Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4
Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)
Email: city@hse.ru
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) — научно-образовательное подразделение Факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Миссия ВШУ – критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий. Ключевая цель Школы – формирование научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всём спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях лавинообразной интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.
55 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 платных мест
М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022.
Шилова Н. В., Левин М. И.
Финансы и бизнес. 2023.
В кн.: Воображаемые картографии: Карта и географическое воображение в истории и культуре. Материалы междисциплинарной научной конференции (Москва, 8–9 декабря 2022 г.). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022. С. 107-113.
Muleev Y. Y.
Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.
Мне кажется, наши студенты все лучше от года к году. Я искренне радуюсь их заинтересованности, мотивированности, успехам. В этом году у нас очень сложная территория — Соловецкий архипелаг, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нам сильно повезло — нас пустили в архивы музея, и студенты много работали с архивными данными, совмещая камеральную и натурную работу. По результатам первого семестра они систематизировали огромный массив данных и выстроили определенную структуру работы с архипелагом, что само по себе практически подвиг. Сейчас мы занимаемся фрагментом территории, на котором представлены, как нам кажется, различные виды проблем.
Мы работаем с тремя объектами. Два из них — это валунные бани. Интересное совпадение: одна из бань была обмерена в 1980-е Николаем Лызловым и Еленой Гонсалес, когда те были студентами. Сегодня Елена Гонсалес — один из экспертов РЕ-Школы, такая занятная перекличка во времени.
Третий объект — красное кирпичное здание, которое даже не стоит на кадастре в поселке. Оно во многом стало для нас открытием. Мы догадывались, что это скорее всего здание времен ГУЛАГа, что подтвердилось архивными описями передачи объектов от ГУЛАГа военной части, в которых оно было датировано 1938 годом. Мы также выдвинули гипотезу, что здание спроектировано братьями-близнецами Минихами. У Константина и Бориса Минихов трагическая судьба: они работали в Москве и попали в лагерь в 1936 году, когда им было 27 лет. Три года спустя, когда лагерь был расформирован и передан военной части, их вернули в Москву, где вскоре расстреляли. Хотелось бы побольше узнать об этой странице истории. Возможно, это станет поводом для того, чтобы выявить здание как объект культурного наследия.
Мне радостно, что студенты полностью погружены в процесс, они разгадывают загадки по кирпичам, камням, фрагментам конструкций, пытаясь разобраться в том, как жили эти здания. А это тянет за собой истории, связанные с разными людьми и событиями. Казалось бы, мы разглядываем камни, но за этим стоит колоссальный исторический и эмоциональный пласт. Это пожалуй, самое интересное во всей нашей работе.
Все студенты очень разные: кто-то более открытый, энергичный, кто-то более замкнутый и неуверенный в себе. И по возрасту все разные. С одной стороны, в этом есть определенная сложность, потому что нужно время, чтобы группа сплотилась и начала слаженно работать вместе. С другой стороны, это взаимное обогащение. В плане коммуникации первый семестр у студентов обычно уходит на то, чтобы друг друга узнать и как-то притереться, а во втором семестре уже складываются рабочие команды.
Что касается отношений с объектом — в первом полугодии студенты скорее прощупывают территорию. В этот момент они еще не совсем понимают, что происходит. Но потом они втягиваются, узнают объект и все без исключения влюбляются в территорию, даже сны про нее начинают видеть. Ребята действительно этим живут. В конце года все жалеют, что обучение завершилось. В прошлом году студенты даже уговаривали нас сделать для них второй год.
Для нас очень важно научить студентов анализировать и принимать самостоятельные решения, а также работать с максимально широким спектром объектов культурного наследия — как с официально признанными, так и теми, которые не имеют такого статуса. Мы учим относиться к любому историческому объекту с точки зрения его реальной фактической значимости. Конечно, студенты знакомятся и с законодательством, но в первую очередь они учатся нестандартному мышлению и подходам.
Студентам интересно буквально все: объекты, которыми они занимаются, работа со Всемирным наследием, специфика северной территории, история Соловецкого архипелага и тюрьмы. Они не только изучают сделанные до них исторические справки, но сами продолжают искать новые данные, не обнаруженные предыдущими исследователями.
И, конечно, мы обсуждаем будущее приспособление, ревалоризацию объекта, пытаемся понять, в чем его ценность сейчас и какую роль объекты и вся территория могли бы играть в современной ситуации. Но прежде студенты готовят предложения по противоаварийным работам, поскольку сначала нужно остановить разрушение, а потом уже продумывать серьезные, глубокие шаги по реставрации и ревалоризации.
Во втором полугодии у нас общий курс по второму семестру — приспособление объектов. Я веду часть, связанную с приспособлением под современное использование. Это не является отдельным предметом, мы все работаем в одной связке с другими тьюторами, просто приспособление – одно из моих углубленных направлений.
Я помогал студентам делать обследования и обмеры объектов. В процессе наших исследований мы выявили некоторые несоответствия между данными в документах и реальными характеристиками объектов, по этому поводу мы тоже будем готовить рекомендации. Мне как преподавателю очень приятно, что померив руками каждый камень, каждый кирпичик, студенты воспринимают эти объекты как что-то свое, родное и искренне за них болеют.