город Тюнена

Попытки создать такую «идеальную» модель управления пространственным развитием предпринимались в разное время. Были и  нестандартные подходы, которые по своей сути, вполне применимы к реалиям сегодняшнего дня. Так, в 1-й половине XIX века немецкий экономист Иоганн Генрих фон Тюнен составил абстрактную модель большого изолированного города-государства. Это должен был быть абсолютно самодостаточный город. Для этого исследователь разделил все его пространство по поясам – так, чтобы каждый участок работал с наибольшей эффективностью.

Например, в первом поясе вольного хозяйства, согласно предложенной им модели, применяется производимый в городе навоз, что обусловлено скоплением гужевого транспорта – другого в городе Тюнена просто нет. Это значит, что земля может использоваться наиболее интенсивно, без севооборотов. Границу этого пояса диктует соотношение затрат на транспортировку и производство. А специализация связана с транспортабельностью продуктов и с интенсивностью самого производства. По существу, этот пояс и концентрирует хозяйства типично пригородной специализации.

Второй пояс – это пригородные леса, необходимые для снабжения горожан топливом и строительными материалами. Третий, четвертый и пятый пояса – зерновое хозяйство со снижающейся интенсивностью производства. Это снижение по мере удаления от города Тюнен обосновывает, исходя из меняющейся ренты и затрат на перевозку зерна. Шестой и седьмой пояса отданы скотоводству, интенсивность которого также падает в наиболее удаленных от города зонах.

Схема соотношения ценности земли и транспортных расходов по фон Тюнену. С удалением от рынка ценность земли падает / csiss.org, Scott Crosier

Схема существования городов по фон Тюнену. Слева – автономный город, справа эта схема трансформируется в ответ на изменение условий / teacherweb.com

Ускользающий идеал

Город, какой модели он бы ни был – моногород, компактный или моноцентричный город, город агломерационного типа или метрополис – всегда имеет каркас, «узловые районы» и, собственно, городскую ткань. В своей собственной практике Александр Высоковский всегда начинает работу с детального изучения существующего положения, выявляет исторические точки притяжения, градостроительное зонирование – все каркасные единицы. Если на бумаге и удается построить идеальную модель города – сожалеет Высоковский, – то в реальной жизни она, как правило, не работает или вовсе не применяется.

Типы пространственных структур городов. Из презентации А. Высоковского

Примеры единиц города – узловых районов. Из презентации А. Высоковского

О Перми: «Мы начинали»

Наглядный пример – работы по подготовке генерального плана Перми. Высоковский напомнил, что задолго до истории с мастер-планом KCAP он с командой других урбанистов работал в Перми над принципиально новым для того времени документом – над правилами землепользования и застройки. В дальнейшем на базе этого документа разрабатывалась вся основная градостроительная документация города. В ходе подготовки ПЗЗ была проведена огромная работа, выявлены исторические и современные центры, зеленые и парковые пространства, определены периферийные зоны, нуждающиеся в более низкой плотности застройки, выверена система связанности города, протяженность которого составляет более 70 км.

В итоге план Перми был собран командой Высоковского подобно пазлу путем наложения самых разных сеток, учитывающих интересы города и горожан, его историю и перспективы развития. Подобная практика у Александра Высоковского была и в Хабаровске, Нижнем Новгороде, Казани.После Высоковского над генпланом Перми работали и другие градостроители. В итоге проект отдали голландцам, предложившим, по словам Высоковского, массу интересных решений. Однако по мнению Высоковского, «последний вариант» не имеет серьезной базы в аспектах экономического планирования, транспорта, плотности застройки и т. д.

Структурированное описание города Перми с помощью неравномерно-районированной модели. А. Высоковский, 1986 год. Из презентации А. Высоковского

Пространственная структура Перми. Неравномерно-районированная модель А.Высоковского, 2008 год. Из презентации А. Высоковского

О московском Сити: Соблазнение красивой картинкой

Урбанист в нашей стране до сих пор оказывается выключен из процесса формирования города. А архитектор, как правило, предлагает только форму, объем, не давая конкретного обоснования его появления в городе. Результат виден невооруженным глазом, взять хотя бы международный деловой центр Москва-Сити – говорит Высоковский: в конце 1980-х и даже в начале 2000-х, на этапе оформления концепции, этот район представлялся совсем иначе.

Была красивая картинка, которая нравилась заказчику и городским властям. Никто в тот момент не задумался, как и для чего строится этот центр, какое он будет иметь функциональное наполнение и выдержит ли транспортная система города такую колоссальную нагрузку. В результате транспортных развязок катастрофически не хватает, как и парковочных мест, отсутствуют внятные общественные пространства и зоны для пешеходного движения.

О ЗиЛе: Положительное потеряно

По убеждению Высоковского, территория завода ЗиЛ при правильном подходе могла бы стать одним из важнейших новых центров притяжения в Москве. Между тем, хотя сам факт комплексного планирования территории после многочисленных конкурсов – несомненный плюс, получившийся в итоге проект никак не формирует новую структуру города, не решает социальные и средовые проблемы развития этой территории. И даже те положительные моменты, которые можно было отметить в проекте планировки на начальном этапе, к сегодняшнему дню были практически полностью потеряны.

ЗиЛ, проекты, стадия №1. Из презентации А. Высоковского

ЗиЛ – конкурс, стадия №2, 2012 г. Из презентации А. Высоковского

ЗиЛ, стадия №3, 2013 г. Из презентации А. Высоковского

О Сколкове: Не стоило его делить на части между разными архитекторами

Последний и, пожалуй, самый наглядный пример, объясняющий отсутствие системного градостроительного процесса в нашей стране – это  инноград Сколково. Генплан Сколкова, который был разработан компанией AREP, по мнению Высоковского, вполне соответствовал представлениям о логично выстроенном городе, в котором каждый участок связан со всеми остальными, выделены центры, площади, оформлена главная улица, правильно организованы кварталы.

И все было бы хорошо, если бы не родилась идея разделить территорию Сколково на части и раздать по участку разным московским архитекторам. В итоге город перестал существовать как город, его связность, его структура были разрушены амбициями отдельно взятых архитекторов и отсутствием у городских властей и инвесторов четкого представления о том, как должен планироваться новый город.

Конкурсный мастер-план Сколково. Проектировщик – AREP. Из презентации А. Высоковского

Градостроительная часть проекта иннограда Сколково. Бюро SPEECH, 2011 г. Из презентации А. Высоковского

Оригинал материала доступен на сайте Archi.Ru.