Как студенты РЕ-Школы работают с объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

РЕ-Школа — совместный проект École de Chaillot, архитектурного бюро «Рождественка» и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, созданный при поддержке Министерства культуры России, Министерства культуры Франции и Франко-российского «Трианонского диалога». В этом году объектом исследования студентов стал Соловецкий архипелаг, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Руководитель школы Наринэ Тютчева и тьюторы рассказали об открытиях, сделанных в ходе изучения территории, а также об особенностях обучения во втором семестре.

Как студенты РЕ-Школы работают с объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

Юлия Кострюкова, акварель

Наринэ Тютчева, руководитель РЕ-Школы

Мне кажется, наши студенты все лучше от года к году.  Я искренне радуюсь их заинтересованности, мотивированности, успехам. В этом году у нас очень сложная территория — Соловецкий архипелаг, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нам сильно повезло — нас пустили в архивы музея, и студенты много работали с архивными  данными, совмещая камеральную и натурную работу. По результатам первого семестра они систематизировали огромный массив данных и выстроили определенную структуру работы с архипелагом, что само по себе практически подвиг. Сейчас мы занимаемся фрагментом территории, на котором представлены, как нам кажется, различные виды проблем.

Мы работаем с тремя объектами. Два из них — это валунные бани. Интересное совпадение: одна из бань была обмерена в 1980-е Николаем Лызловым и Еленой Гонсалес, когда те были студентами. Сегодня Елена Гонсалес — один из экспертов РЕ-Школы, такая занятная перекличка во времени.

Третий объект — красное кирпичное здание, которое даже не стоит на кадастре в поселке. Оно во многом стало для нас открытием. Мы догадывались, что это скорее всего здание времен ГУЛАГа, что подтвердилось архивными описями передачи объектов от ГУЛАГа военной части, в которых оно было датировано 1938 годом. Мы также выдвинули гипотезу, что здание спроектировано братьями-близнецами  Минихами. У Константина и Бориса Минихов трагическая судьба: они работали в Москве и попали в лагерь в 1936 году, когда им было 27 лет. Три года спустя, когда лагерь был расформирован и передан военной части, их вернули в Москву, где вскоре расстреляли. Хотелось бы побольше узнать об этой странице истории. Возможно, это станет поводом для того, чтобы выявить здание как объект культурного наследия.

Мне радостно, что студенты полностью погружены в процесс, они разгадывают загадки по кирпичам, камням, фрагментам конструкций, пытаясь разобраться в том, как жили эти здания. А это тянет за собой истории, связанные с разными людьми и событиями. Казалось бы, мы разглядываем камни, но за этим стоит колоссальный исторический и эмоциональный пласт. Это пожалуй, самое интересное во всей нашей работе.

Анна Вознесенская, тьютор

Все студенты очень разные: кто-то более открытый, энергичный, кто-то более замкнутый и неуверенный в себе. И по возрасту все разные. С одной стороны, в этом есть определенная сложность, потому что нужно время, чтобы группа сплотилась и начала слаженно работать  вместе. С другой стороны, это взаимное обогащение. В плане коммуникации первый семестр у студентов обычно уходит на то, чтобы друг друга узнать и как-то притереться, а во втором семестре уже складываются рабочие команды.

Что касается отношений с объектом — в первом полугодии студенты скорее прощупывают территорию. В этот момент они еще не совсем понимают, что происходит. Но потом они втягиваются, узнают объект и все без исключения влюбляются в территорию, даже сны про нее начинают видеть. Ребята действительно этим живут. В конце года все жалеют, что обучение завершилось. В прошлом году студенты даже уговаривали нас сделать для них второй год.

Дарья Зыбина, тьютор

Для нас очень важно научить студентов анализировать и принимать самостоятельные решения, а также работать с максимально широким спектром объектов культурного наследия — как с официально признанными, так и теми, которые не имеют такого статуса. Мы учим относиться к любому историческому объекту с точки зрения его реальной фактической значимости. Конечно, студенты знакомятся и с законодательством, но в первую очередь они учатся нестандартному мышлению и подходам.

Студентам интересно буквально все: объекты, которыми они занимаются, работа со Всемирным наследием, специфика северной территории, история Соловецкого архипелага и тюрьмы. Они не только изучают сделанные  до них исторические справки, но сами продолжают искать новые данные, не обнаруженные предыдущими исследователями.

И, конечно, мы обсуждаем будущее приспособление, ревалоризацию объекта, пытаемся понять, в чем его ценность сейчас и какую роль объекты и вся территория могли бы играть в современной ситуации. Но прежде студенты готовят предложения по противоаварийным работам, поскольку сначала нужно остановить разрушение, а потом уже продумывать серьезные, глубокие шаги по реставрации и ревалоризации.

Юлия Кострюкова

Алексей Фатькин, тьютор

Во втором полугодии у нас общий курс по второму семестру — приспособление объектов. Я веду часть, связанную с приспособлением под современное использование. Это не является отдельным предметом, мы все работаем в одной связке с другими тьюторами, просто приспособление – одно из моих углубленных направлений.

Я помогал студентам делать обследования и обмеры объектов. В  процессе наших исследований мы выявили некоторые несоответствия между данными в документах и реальными характеристиками объектов, по этому поводу мы тоже будем готовить рекомендации. Мне как преподавателю очень приятно, что померив руками каждый камень, каждый кирпичик, студенты воспринимают эти объекты как что-то свое, родное и искренне за них болеют.