• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Городское планирование

5 лет
Очная форма обучения
35/40/10
35 бюджетных мест
40 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прототипирование городов будущего

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Транспортное планирование

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление пространственным развитием городов

2 года
Очная форма обучения
50/20/3
50 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление пространственным развитием городов.

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Глава в книге
Междисциплинарные исследования в решении проблем пространственного развития России

Плисецкий Е. Е., Плисецкий Е. Л.

В кн.: Возможные сценарии будущего России и мира: междисциплинарный дискурс. Сборник научных трудов участников XI Международной Кондратьевской конференции. М.: ООО Издательство «Учитель», 2020. С. 339-345.

Препринт
EXPLORING ASSOCIATIONS BETWEEN PARKING OCCUPANCY RATE AT RESIDENTIAL ESTATES AND SPATIAL CHARACTERISTICS. THE CASE OF YEKATERINBURG

Muleev Y. Y.

Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.

Как брендинг района влияет на жизнь горожан?

В изучении уникальных черт района и географических образов заинтересованы городские планировщики, частные застройщики, муниципальные чиновники и, главное, сами жители.
Иван Митин, доцент Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского, выступил руководителем двух проектов: анализ особенностей Басманного района (с командой Проектной группы «Культурная и гуманитарная география города») и поиск локальной идентичности московского района Ясенево в рамках Научно-учебной группы «Культурная и гуманитарная география города».

Как брендинг района влияет на жизнь горожан?

фото: http://yasenevomedia.ru/

Команды экспертов, собранные из студентов и магистрантов факультета городского и регионального развития, провели комплексные исследования, используя  различные методы анализа документов и данных и глубинные интервью с местными жителями районов. На основе собранного материала были составлены образно-географические карты районов. На них можно увидеть выявленные уникальные признаки территорий и смысловые связи между ними. Каждое место своеобразно, и в этой разновидности ментальных карт можно увидеть смыслы, которые закладывают в свои «домашние» районы местные жители, образы, с которыми они себя ассоциируют, то есть именно те идеи, которые «привязывают» их к своему месту жительства (локальные идентичности).

Районы сильно отличаются по историческому бэкграунду

За счет многообразия исторических пластов, не удивительного для одного из центральных районов Москвы, у жителей Басманного открывается множество возможностей для того, чтобы почувствовать единение с территорией. Каждый находит для себя что-то своё! К примеру, городской ландшафт содержит в себе материальные проявления практически всех стилей московской архитектуры – начиная с конца XVIII века. 

«Можно задать абсолютно любую эпоху [истории] России, начиная, да, думаю, что с Ивана Грозного, и в радиусе 10 минут пешком от моего дома найдется несколько каких-то артефактов с тех пор. Я думаю, что на примере нашего района лучше всего изучать историю Москвы в принципе», - говорит житель Басманного.

Басманный район. фото: https://localway.ru/

Несмотря на статус и географическое положение спального района, в Ясеневе тоже есть своё историческое наследие - разной степени сохранности бывшие дворянские усадьбы. Однако для многих местных гораздо важнее в сегодняшней жизни архитектурно-планировочные решения советского модернизма, созданные Яковом Белопольским в 1970-е… Несмотря на это наследие, в глазах жителей район по-прежнему представляется молодым. Это может быть связано с тем, что в интервью участвовали те жители Ясенева с 40-летним «стажем», чья молодость пришлась как раз на переезд в этот тогда ещё молодой район, а также молодые люди, которые родились в Ясеневе и фактически «росли» вместе с районом.

Усадьба Ясенево, фото: https://ru.wikipedia.org/

Границы районов могут быть очерчены нечетко

Это ярко видно на примере Басманного – разброс того, что жители называют своим «домашним» (вернакулярным) районом, достаточно большой –  от района Покровки до окрестностей станции метро «Электрозаводская». Это позволяет по-новому взглянуть на, казалось бы, такое очевидное свойство района, как его «центральность», и создаёт множественность и противоречивость образов места, уникальное для Басманного района. За счет масштаба, представление жителей об этой территории настолько разнопланово, что ландшафт оставляет впечатление «Москвы в миниатюре».

 «... чтобы узнать, что такое настоящая Москва с низкими домами, улочками, парками, достаточно приехать только на Басманный и уже, в принципе, поймёшь, как устроена Москва», – из интервью с местным жителем.

В Ясеневе же, которое жители любят и ценят во многом благодаря сложившемуся образу «зелёного района», восприятие периферийного положения меняется после присоединения Новой Москвы:

«Ясенево стало почти центром города. Мама, когда приезжает ко мне в гости, говорит: «Я в Москве! Я из леса в лес перехожу. Я в Москве!» Ее очень удивляет, что зелень», – из интервью с местным жителем. 

Ниже представлены образно-географические карты, на которых исследователи под руководством Ивана Митина в сжатом виде представили результаты своей работы. Это те образы территории, которые становятся основой локальных идентичностей Ясенева и Басманного района Москвы. Именно они могут стать идентификаторами геокультурного брендинга местностей. 

Основания локальной идентичности Ясенева:

  • образ зелёного района, примыкающего к Битцевскому парку, с зелёными рощами во дворах и просторными проспектами и бульварами,

  • образ удалённого спального района-«острова», обособленного зелёными массивами с трёх сторон,

  • формирующая уникальный визуальный образ района архитектура советского модернизма с полукруглыми домами и улицами, «вписанными» в террасы природного ландшафта,

  • ментальная молодость богатого историко-культурным наследием дворянских усадеб района в глазах жителей

 

Основания локальной идентичности Басманного района:

  • Центральность района, которая делает его привилегированным, разнообразным и привлекательным для всех,

  • Разнообразие и противоречивость состава населения, видов и типов застройки, современных и исторических поликультурных «напластований»,

  • Обилие объектов культурного наследия, делающее район ценным для жителей и гостей своей историчностью,

  • Насыщенная развлекательная инфраструктура, привлекающая одних статусом своего рода «тусовочного» района, и вызывающая протест других,

  • Наличие креативных кластеров и крупных вузов, стимулирующих преобразование культурной повестки района, изменяющих состав обитателей района, но также не всеми одобряемых и разделяемых,

  • Огромное число гражданских инициатив и политической активности в районе, многоплановость локальных и тематических сообществ активистов, сохраняющих, развивающих и изменяющих свой район по-своему.

Скачать статью о локальной идентичности Ясенева

Читать новую статью о Ясеневе в контексте центро-периферийных отношений

Текст исследования локальной идентичности Басманного района скоро появится на сайте проектной группы.

Перейти на сайт проектной группы

Иван Митин, руководитель проектов, рассказал о важности таких исследований и необходимости брендинга районов для улучшения качества жизни горожан. 

Зачем городу нужны исследования локальных идентичностей районов?

Без локальных идентичностей город превращается в «серую» среду, безразличную к человеку и для человека.

Эмоциональная связь с окружающим пространством - одна из важных составляющих повседневной жизни. Она влияет на людей и их поведение в городской среде: мобильность, предпочтения мест жизни, досуга и работы. В конечном итоге эта связь отражается и на самих городских районах.

Исследуя локальные идентичности, мы выявляем своеобразие городских территорий и проектируем их с помощью символов, познаём уникальность каждого места. Город – это и есть многообразие концепций отдельных мест, районов и культурных ландшафтов.

Почему брендинг районов важен в городском планировании?

Брендинг районов – это продвижение уникальных черт этих территорий.
Он необходим для городского планирования по двум причинам. C одной стороны, мы меняем городскую среду: организовываем точки притяжения, делаем её ярче, разнообразнее. С другой стороны, брендинг делает городские районы привлекательными для людей, стимулирует эмоциональные связи с тем или иным местом.

Брендинг создаёт особый комфорт городской жизни, в которой у человека есть выбор между яркими, наполненными смыслами городскими ландшафтами для жизни, работы, досуга.

Всегда есть соблазн развития чистой функциональности городской среды. Наше поведение в ней словно автоматизировано: для покупок нужен магазин, доступный по такому-то маршруту, а для образования – школа, чётко прикреплённая к месту жительства. Подход культурной и гуманитарной географии к городу позволяет уйти от этого «одновекторного» видения к пониманию множественности смыслов каждого места, сосуществования в одном и том же городском ландшафте самых разных культур, сообществ и повседневных практик.

Креативный кластер Artplay, фото: https://moslenta.ru/

Вместо однообразного удовлетворения потребностей и наделения каждого микрорайона единственной функцией мы создаем уникальные общественные места, значения которых понятны человеку, привлекают его. Это позволяет жителям переосмыслить окружающие их пространства и найти в них что-то для себя. Понять, где хотелось бы жить, за что можно любить и ценить свой дом, свою улицу, свой район… В свою очередь, развитие подобных эмоциональных связей жителей с городскими территориями может способствовать появлению новых местных инициатив и ещё большему разнообразию каждого городского района.