Транспорт Москвы 2030: что нас ждет?

Михаил Блинкин, профессор, директор Института экономики транспорта и транспортной политики, поделился своим видением будущего транспорта на Дне Вышки в онлайн формате.

Закат Века Форда

Век Форда – это веха, которая началась после того, как первый черный автомобиль Ford сошел с конвейера, и личный транспорт стал доступен большему количеству людей.
Что такое «личный транспорт» в до-фордовскую эпоху? Каретный двор, конюшня – предметы роскоши. На 1000 жителей приходилось не более 10 экипажей. А сейчас в Америке вообще есть города, где автомобилей больше, чем людей.

Но на данный момент есть профессиональный консенсус, что, похоже, Век Форда заканчивается. Когда наступит новый век? Наступит ли он в 2030 году? Это вопрос спорный.

Экономика совместного потребления – спасение?

На транспортную ситуацию влияет наступление цифрового века – то, что мы называем digital age, и, соответственно, элементы экономики совместного потребления. 

Безусловно, Москва через 10 лет не пойдет под бульдозер, и у нас будут сохранены жилые массивы, поэтому мы никуда не денемся от метро и электричек. Как ещё из района вывести 60 тысяч жителей? Пока никакой альтернативы не придумали.

источник: https://www.kommersant.ru/

На данный момент в Москве есть еще одна транспортная проблема: жуткий дисбаланс асфальта и железа. На 100 миллионов квадратных метров асфальта приходится 5 миллионов автомобилей, т.е. на автомобиль приходится 20 квадратных метров асфальта. Это меньше, чем мой гараж!
В условиях экономики совместного потребления есть один формат, который может помочь сместить ситуацию в сторону баланса – каршеринг, но он не совершенен: зачастую до машины надо долго идти пешком. А что, если я нажму кнопку, и машина приедет сама? Это не утопическая идея, что все пересядут на беспилотники, 500 штук на 1000 жителей – это что-то нереальное. Суть этого формата – все то же коллективное потребление. Беспилотник только организовывает подачу. Это называют SAEV (Sharing Autonomous Electric Vehicle)).
По прогнозам автопрома, к 2035 году примерно треть всех транспортных средств будут выпускаться для компаний цифрового каршеринга. Когда коллективное потребление настолько доступно, еще и в такой цифровой упаковке, надобность в личном транспорте отпадает. 

Препятствия печального свойства

Есть еще одна тенденция – замещение транспортных опций не транспортными. 

Но для развития этой концепции в Москве есть препятствия совершенно печального свойства:

  • Теснота
    В богатых странах показатель количества комнат на человека – 1,7. В Москве, кроме класса «лакшери», этот показатель намного меньше единицы – где-то 0,5. Когда комнат больше, чем людей, оставить ребенка дома, чтобы родители удаленно работали – без проблем, а при тесноте это сложно. Физически возможно, но очень неудобно.

  • Препятствие резидентной мобильности
    Что собственно эта мобильность? Отсутствие потребности ездить на другой конец города для основной деятельности: работа, учеба. Вот папа сменил работу, и вся семья переехала, в чем проблема? При дружественном рынке недвижимости это возможно, но при текущей ситуации на рынке в России такая мобильность недоступна.

  • Автомобиль – предмет вожделения
    Согласно социологическим опросам, для американского обывателя автомобиль – это полезный бытовой прибор наравне с микроволновкой и газонокосилкой. А аналогичные опросы в России показывают, что для людей автомобиль – это предмет вожделения. Естественно, когда у дедушки автомобиля не было, у папы скорее всего не было, то сейчас иметь автомобиль – это просто счастье. Но по мере подрастания будущих поколений, это должно потихоньку сойти на нет.

источник: https://gcn.com/

Бравый новый мир и образование

Город будет меняться, а вместе с ним – образование и наши программы.

Прежде всего, город перестанет быть автомобильным лежбищем, и поэтому профессия транспортного планировщика будет потихонечку умирать. Построить город без машин архитекторы, культурологи, социологи могут без нас. Надобность в инженерных навыках сократится.

Понятие smart city внесет свои коррективы в магистерские программы. Возможно, это интегрируют в уже действующие программы, а может быть придумают отдельную. Я думаю, что это все же будет интеграция, потому что просто сделать магистратуру по smart city – это значит упустить много контекста. Идея умного города и новой цифровой оболочки, тот самый «бравый новый мир» – к этому, бесспорно, нужно будет адаптироваться. Но для того, чтобы построить smart city, город прежде всего должен быть liveable, т.е. удобным для жизни. Поэтому также будет доминировать аспект культурологический, аспект связанный с восприятием среды в самом широком смысле.