Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4
Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)
Email: city@hse.ru
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) — научно-образовательное подразделение Факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Миссия ВШУ – критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий. Ключевая цель Школы – формирование научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всём спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях лавинообразной интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.
55 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 платных мест
М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022.
Шилова Н. В., Левин М. И.
Финансы и бизнес. 2023.
В кн.: Воображаемые картографии: Карта и географическое воображение в истории и культуре. Материалы междисциплинарной научной конференции (Москва, 8–9 декабря 2022 г.). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022. С. 107-113.
Muleev Y. Y.
Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.
Факторы, определяющие комфорт восприятия и использования территории // Графические материалы дипломной работы А. Набеева
Принципиально важно было отметить, что жители с разными социокультурными ориентациями имеют различные представления об эталонах качества городской среды. В работе были выявлены ценностные ориентиры жителей в диапазоне от городского до не городского образа жизни. С учетом 12 факторов пространственной, функциональной, планировочной организации был сделан анализ 5 морфотипов застройки, расположенных в различных районах Москвы.На основе количественных данных была составлена таблица сравнительных характеристик. Соответствие и отклонение от установленных параметров показывает, в каких случаях необходимо сохранять, а в каких совершенствовать пространственно-планировочную структуру жилого образования.
Сравнение характеристик морфотипов застройки // Графические материалы дипломной работы А. Набеева
Разница в подходе к развитию центральных районов города, периферийных и сельских территорий во многом представлена различиями в образе жизни населения, среди которых полюсными являются городские и сельские ориентации.
1) В центре и центроформирующих узлах города (станции метрополитена, транспортно-пересадочные узлы, центральные парки) в местах высокой транспортной доступности необходимо формировать высокоплотную структуру городской среды, в том числе с повышенной этажностью (за приделами зон исторической застройки). Городская среда должна соответствовать требованиям публичности и привлекательности с точки зрения ценностей активной-городской части населения, формирования общественных пространств, привлекательного фронта застройки с активными первыми этажами, большого выбора функций, допустимых заниженных требований по инсоляции и освещенности, озелененности придомовой территории и др. Наиболее адекватной формой расселения центроформирующих районов города является размещение в них жилья гостиничного типа, хостелов и апартаментов, не требующих больших участков.
2) В периферийных районах города морфология застройки должна учитывать социально значимые дистанции, границы социального контроля, человеческий масштаб застройки психологически комфортного размера. Территориальный ресурс окраины города позволяет формировать менее плотный тип жилой среды с частыми разрывами во фронте застройки. Жилые районы должны соответствовать «размеренному образу жизни», ставя в приоритет пешеходные перемещения и пешеходную доступность школ и детских садов, обилие озелененных, водных пространств как условий не городского образа жизни.
3) Непрекращающийся рост крупных городов, урбанизация сельского населения распространяет городской тип застройки. Фактором, останавливающим урбанизацию «в поля», должно стать сохранение сельского образа жизни.
Таким образом, в соответствии с предложенными 12 факторами был представлен один из способов социально-территориально дифференцированного подхода развития жилой среды города.