• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программы «Управление пространственным развитием городов» Гончаров Руслан Вячеславович
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Городское планирование

5 лет
Очная форма обучения
35/40/10
35 бюджетных мест
40 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прототипирование городов будущего

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Транспортное планирование

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление пространственным развитием городов

2 года
Очная форма обучения
50/20/3
50 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление пространственным развитием городов.

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Глава в книге
Междисциплинарные исследования в решении проблем пространственного развития России

Плисецкий Е. Е., Плисецкий Е. Л.

В кн.: Возможные сценарии будущего России и мира: междисциплинарный дискурс. Сборник научных трудов участников XI Международной Кондратьевской конференции. М.: ООО Издательство «Учитель», 2020. С. 339-345.

Препринт
EXPLORING ASSOCIATIONS BETWEEN PARKING OCCUPANCY RATE AT RESIDENTIAL ESTATES AND SPATIAL CHARACTERISTICS. THE CASE OF YEKATERINBURG

Muleev Y. Y.

Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.

Как Пермь стала пионером градостроительных практик?

25 ноября состоится обсуждение доклада «Правовое зонирование. Регулирование городской застройки. Опыт Перми». Мы поговорили с одним из ключевых участников дискуссии Александром Ложкиным, главным архитектором Новосибирска, об опыте работы в Перми во время революции градостроительства.

Как Пермь стала пионером градостроительных практик?

Александр Ложкин. photo credit: Strelka Mag

Сегодня вы  – чиновник, и по мере возможности выступаете и в экспертной позиции. А если вернуться к прошлому: почему решили поехать в Пермь? Чем это было обусловлено?

В 2007-2012 годах это было самое интересное место с точки зрения подходов к урбанистике, к управлению территорий, к градостроительному проектированию. Мне хотелось принять в этом участие, получить новые компетенции и поделиться своей экспертизой. То, что тогда происходило в Перми – это был абсолютно передовой опыт для России.

Визуализация стратегического мастер плана г. Пермь (https://www.kcap.eu/)

Что изменилось? Как вы считаете, удалось ли достичь каких-то результатов? 

На мой взгляд, главным результатом стал пакет документов, который сегодня лег в основу градостроительного регулирования в других городах на федеральном уровне. Пермь здесь взяла на себя роль пионера. И благодаря этому сегодня мы видим то, как современные подходы к развитию территорий, которые успешно применяются во всем мире, легли на российскую почву, на российское градостроительное законодательство. Сейчас понятно, где что работает, а где нет. 

Получается, есть запрос на изменения? 

Безусловно. В свое время он был ярко выражен в Перми, когда город потерял миллионного жителя, и проблема депопуляции встала остро. Это послужило причиной Пермской градостроительной, культурной и образовательной революций. Весь этот комплекс мер привлек молодое поколение, которое как легко уезжает, так же и оперативно возвращается, если создать для них определенные условия. В результате, в 2012 году Пермь вернула себе статус миллионника. 

Арт-объект «Счастье не за горами», г. Пермь, photo: Тимур Абасов

Опыт Перми и сейчас востребован и активно внедряется во многих городах. В частности, это отразилось на федеральном стандарте развития городских территорий. Это прямое следствие того, что мы делали в Перми. И это как раз заложено в основу доклада. Инструмент правового зонирования в этом документе здесь абсолютно правильный и логичный. В результате, разговор идет о расширении сферы применения правового зонирования, о распространении этого инструмента не только на физические параметры земельных участков, но и на архитектурные решения объектов. На мой взгляд, это разумно.

Эти процессы запущены уже давно, а есть ли качественный сдвиг?

Я уже 7 лет не живу в Перми, и непросто оценивать это, не будучи уже участником событий. Но могу точно сказать, что есть один фактор, который необходимо учесть, чтобы рассуждать об этом: процессы развития городов очень длительные. Если сегодня мы принимаем документ, то результаты этого решения скажутся на городах не через год, не через два и даже не через пять. Это перспектива 100 лет! Именно в таком масштабе и стоит рассуждать, потому что строительная область сама по себе консервативна, а те объекты, которые воздвигают, стоят десятилетиями и столетиями. Ровно как сегодня на облик исторического центра Перми влияют те регламенты и ограничения, которые существовали  в конце XIX – начале XX века, будут видны последствия решений в следующем столетии.

Но, конечно, ждать сто лет – это слишком долго, а краткосрочных изменений хочется здесь и сейчас. Поэтому сегодня мы наблюдаем улучшение ситуации там, где это возможно. В первую очередь, это касается нового строительства: центров городов и жилых районов. Мне сложно говорить о Перми, но для Новосибирска запрос на качественную среду очень актуален. Поэтому сегодня общество само ищет инструменты повышения качества среды. Идет конкуренция среди девелоперов –  сейчас продать объекты без благоустройства территории вокруг зданий невозможно. Преимущество по цене тут не срабатывает.

Также хочется отметить, что опыт Перми применяется и здесь: в мастер план была включена квартальная среднеэтажная застройка. Сегодня она полностью отражена в стандарте развития городских территорий.  И самые крупные и успешные девелоперы исповедуют ту же идеологию, что прописана в этих теоретических документах. Это показатель того, что модель применима и выгодна на практике.