Участники Зимней школы по урбанистике исследовали городскую среду в центре Москвы
В феврале в Вышке состоялась Зимняя школа по урбанистике для поступающих в магистратуру. В ней приняли участие 39 студентов и выпускников вузов из семи регионов России.
В случае с урбанистикой нельзя однозначно сказать, где заканчивается область научного знания и начинается сфера его применения, поэтому команда организаторов изначально не ставила перед собой лёгких задач и решила в упрощенном виде продемонстрировать будущим урбанистам алгоритм работы над городским проектом. Цель Зимней школы состояла в знакомстве участников с арсеналом научных методов, применяемых в городских исследованиях, с дальнейшим погружением в решение непростого кейса – разработку концепции реорганизации территории в центре Москвы. И всё это – за 2 дня!
Основной задачей первого дня Школы стало исследование одного из кварталов Басманного района города Москвы.
Участникам было предложено выбрать одно из четырёх исследовательских направлений: выявление «ядер» активности, ментальные карты, стратегии потребления пространства или транспортное обслуживание. В результате были сформированы четыре команды, где под руководством опытных тьюторов – преподавателей и сотрудников ВШУ и Института транспортной экономики и транспортной политики ФГРР – участникам предстояло провести полевое обследование территории, используя различную оптику и методы городских исследований. Интересно обсудить и сопоставить итоговые результаты полевой работы исследовательских групп.
Задачей команды под руководством доцента ВШУ Кирилла Пузанова было составление ментальной карты района. В ходе интервью с прохожими и местными жителями участникам удалось определить границы территории, её значимые объекты и смыслы, которыми она наделена у пользователей данного пространства.
Аналитически выделенный район оказался значимым: он действительно существует, потому что именно в этих границах ментальную карту и рисовали. За пределами Чистопрудного бульвара, Мясницкой, Покровки и Лубянского проезда начинаются какие-то другие районы с какой-то другой жизнью.
– Кирилл Пузанов, доцент и руководитель ВШУ
Исследовательская группа по транспорту под руководством младшего научного сотрудника Центра экономики транспорта ИЭТиТП Елены Кончевой изучала автомобильные и пешеходные потоки и нагрузку на транспортную инфраструктуру квартала.
Основная проблема квартала, который мы исследовали, – неудовлетворительное содержание пешеходной инфраструктуры в зимнее время.
В выходной день жители и посетители территории преимущественно перемещаются пешком (77% опрошенных на исследуемом участке). Также используется личный автомобиль (18%), такси и каршеринг. Из имеющихся на территории парковочных мест свободно на момент обследования было 18%, недоступно из-за несвоевременной уборки снега – 9%. Ширина тротуаров с учётом размещения объектов, затрудняющих проход, на большей части территории не превышает полутора метров.
– Елена Кончева, академический руководитель
магистерской программы «Транспортное планирование»
Третья команда под руководством научного сотрудника и доцента ВШУ Руслана Гончарова анализировала активность использования изучаемой территории с помощью открытых данных.
Перед участниками стояла задача выявить «ядра» – ареалы концентрации объектов обслуживания, притягивающие максимальное число горожан, оценить их функциональное разнообразие, временные интервалы активности и охарактеризовать потоки между ними. Понять, как устроена пространственная структура всего полигона исследования, было необходимо для определения возможностей и ограничений развития изучаемой территории.
По итогам исследований первого дня участники выявили три «ядра» в границах полигона, определили их специфические черты, замерили интенсивность и направление пешеходных потоков. Выяснилось, что территория, с которой им дальше предстояло работать, расположена на периферии одного из наиболее значимых «ядер» всего района, получившего условное название «Мясницкая». Его отличительная черта – преобладание объектов, так или иначе ориентированных на сотрудников и студентов Вышки. Это во многом и предопределило дальнейшие концепции развития данной территории, предложенные участниками в ходе второго дня.
– Руслан Гончаров, академический руководитель магистерской программы «Управление пространственным развитием городов»
Команда эксперта ВШУ Татьяны Шваревой стремилась определить стратегии потребления пространства изучаемого района и выделить основные группы пользователей данной территории.
Для нас было важно понять, кто основные посетители этой территории и как они ее используют: каковы их привычные маршруты, что их привлекает или, наоборот, отталкивает здесь.
Разумеется, в силу центральности места, это довольно широкий круг москвичей – начиная от жителей данного района и тех, кто здесь работает, до студентов и людей, которые специально приезжают сюда из других районов города провести свободное время или посетить любимое заведение. Интересно, что все они по-разному используют одно пространство, а соответственно любят и «ненавидят» его за разные, порой противоречивые, черты.
Маршруты местных жителей в основном сосредоточены в глубине района и в переулках – они стараются избегать людных улиц. Любимое место отдыха и времяпрепровождения у местных жителей – Чистопрудный бульвар. Также они чаще называют культурные места: театры, объекты культуры и наследия. В то же время те, кто приезжает сюда в основном за досугом, больше знают про существование объектов обслуживания, кафе и магазинов, нежели про культурное наполнение района. Исключение составляют студенты: они более тщательно исследуют территорию и одновременно пользуются многими видами услуг, которые здесь находятся, поэтому играют сразу «на два фронта» – ведут себя и как местные, и как временные пользователи.
– Татьяна Шварева, эксперт ВШУ
В наблюдениях исследовательских групп по изучению ментального каркаса территории и стратегиям потребления пространства обнаружилось любопытное несоответствие:
Все группы, в той или иной степени, нашли одно и то же – основные зоны активности на Мясницкой и Покровке. В случае с ментальными картами интересно было проанализировать даже не то, что на них появилось, а то, чего на них не появилось.
Все студенты, которые гуляли по району, отмечали какие-то красивые, интересные объекты культурного наследия, которые есть внутри, между Покровкой и Мясницкой. Но на ментальных картах местных жителей они не появились. То есть ценность территории оказалась не проявлена даже для местных жителей, что уж говорить о тех людях, которые сюда приезжают в будние дни на работу или по выходным за развлечениями. Они видят только Покровку, только Мясницкую, но не видят всего остального, что внутри этих кварталов.
– Кирилл Пузанов, доцент и руководитель ВШУ
Осведомлённость жителей и посетителей квартала о значимых объектах было важно выявить ещё и потому, что второй день Зимней школы был посвящён работе с объектом культурного наследия – усадьбой Голицыных, расположившейся в Кривоколенном переулке. Участникам было предложено разработать и обосновать концепцию реорганизации исторической усадьбы в центре столицы, используя комплексный подход к развитию территорий.
Перед участниками стояла задача решения конкретного учебного кейса и презентации полученных проектных решений. Главной целью школы было познакомить её участников с таким комплексным явлением, как город, и показать, что решение, на первый взгляд, простой задачи влечет за собой необходимость применения широкого арсенала инструментов для проведения городских исследований.
Именно на магистерских программах ВШУ и появляется уникальная возможность всесторонне изучить специфику городских исследований, научиться находить научно и практически обоснованные решения при разработке проектов в сфере городского развития.
– Евгений Плисецкий, заместитель декана ФГРР по учебной работе
Были сформированы новые команды. В команду вошли представители каждого из четырёх исследовательских направлений, реализуемых в предыдущий день. Таким образом удалось продемонстрировать важность междисциплинарного подхода в городских проектах: знания об объекте, полученные на предыдущем этапе, заметно обогатили творческий арсенал команд.
Когда итоговые проекты представили на суд жюри, оказалось, что четыре из пяти команд предлагают организовать в усадьбе коворкинг, нацеленный в числе прочего на студентов Вышки, а территорию благоустроить под место отдыха для горожан. Однако такое единомыслие участников не встретило подобного единогласия в жюри. Как пояснили члены жюри, значимость подобного проекта – общегородская, к тому же, предлагаемые варианты переоборудования здания не соотносятся со статусом объекта культурного наследия, которому необходима серьёзная реставрация. Учитывая местоположение объекта в городской среде, территория усадьбы должна стать буферной зоной между активной частью квартала и тихими переулками. При этом не следует забывать про её культурную и историческую значимость для Москвы.
Победу отдали команде, которая предложила концепцию культурного центра, что отвечало и духу данного места, и потенциальной экономической целесообразности.
В целом, по итогам двухдневной работы участникам удалось погрузиться в проблематику, всесторонне изучить объект и территорию вокруг него, проникнуться атмосферой и возможно даже немножко влюбиться в старую Москву с её тихими переулками и шумными улицами, которые органично соседствуют друг с другом.
Работы, которые представили группы, произвели впечатление продуманных и комплексных решений. И это несмотря на предельную ограниченность времени их подготовки и отсутствие у ребят соответствующего опыта. Если добавить ещё и достаточную противоречивость внешнего контекста решаемой задачи, то результаты работы можно считать очень хорошими.
По сделанным сообщениям была видна искренняя заинтересованность и максимально возможная погруженность участников в процесс поиска решения. Ребят было интересно слушать – а это очень немало для первых опытов!
Выбор победителя в этой ситуации – это, в какой-то степени, специальное акцентирование внимания на нелинейности логики решения задачи: нужно не дальнейшее расширение и так достаточно сильных образовательных функций территории, а использование атмосферы студенческого квартала и потенциала реставрации объекта культурного наследия для развития дополнительных функций.
Безусловно, конкурс работ удался.
– Олег Артемович Баевский, профессор ВШУ,
академический руководитель бакалаврской программы «Городское планирование»
Во время Зимней школы участники также получили подробную информацию о поступлении и обучении на магистерских программах ВШУ «Управление пространственным развитием городов», «Транспортное планирование» и «Прототипирование городов будущего». Тьюторы прочли участникам тематические мини-лекции, а Елена Митрофанова провела экскурсию по Шухов Лаб.
День открытых дверей магистратуры Факультета городского и регионального развития состоится 13 апреля 2019 года. Расписание ДОД всех образовательных программ ВШУ и регистрация по ссылке.
Кончева Елена Олеговна
Митрофанова Елена Валерьевна
Шварева Татьяна Евгеньевна