• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович
Академический руководитель программы «Транспортное планирование» Кончева Елена Олеговна
Академический руководитель программы «Прототипирование городов будущего» Гуаярт Фурио Висенте
Статья
Как организовать поддержку социально ориентированных НКО

Ветров Г. Ю., Ветрова Е. Ю.

Практика муниципального управления. 2019. № 1. С. 36-43.

Глава в книге
Метагеография Велимира Хлебникова: пространство, образ, миф

Замятин Д. Н.

В кн.: География искусства: расширение горизонтов.. М.: ГИТР им.М.А.Литовчина, 2019. С. 365-376.

Препринт
Urban Public Transport Development in Russia: Trends and Reforms

Ryzhkov A., Zyuzin P.

Urban and Transportation Studies. WP BRP. Препринты ФИ, 2016. No. WP BRP 05/URB/2016 .

Участники Зимней школы по урбанистике исследовали городскую среду в центре Москвы

Команды участников Зимней школы ВШУ пришли к неоднозначным выводам в ходе исследования и предложили комплексные проекты реорганизации исторической усадьбы в центре столицы

В феврале в Вышке состоялась Зимняя школа по урбанистике для поступающих в магистратуру. В ней приняли участие 39 студентов и выпускников вузов из семи регионов России.

В случае с урбанистикой нельзя однозначно сказать, где заканчивается область научного знания и начинается сфера его применения, поэтому команда организаторов изначально не ставила перед собой лёгких задач и решила в упрощенном виде продемонстрировать будущим урбанистам алгоритм работы над городским проектом. Цель Зимней школы состояла в знакомстве участников с арсеналом научных методов, применяемых в городских исследованиях, с дальнейшим погружением в решение непростого кейса – разработку концепции реорганизации территории в центре Москвы. И всё это – за 2 дня!

Основной задачей первого дня Школы стало исследование одного из кварталов Басманного района города Москвы.

Исследуемая территория
Исследуемая территория

Участникам было предложено выбрать одно из четырёх исследовательских направлений: выявление «ядер» активности, ментальные карты, стратегии потребления пространства или транспортное обслуживание. В результате были сформированы четыре команды, где под руководством опытных тьюторов – преподавателей и сотрудников ВШУ и Института транспортной экономики и транспортной политики ФГРР – участникам предстояло провести полевое обследование территории, используя различную оптику и методы городских исследований. Интересно обсудить и сопоставить итоговые результаты полевой работы исследовательских групп.

Задачей команды под руководством доцента ВШУ Кирилла Пузанова было составление ментальной карты района. В ходе интервью с прохожими и местными жителями участникам удалось определить границы территории, её значимые объекты и смыслы, которыми она наделена у пользователей данного пространства.

Аналитически выделенный район оказался значимым: он действительно существует, потому что именно в этих границах ментальную карту и рисовали. За пределами Чистопрудного бульвара, Мясницкой, Покровки и Лубянского проезда начинаются какие-то другие районы с какой-то другой жизнью.

Кирилл Пузанов, доцент и руководитель ВШУ

Исследовательская группа по транспорту под руководством младшего научного сотрудника Центра экономики транспорта ИЭТиТП Елены Кончевой изучала автомобильные и пешеходные потоки и нагрузку на транспортную инфраструктуру квартала.

Основная проблема квартала, который мы исследовали, – неудовлетворительное содержание пешеходной инфраструктуры в зимнее время.

В выходной день жители и посетители территории преимущественно перемещаются пешком (77% опрошенных на исследуемом участке). Также используется личный автомобиль (18%), такси и каршеринг. Из имеющихся на территории парковочных мест свободно на момент обследования было 18%, недоступно из-за несвоевременной уборки снега – 9%. Ширина тротуаров с учётом размещения объектов, затрудняющих проход, на большей части территории не превышает полутора метров.

Елена Кончева, академический руководитель
магистерской программы «Транспортное планирование»

Третья команда под руководством научного сотрудника и доцента ВШУ Руслана Гончарова анализировала активность использования изучаемой территории с помощью открытых данных.

Перед участниками стояла задача выявить «ядра» – ареалы концентрации объектов обслуживания, притягивающие максимальное число горожан, оценить их функциональное разнообразие, временные интервалы активности и охарактеризовать потоки между ними. Понять, как устроена пространственная структура всего полигона исследования, было необходимо для определения возможностей и ограничений развития изучаемой территории.

По итогам исследований первого дня участники выявили три «ядра» в границах полигона, определили их специфические черты, замерили интенсивность и направление пешеходных потоков. Выяснилось, что территория, с которой им дальше предстояло работать, расположена на периферии одного из наиболее значимых «ядер» всего района, получившего условное название «Мясницкая». Его отличительная черта – преобладание объектов, так или иначе ориентированных на сотрудников и студентов Вышки. Это во многом и предопределило дальнейшие концепции развития данной территории, предложенные участниками в ходе второго дня.

Руслан Гончаров, академический руководитель магистерской программы «Управление пространственным развитием городов»

Команда эксперта ВШУ Татьяны Шваревой стремилась определить стратегии потребления пространства изучаемого района и выделить основные группы пользователей данной территории.

Для нас было важно понять, кто основные посетители этой территории и как они ее используют: каковы их привычные маршруты, что их привлекает или, наоборот, отталкивает здесь.

Разумеется, в силу центральности места, это довольно широкий круг москвичей – начиная от жителей данного района и тех, кто здесь работает, до студентов и людей, которые специально приезжают сюда из других районов города провести свободное время или посетить любимое заведение. Интересно, что все они по-разному используют одно пространство, а соответственно любят и «ненавидят» его за разные, порой противоречивые, черты.

Маршруты местных жителей в основном сосредоточены в глубине района и в переулках – они стараются избегать людных улиц. Любимое место отдыха и времяпрепровождения у местных жителей – Чистопрудный бульвар. Также они чаще называют культурные места: театры, объекты культуры и наследия. В то же время те, кто приезжает сюда в основном за досугом, больше знают про существование объектов обслуживания, кафе и магазинов, нежели про культурное наполнение района. Исключение составляют студенты: они более тщательно исследуют территорию и одновременно пользуются многими видами услуг, которые здесь находятся, поэтому играют сразу «на два фронта» – ведут себя и как местные, и как временные пользователи.

Татьяна Шварева, эксперт ВШУ

В наблюдениях исследовательских групп по изучению ментального каркаса территории и стратегиям потребления пространства обнаружилось любопытное несоответствие:

Все группы, в той или иной степени, нашли одно и то же – основные зоны активности на Мясницкой и Покровке. В случае с ментальными картами интересно было проанализировать даже не то, что на них появилось, а то, чего на них не появилось.

Все студенты, которые гуляли по району, отмечали какие-то красивые, интересные объекты культурного наследия, которые есть внутри, между Покровкой и Мясницкой. Но на ментальных картах местных жителей они не появились. То есть ценность территории оказалась не проявлена даже для местных жителей, что уж говорить о тех людях, которые сюда приезжают в будние дни на работу или по выходным за развлечениями. Они видят только Покровку, только Мясницкую, но не видят всего остального, что внутри этих кварталов.

Кирилл Пузанов, доцент и руководитель ВШУ

Осведомлённость жителей и посетителей квартала о значимых объектах было важно выявить ещё и потому, что второй день Зимней школы был посвящён работе с объектом культурного наследия – усадьбой Голицыных, расположившейся в Кривоколенном переулке. Участникам было предложено разработать и обосновать концепцию реорганизации исторической усадьбы в центре столицы, используя комплексный подход к развитию территорий.

Перед участниками стояла задача решения конкретного учебного кейса и презентации полученных проектных решений. Главной целью школы было познакомить её участников с таким комплексным явлением, как город, и показать, что решение, на первый взгляд, простой задачи влечет за собой необходимость применения широкого арсенала инструментов для проведения городских исследований.

Именно на магистерских программах ВШУ и появляется уникальная возможность всесторонне изучить специфику городских исследований, научиться находить научно и практически обоснованные решения при разработке проектов в сфере городского развития.

Евгений Плисецкий, заместитель декана ФГРР по учебной работе

Были сформированы новые команды. В команду вошли представители каждого из четырёх исследовательских направлений, реализуемых в предыдущий день. Таким образом удалось продемонстрировать важность междисциплинарного подхода в городских проектах: знания об объекте, полученные на предыдущем этапе, заметно обогатили творческий арсенал команд.

Когда итоговые проекты представили на суд жюри, оказалось, что четыре из пяти команд предлагают организовать в усадьбе коворкинг, нацеленный в числе прочего на студентов Вышки, а территорию благоустроить под место отдыха для горожан. Однако такое единомыслие участников не встретило подобного единогласия в жюри. Как пояснили члены жюри, значимость подобного проекта – общегородская, к тому же, предлагаемые варианты переоборудования здания не соотносятся со статусом объекта культурного наследия, которому необходима серьёзная реставрация. Учитывая местоположение объекта в городской среде, территория усадьбы должна стать буферной зоной между активной частью квартала и тихими переулками. При этом не следует забывать про её культурную и историческую значимость для Москвы.

Победу отдали команде, которая предложила концепцию культурного центра, что отвечало и духу данного места, и потенциальной экономической целесообразности.

В целом, по итогам двухдневной работы участникам удалось погрузиться в проблематику, всесторонне изучить объект и территорию вокруг него, проникнуться атмосферой и возможно даже немножко влюбиться в старую Москву с её тихими переулками и шумными улицами, которые органично соседствуют друг с другом.

Работы, которые представили группы, произвели впечатление продуманных и комплексных решений. И это несмотря на предельную ограниченность времени их подготовки и отсутствие у ребят соответствующего опыта. Если добавить ещё и достаточную противоречивость внешнего контекста решаемой задачи, то результаты работы можно считать очень хорошими.

По сделанным сообщениям была видна искренняя заинтересованность и максимально возможная погруженность участников в процесс поиска решения. Ребят было интересно слушать – а это очень немало для первых опытов!

Выбор победителя в этой ситуации – это, в какой-то степени, специальное акцентирование внимания на нелинейности логики решения задачи: нужно не дальнейшее расширение и так достаточно сильных образовательных функций территории, а использование атмосферы студенческого квартала и потенциала реставрации объекта культурного наследия для развития дополнительных функций.

Безусловно, конкурс работ удался.

Олег Артемович Баевский, профессор ВШУ,
академический руководитель бакалаврской программы «Городское планирование»

Во время Зимней школы участники также получили подробную информацию о поступлении и обучении на магистерских программах ВШУ «Управление пространственным развитием городов», «Транспортное планирование» и «Прототипирование городов будущего». Тьюторы прочли участникам тематические мини-лекции, а Елена Митрофанова провела экскурсию по Шухов Лаб.

День открытых дверей магистратуры Факультета городского и регионального развития состоится 13 апреля 2019 года. Расписание ДОД всех образовательных программ ВШУ и регистрация по ссылке.