Выпускники // Александр Набеев

Александр Набеев, выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года

Александр Набеев, выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года

Александр Набеев

Год рождения 1991, выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года.
Тема дипломной работы: «Исследование пространственных факторов, определяющих комфорт восприятия и использования территории города», научный руководитель Баевский Олег Артемович.

Основные выводы дипломной работы

В исследовании «Пространственные факторы, определяющие комфорт восприятия и использования территории города» были выявлены 12 факторов, направленные на формирование благоприятных условий проживания людей. Часть из них была отобрана путем изучения принципов советского периода градостроительства, другая часть основана на принципах повышения качеств жилой среды, описанных в современной литературе и исследованиях.

Факторы, определяющие комфорт восприятия и использования территории // Графические материалы дипломной работы
Факторы, определяющие комфорт восприятия и использования территории // Графические материалы дипломной работы А. Набеева

Принципиально важно было отметить, что жители с разными социокультурными ориентациями имеют различные представления об эталонах качества городской среды. В работе были выявлены ценностные ориентиры жителей в диапазоне от городского до не городского образа жизни. С учетом 12 факторов пространственной, функциональной, планировочной организации был сделан анализ 5 морфотипов застройки, расположенных в различных районах Москвы.На основе количественных данных была составлена таблица сравнительных характеристик.  Соответствие и отклонение от установленных параметров показывает, в каких случаях необходимо сохранять, а в каких совершенствовать пространственно-планировочную структуру жилого образования.

Сравнение характеритик морфотипов застройки по городским и негородским ориентациям // Графические материалы дипломной работы
Сравнение характеристик морфотипов застройки // Графические материалы дипломной работы А. Набеева

Разница в подходе к развитию центральных районов города, периферийных и сельских территорий во многом представлена различиями в образе жизни населения, среди которых полюсными являются городские и сельские ориентации.
1) В центре и центроформирующих узлах города (станции метрополитена, транспортно-пересадочные узлы, центральные парки) в местах высокой транспортной доступности необходимо формировать высокоплотную структуру городской среды, в том числе с повышенной этажностью (за приделами зон исторической застройки). Городская среда должна соответствовать требованиям публичности и привлекательности с точки зрения ценностей активной-городской части населения, формирования общественных пространств, привлекательного фронта застройки с активными первыми этажами, большого выбора функций, допустимых заниженных требований по инсоляции и освещенности, озелененности придомовой территории и др. Наиболее адекватной формой расселения центроформирующих районов города является размещение в них жилья гостиничного типа, хостелов и апартаментов, не требующих больших участков.
2) В периферийных районах города морфология застройки должна учитывать социально значимые дистанции, границы социального контроля, человеческий масштаб застройки психологически комфортного размера. Территориальный ресурс окраины города позволяет формировать менее плотный тип жилой среды с частыми разрывами во фронте застройки. Жилые районы должны соответствовать «размеренному образу жизни», ставя в приоритет пешеходные перемещения и пешеходную доступность школ и детских садов, обилие озелененных, водных пространств как условий не городского образа жизни.
3) Непрекращающийся рост крупных городов, урбанизация сельского населения распространяет городской тип застройки. Фактором, останавливающим урбанизацию «в поля», должно стать сохранение сельского образа жизни.
Таким образом, в соответствии с предложенными 12 факторами был представлен один из способов социально-территориально дифференцированного подхода развития жилой среды города.

Образование в Высшей школе урбанистики

Учеба в ВШУ по программе «Управление пространственным развитием городов» помогла мне посмотреть на город с разных позиций, расширить познания в смежных дисциплинах, а также найти правильные решения в планировании и управлении развитием города. Во время учебы мы делились профессиональными знаниями со студентами разных специальностей, а также имели возможность общения с иностранными специалистами. Больше всего мне запомнились увлекательные лекции по «Теории пространственной организации города» Высоковского Александра Аркадьевича, по экономике города  Пузанова Александра Сергеевича, по городским транспортным системам  Блинкина Михаила Яковлевича. Отдельного хочу поблагодарить своего научного руководителя Баевского Олега Артемовича за переданный профессиональный опыт в ходе подготовки дипломной работы. В течение своего курса Баевский О. А. рассказал нам, что город развивается как живой организм по закономерностям эволюционного развития, и показал на примере систем и моделей, как можно оценить и организовать сбалансированное развитие города.

Участие в проектах

Во время учебы под руководством преподавателей ВШУ мы работали с интересными градостроительными проектами, которые дали толчок к последующей профессиональной деятельности. Сейчас я работаю в институте Генерального плана города Москвы, в мастерской, которая занимается разработкой проектов планировки территории ТиНАО.
Помимо основной работы хочу отметить свое участие в проекте «Новая Москва: Лефортово» в рамках Архитектурной школы Эволюция.  Задачей проекта было формирование района «Новое Лефортово» на месте неосвоенных и заброшенных территорий между Курским вокзалом и заводом Серп и Молот. Работа была направлена на выявление существующего потенциала и комплексное преобразование территории площадью 420 Га. Местоположение участка было выбрано не случайно и было рассмотрено в качестве потенциального нового жилого и делового центра Москвы. Проектом предусматривалось повышение плотности вблизи транспортно-пересадочного узла с учетом размещения арендного жилья; модернизация транспортного каркаса с приоритетом использования общественного транспорта; сохранение объектов исторического наследия, границ охраняемых природных зон; создание новых общественных пространств, в том числе рекреационной зоны набережной Яузы; формирование привлекательной и комфортной городской среды в контексте современных тенденций.  Данный проект был представлен на международной выставке архитектуры и дизайна АРХ Москва 2016.
Хочу отметить свое участие в международном архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции преобразования «промышленного серого пояса» Санкт-Петербурга. Работа выполнялась под руководством Ильи Заливухина, в команде архитектурно-градостроительного бюро «Яузапроект».  В ходе работы над проектом была исследована территория за Обводным каналом площадью более 4000 га. Были выявлены функциональное использование территории, неосвоенные "серые" территории, историко-культурные и ценные объекты, изучена действующая градостроительная документация. На основе полученных данных была разработана транспортная стратегия, новый каркас общественных пространств и озелененных территорий, стратегия распределения плотности и типологии застройки для эффективного развития города. Были составлены подходы относительно каждой территории города, вошедшей в программы преобразования перспективных «точек роста». Стратегия развития «серого пояса» включала в себя реорганизацию «пилотной» территории «Екатерингоф» с последующем включением ее в туристический маршрут города. Проект «Санкт-Петербург  Город на реке Екатерингофке» был высоко оценен Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.