• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович
Воробьев Антон Николаевич
Академический руководитель программы «Транспортное планирование» Воробьев Антон Николаевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Городское планирование

5 лет
Очная форма обучения
41/40/10
41 бюджетное место
40 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прототипирование городов будущего

2 года
Очная форма обучения
20/15
20 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Транспортное планирование

2 года
Очная форма обучения
20/10/1
20 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление пространственным развитием городов

2 года
Очная форма обучения
30/20/3
30 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Книга
Géocultures. Méthodologies russes sur l’Arctique

Zamyatin D., Romanova E., Dobjanskaya O. et al.

Montréal, Presses de l’Université du Québec, Imaginaire Nord, 2020.

Статья
Transport Connectivity and Development of Russia’s Eastern Regions

Неретин А. С., Зотова М. В., Ломакина А. И. et al.

Regional Research of Russia. 2020. Vol. 10. No. 1. P. 56-70.

Глава в книге
Постурбанизм, сопространственность, искусство: имажинально-онтологический поворот

Замятин Д. Н.

В кн.: Теория и история архитектуры. Выпуск 1: XI Иконниковские чтения : материалы научной конференции. Вып. 1: XI Иконниковские чтения : материалы научной конференции. СПб.: Коло, 2020. С. 114-140.

Препринт
EXPLORING ASSOCIATIONS BETWEEN PARKING OCCUPANCY RATE AT RESIDENTIAL ESTATES AND SPATIAL CHARACTERISTICS. THE CASE OF YEKATERINBURG

Muleev Y. Y.

Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.

Как COVID-19 меняет города?

Города стремительно меняются и требуют новых решений. Мы поговорили с Ириной Ильиной, профессором факультета социальных наук, соавтором исследования «Городское развитие в период пандемии COVID-19» о поиске баланса между поддержкой экономики и охраной здоровья, развитии концепции «умного города» и роли энтузиазма жителей в формировании нового городского пространства.

Как COVID-19 меняет города?

https://ria.ru/

Экономика и охрана здоровья: возможен ли баланс?

Я считаю, что стоит делать акцент на охране здоровья, особенно если город небольшой. Каждый человек представляет большую ценность, и потери, связанные с высоким уровнем заболеваемости, не будут компенсированы никакими экономическими достижениями. Вопрос охраны здоровья особенно важен для России, где наблюдается демографический спад, который прогнозируют на несколько лет вперед. 

Тем не менее восстановление экономики тоже очень важно. Она составляет фундамент и производит ресурсы для охраны здоровья. В России восстановление усложняется тем, что помимо пандемии были факторы, отрицательно влияющие на здоровье экономики. Например, санкционные меры. 

Государство реализует программы поддержки наиболее пострадавших отраслей. Прежде всего, таких крупных как авиация и туризм.

70%
доля снижения спроса на авиаперелеты
70-80%
доля упадка уровня туризима

Государство стимулирует россиян, чтобы они путешествовали. Компенсация затрат на путевки не дала нужного эффекта. Сейчас запускают еще один пакет льгот, и уже пишут, что поддержка будет продлеваться чуть ли не до января-февраля 2021 года.

К каким городам применимы рекомендации исследования?

В исследовании речь шла о крупных городах. Они были выбраны для изучения из-за масштабов распространения заболевания. 95% случаев фиксируются в городах, и чем крупнее город, тем острее проблема. Чем больше город, тем больше концентрация населения, шире круг контактов и меньше возможностей для изоляции. 

Крупные города изучаются в первую очередь еще и потому, что там живут многие исследователи. Когда проблемы больших городов будет рассмотрены со всех сторон, стоит ожидать волну исследований влияния пандемии на малые города. Пока могу сказать, если судить по России – были очаговые всплески заболеваемости в областных городах, и сразу принимались точечные меры. Они были связаны с притоком рабочих, которые приезжают из областных центров.

Когда мы анализировали, какие меры принимаются в крупных городах мира, обнаружили, что очень трудно найти уникальные методы борьбы с коронавирусом. Во многом это объясняется тем, что Всемирная организация здравоохранения дала единые рекомендации. ООН Хабитат (прим. – программа ООН по населенным пунктам) тоже опубликовала свой доклад с общими рекомендациями.

Reuters

Но в каждом городе все же проявлялись свои особенности. Они связаны со специфическими чертами города: природно-географическими, культурными и национальными. Также большую роль играют управленческие структуры города – от их деятельности и инициативы зависит многое. 

Что еще повлияло на развитие городов?

В России пандемия не изменила экономического профиля городов, но специализация производства оказала влияние на организацию и объем работы предприятий. У нас все отрасли экономики делятся на две категории: градообразующие и обслуживающие. 

В России пандемия не изменила экономического профиля городов

На работу обслуживающих предприятий пандемия никак не повлияла. Особенно на те, которые связаны с жизнеобеспечением, без них города бы просто встали. Кроме того, теперь они больше ориентированы на удовлетворение новых потребностей, которые появились вместе с изменением образа жизни.

https://www.motortrader.com/motor-trader-news/automotive-news/nfda-clarifies-position-customers-face-masks-dealerships-20-07-2020

А градообразующие предприятия зависят от изменения мирового спроса. Авиационная отрасль встала, и в меньшей степени стали востребованы предприятия, которые производят запасные части, потому что в них нет такой необходимости. Но в тоже время касательно автомобилестроения я так и не нашла единого мнения. Кто-то говорит, что машины сейчас не так востребованы, потому люди меньше путешествуют и чаще сидят дома. С другой стороны, возрос спрос на личный транспорт, так как пользование общественным транспортом создает дополнительную угрозу здоровью из-за тесного контакта с большим количеством людей.

COVID-19 делает город «умнее»?

Я не считаю, что пандемия подтолкнула к развитию концепции умного города в России. У нас 206 городов участвует в этой программе, пилотно было запущено 35 городов. Но недавно министр строительства и жилищного и коммунального хозяйства заявил, что не будет федеральной поддержки развития умных городов. Причинами стали пандемия, необходимость корректировки бюджета и другие проблемы. Это не совсем верное решение. Нельзя тормозить развитие умного города – в условиях пандемии применение IT технологий для решения городских проблем особенно актуально. 

Reflexo

Важно отметить, что развитие IT технологий, способствующих превращению города в умный, ни в коем случае не остановилось. Приостановилась сама программа развития концепции в России.

Условия пандемии стимулируют разработку приложений и сервисов

Например, очень сильно выросли интернет-продажи. Но они все еще не полностью автоматизированы. Сама доставка осуществляется с участием человека. Сегодня я была на выставке «Арх Москва», которая проходит в Гостином дворе, там мы как раз обсуждали, как цифровые технологии меняют облик города. Пандемия подтолкнула разработку приложений, а следующим этапом будет автоматизация и цифровизация тех процессов, которые осуществляются вживую.

Какую роль играют некоммерческие организации?

Роль некоммерческих организаций велика, и муниципальные власти во ориентируются на их потенциал. Я знаю, что в Москве есть список добровольцев, включающий несколько тысяч человек, которые в любой момент готовы помочь с разными вопросами: например, с приобретением лекарств и доставкой продуктов.

Сейчас в большей степени уделяется внимание проблемам здравоохранения, другие профили некоммерческих организаций в динамике отстают. Но все быстро меняется, и если мы с вами поговорим через месяц, я смогу сравнить свои ответы и увидеть разницу. Надо найти грань между энтузиазмом и поддержкой энтузиастов. В первую очередь, надо отталкиваться от того, что люди помогают добровольно. Но стоит учитывать, что любой энтузиазм рано или поздно заканчивается. Поэтому нужна управленческая сила, которая будет объединять добровольцев и государство.

Скачать исследование