Александр Высоковский о сверхзадачах и учебной программе Высшей школы урбанистики

Для меня очевидно, что у нас в среде городского проектирования, в среде девелоперов и застройщиков в ближайшем будущем должны появится люди, которые, в отличие от нынешних чиновников, совершенно иначе видят систему управления мегаполисами.

Урбанистика и градостроительство

Скажу сразу, я стараюсь не употреблять слова ни «урбанистика», ни «градостроительство» . Дело в том, что урбанистика – это прямое языковое заимствование, не имеющее у нас адекватной коннотации. Исторически сложилось, что урбанизм у нас воспринимается как процесс, связанный с перемещением людей из деревни в город, и распространением этого самого городского образа жизни в СССР. Градостроительство же – термин тоже неказистый в нашем случае, поскольку приравнивает нашу профессию к архитектуре, что большое заблуждение.

То, чем мы тут все занимаемся вернее всего назвать планированием и управлением пространственного развития. Сюда, прежде всего, входит контроль за строительством, распределение по территории города основных видов активности населения и планирование городских коммуникаций. Ведь, к примеру, большинство проблем транспорта связана не с тем, что его много – его как раз в Москве немного – а в том, что места проживания и работы организованы таким образом, что перемещение людей между ними сегодня крайне не рациональны. Это в свою очередь и создает многокилометровые столичные пробки. Примерно та же беда и в секторах застройки: из-за плохой согласованности между ведомствами в российских городах новые объекты возникают стихийно и сумбурно, неся с собой чаще больше вреда чем блага.

Сегодня наше руководство, разрабатывая сложнейшие городские проекты, наплевательски минует стадию пространственного планирования. Они сами и на скорую руку утверждают решения и сразу передают их на откуп архитекторам – мол, главное построить, а там уже эта коробка как-нибудь впишется в ландшафт. В этом плане город по цепной реакции может запросто зачануть целиком, хотя начало этому положит банальная некомпетенция чиновника. Построить еще не значит вдохнуть жизнь. Наша профессия доказывает этот тезис. Наша задача наладить связь между различными структурами, довести до ума ряд нормативных актов и по сути создать новую систему управления, при которой город воспринимался бы как живой организм.

Суть профессии урбаниста в том, что она интегрирует сразу несколько дисциплин в условное целое. Грубо говоря, на стержень нашей профессии – управление городским пространством – нанизываются элементы, взятые из экономических, экологических, строительных, инвестиционных, транспортных, информационных и культурных процессов. Наш выпускник должен по-хорошему стать полиспециалистом, понимая, как устроен город на всех уровнях – от прохожих до небоскребов.

Обучение и программа

Летом 2011 года мы провели первый набор. При этом интересно, что москвичей от общего количества – меньше половины. Это получилось без нашего вмешательства. Понятно, что пока все эти люди ориентируются в нашем предмете неважно, и наша задача заключается в том, чтобы за два года вовлечь их с головой в городскую проблематику, обеспечив их знаниями, умениями, благодаря которым выпускники с наименьшим стрессом столкнутся с реальностью.

Для меня очевидно, что у нас в среде городского проектирования, в среде девелоперов и застройщиков в ближайшем будущем должны появится люди, которые, в отличие от нынешних чиновников, совершенно иначе видят систему управления мегаполисами. Суть инакового, нового взгляда, заключается как раз в том, что наши студенты на выходе, не задумываясь, должны принимать именно системные решения, оценивая город не только как урожайную грядку. Непозволительно принимать масштабные экономические решения, к примеру, о прокладке новых дорожных магистралей, если отсутствует само понимание, что город работает как единый слаженный организм.

Наша программа построена по принципу междисциплинарного подхода. Ядро программы – технологии пространственного планирования. Сперва они изучаются теоретически, затем – исследовательски, а потом уже и практически. Параллельно один за другим накладываются сопутствюущие курсы – пространственная география, социология, городская культура, немного юриспруденции и гуманитарных наук. И, обучаясь, студент сам для себя должен сделать выбор, какая из сопутствующих дисцилин окажется ему ближе и понятнее всего. Аналогичная система функционирует и на Западе – есть некий образовательный стержень, на который от большего к меньшему накидываются кольца-дисциплины.

Преподаватели

Я сторонник того, чтобы приглашать на преподавательские должности прежде всего практиков, имеющих несомненный опыт работы в конкретной области. Я хочу, чтобы студентам преподавались прикладные знания и мировой опыт, а не рассказывались бы некоторые теоретические основны, расходящиеся с реальностью. Собственно, такой принцип и соблюден в подборе преподавательского состава. Каждый из них – ведущий специалист в своей области: консультанты, инженеры, общественные деятели, публицисты.

Параллельно мы развиваем сотрудничество с зарубежными институтами. В перспективе мы хотим, чтобы несколько курсов у нас вели иностранные лекторы, которые делились бы зарубежным опытом, попутно рассказывая о новых подходах в градоуправлении. Кроме того, наше желание продиктовано тем, что сегодня мир меняется на глазах и в силу мультикультурности в скором времени мегаполисы разных стран будут использовать одни и те же системы управления. Уже сейчас есть договоренности с одним солидным нью-йоркским институтом, который специализируется в области городского планирования. Помимо этого, мы ведем переговоры с Лондонской школой экономики и политических наук (LSE).

Возможности города

Город как форма организации жизнедеятельности позволяет любому человеку найти ту среду, которая бы наиболее полно соответствовала его образу жизни. Город – это пространство возможностей. Даже если у человека небольшая потребность в коммуникации и он предпочитает жить удаленно от центра, он в любом случае при желании должен иметь возможность мобильно сменить модель поведения. Хороший город позволяет реализовывать потребности и интересы индивида без ущерба для себя и окружающих. В идеале правильно выстроенный город должен походить на коктейль, в котором все компоненты смешаны в правильном порядке и в нужных пропорциях. Понимание этого должно быть у каждого нашего выпускника.