Как брендинг района влияет на жизнь горожан?

В изучении уникальных черт района и географических образов заинтересованы городские планировщики, частные застройщики, муниципальные чиновники и, главное, сами жители.
Иван Митин, доцент Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского, выступил руководителем двух проектов: анализ особенностей Басманного района (с командой Проектной группы «Культурная и гуманитарная география города») и поиск локальной идентичности московского района Ясенево в рамках Научно-учебной группы «Культурная и гуманитарная география города».

Как брендинг района влияет на жизнь горожан?

фото: http://yasenevomedia.ru/

Команды экспертов, собранные из студентов и магистрантов факультета городского и регионального развития, провели комплексные исследования, используя  различные методы анализа документов и данных и глубинные интервью с местными жителями районов. На основе собранного материала были составлены образно-географические карты районов. На них можно увидеть выявленные уникальные признаки территорий и смысловые связи между ними. Каждое место своеобразно, и в этой разновидности ментальных карт можно увидеть смыслы, которые закладывают в свои «домашние» районы местные жители, образы, с которыми они себя ассоциируют, то есть именно те идеи, которые «привязывают» их к своему месту жительства (локальные идентичности).

Районы сильно отличаются по историческому бэкграунду

За счет многообразия исторических пластов, не удивительного для одного из центральных районов Москвы, у жителей Басманного открывается множество возможностей для того, чтобы почувствовать единение с территорией. Каждый находит для себя что-то своё! К примеру, городской ландшафт содержит в себе материальные проявления практически всех стилей московской архитектуры – начиная с конца XVIII века. 

«Можно задать абсолютно любую эпоху [истории] России, начиная, да, думаю, что с Ивана Грозного, и в радиусе 10 минут пешком от моего дома найдется несколько каких-то артефактов с тех пор. Я думаю, что на примере нашего района лучше всего изучать историю Москвы в принципе», - говорит житель Басманного.

Басманный район. фото: https://localway.ru/

Несмотря на статус и географическое положение спального района, в Ясеневе тоже есть своё историческое наследие - разной степени сохранности бывшие дворянские усадьбы. Однако для многих местных гораздо важнее в сегодняшней жизни архитектурно-планировочные решения советского модернизма, созданные Яковом Белопольским в 1970-е… Несмотря на это наследие, в глазах жителей район по-прежнему представляется молодым. Это может быть связано с тем, что в интервью участвовали те жители Ясенева с 40-летним «стажем», чья молодость пришлась как раз на переезд в этот тогда ещё молодой район, а также молодые люди, которые родились в Ясеневе и фактически «росли» вместе с районом.

Усадьба Ясенево, фото: https://ru.wikipedia.org/

Границы районов могут быть очерчены нечетко

Это ярко видно на примере Басманного – разброс того, что жители называют своим «домашним» (вернакулярным) районом, достаточно большой –  от района Покровки до окрестностей станции метро «Электрозаводская». Это позволяет по-новому взглянуть на, казалось бы, такое очевидное свойство района, как его «центральность», и создаёт множественность и противоречивость образов места, уникальное для Басманного района. За счет масштаба, представление жителей об этой территории настолько разнопланово, что ландшафт оставляет впечатление «Москвы в миниатюре».

 «... чтобы узнать, что такое настоящая Москва с низкими домами, улочками, парками, достаточно приехать только на Басманный и уже, в принципе, поймёшь, как устроена Москва», – из интервью с местным жителем.

В Ясеневе же, которое жители любят и ценят во многом благодаря сложившемуся образу «зелёного района», восприятие периферийного положения меняется после присоединения Новой Москвы:

«Ясенево стало почти центром города. Мама, когда приезжает ко мне в гости, говорит: «Я в Москве! Я из леса в лес перехожу. Я в Москве!» Ее очень удивляет, что зелень», – из интервью с местным жителем. 

Ниже представлены образно-географические карты, на которых исследователи под руководством Ивана Митина в сжатом виде представили результаты своей работы. Это те образы территории, которые становятся основой локальных идентичностей Ясенева и Басманного района Москвы. Именно они могут стать идентификаторами геокультурного брендинга местностей. 

Основания локальной идентичности Ясенева:

  • образ зелёного района, примыкающего к Битцевскому парку, с зелёными рощами во дворах и просторными проспектами и бульварами,

  • образ удалённого спального района-«острова», обособленного зелёными массивами с трёх сторон,

  • формирующая уникальный визуальный образ района архитектура советского модернизма с полукруглыми домами и улицами, «вписанными» в террасы природного ландшафта,

  • ментальная молодость богатого историко-культурным наследием дворянских усадеб района в глазах жителей

 

Основания локальной идентичности Басманного района:

  • Центральность района, которая делает его привилегированным, разнообразным и привлекательным для всех,

  • Разнообразие и противоречивость состава населения, видов и типов застройки, современных и исторических поликультурных «напластований»,

  • Обилие объектов культурного наследия, делающее район ценным для жителей и гостей своей историчностью,

  • Насыщенная развлекательная инфраструктура, привлекающая одних статусом своего рода «тусовочного» района, и вызывающая протест других,

  • Наличие креативных кластеров и крупных вузов, стимулирующих преобразование культурной повестки района, изменяющих состав обитателей района, но также не всеми одобряемых и разделяемых,

  • Огромное число гражданских инициатив и политической активности в районе, многоплановость локальных и тематических сообществ активистов, сохраняющих, развивающих и изменяющих свой район по-своему.

Скачать статью о локальной идентичности Ясенева

Читать новую статью о Ясеневе в контексте центро-периферийных отношений

Текст исследования локальной идентичности Басманного района скоро появится на сайте проектной группы.

Перейти на сайт проектной группы

Иван Митин, руководитель проектов, рассказал о важности таких исследований и необходимости брендинга районов для улучшения качества жизни горожан. 

Зачем городу нужны исследования локальных идентичностей районов?

Без локальных идентичностей город превращается в «серую» среду, безразличную к человеку и для человека.

Эмоциональная связь с окружающим пространством - одна из важных составляющих повседневной жизни. Она влияет на людей и их поведение в городской среде: мобильность, предпочтения мест жизни, досуга и работы. В конечном итоге эта связь отражается и на самих городских районах.

Исследуя локальные идентичности, мы выявляем своеобразие городских территорий и проектируем их с помощью символов, познаём уникальность каждого места. Город – это и есть многообразие концепций отдельных мест, районов и культурных ландшафтов.

Почему брендинг районов важен в городском планировании?

Брендинг районов – это продвижение уникальных черт этих территорий.
Он необходим для городского планирования по двум причинам. C одной стороны, мы меняем городскую среду: организовываем точки притяжения, делаем её ярче, разнообразнее. С другой стороны, брендинг делает городские районы привлекательными для людей, стимулирует эмоциональные связи с тем или иным местом.

Брендинг создаёт особый комфорт городской жизни, в которой у человека есть выбор между яркими, наполненными смыслами городскими ландшафтами для жизни, работы, досуга.

Всегда есть соблазн развития чистой функциональности городской среды. Наше поведение в ней словно автоматизировано: для покупок нужен магазин, доступный по такому-то маршруту, а для образования – школа, чётко прикреплённая к месту жительства. Подход культурной и гуманитарной географии к городу позволяет уйти от этого «одновекторного» видения к пониманию множественности смыслов каждого места, сосуществования в одном и том же городском ландшафте самых разных культур, сообществ и повседневных практик.

Креативный кластер Artplay, фото: https://moslenta.ru/

Вместо однообразного удовлетворения потребностей и наделения каждого микрорайона единственной функцией мы создаем уникальные общественные места, значения которых понятны человеку, привлекают его. Это позволяет жителям переосмыслить окружающие их пространства и найти в них что-то для себя. Понять, где хотелось бы жить, за что можно любить и ценить свой дом, свою улицу, свой район… В свою очередь, развитие подобных эмоциональных связей жителей с городскими территориями может способствовать появлению новых местных инициатив и ещё большему разнообразию каждого городского района.