• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4

Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)

Email: city@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя школы Воловик Юлия Алексеевна
Академический руководитель программы «Городское планирование» Баевский Олег Артемович
Академический руководитель программ «Управление пространственным развитием городов», «Транспортное планирование» Гончаров Руслан Вячеславович
Академический руководитель программы «Прототипирование городов будущего» Зарудная Екатерина Борисовна
Статья
«Один в поле не воин» или «третий лишний»? Тандемные интервью в качественном исследовании

Багина Я. А., Говорова А. Д., Нарьян С. К.

Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 53-76.

Глава в книге
Hidden opportunities to reduce order fulfilment costs

Gerami V., Shidlovskii I.

In bk.: MATEC Web of Conferences (ITMTS - The VII International Scientific and Practical Conference "Information Technologies and Management of Transport Systems" 2021, Orel, May 17-20, 2021). Vol. 341. Les Ulis: EDP Sciences, 2021. Ch. 41. P. 1-5.

Препринт
EXPLORING ASSOCIATIONS BETWEEN PARKING OCCUPANCY RATE AT RESIDENTIAL ESTATES AND SPATIAL CHARACTERISTICS. THE CASE OF YEKATERINBURG

Muleev Y. Y.

Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.

Как сохранять и развивать Соловки: открытия студентов Ре-Школы в 2020/21 учебном году

3 сентября в 19:30 состоится день открытых дверей Ре-Школы — образовательной программы в области сохранения и устойчивого развития культурного наследия. Руководитель программы Наринэ Тютчева и преподаватели Ре-Школы расскажут о новом объекте исследования — Кронштадте, подходах к ревалоризации наследия и ответят на ваши вопросы.

Пожарное депо, ключевые пространственные сценарии

Пожарное депо, ключевые пространственные сценарии

Зарегистрироваться на мероприятие

А пока рассказываем об итогах 2020/2021 учебного года, объектом исследования которого стал объект Всемирного наследия  ЮНЕСКО — Соловецкий архипелаг. Студенты выполнили комплексное исследование и анализ культурного ландшафта архипелага, его природы, рукотворного ландшафта и поселений с тем, чтобы предложить возможные пути сохранения и развития Соловков. Результатом стала концепция мастер-плана Соловецкого архипелага, проявившая в том числе импульсные точки развития. Концепция сохранения и развития трех объектов — Белецкой бани, Валунного амбара и Пожарного депо – является итогом работы с одной из таких импульсных точек в поселке Соловецкий.

Наринэ Тютчева, руководитель Ре-Школы

Помимо сохранения уникального исторического культурного ландшафта одной из главных проблем архипелага является нескоординированность  деятельности основных групп пользователей: монастыря, музея-заповедника, местных жителей и органов власти. Задачей студентов Ре-Школы было найти импульсные точки на карте поселка, которые бы, с одной стороны, запустили позитивные процессы в сфере сохранения объектов всемирного наследия, а с другой — дали толчок совместной деятельности этих групп.

Туризм и паломничество остаются одним из основных видов деятельности на Соловках, который приносит доход всем, поэтому развитие туристической инфраструктуры является одним из важных направлений.

С учетом этих особенностей студенты Ре-Школы выбрали для исследования одну из возможных точек развития поселка — территорию на берегу Банного озера, которая долгое время оставалась без внимания, и находящийся рядом ансамбль из трех объектов. Два из них являются выявленными объектами культурного наследия: это бывшие валунные бани, одна из которых превратилась со временем в валунный амбар. Третий объект — безымянное кирпичное здание,  в настоящее время используемое как склад и гараж.

Белецкая баня

Белецкая баня многократно меняла архитектуру, трансформируясь на протяжении трехсот лет, при этом сохраняя изначальную функцию вплоть до 1996 года. С тех пор здание заброшено. Студенты обнаружили полуоткрытый канал, протекающий сквозь здание из озера, а также сохранившуюся печь. Все это делает здание уникальным с эстетической и технологической точки зрения. Участники Ре-Школы предложили  трансформировать здание, совместив музейную функцию (рассказ о банях на Соловках) — и арт-резиденцию.

Валунный амбар

Валунный амбар, в отличие от Белецкой бани, часто менял свою функцию, но сохранял форму. Амбар — это образцовый валунный объект Соловецкого архипелага, такие здания встречаются на всей его территории. В ходе исследования студенты выяснили, что валунная кладка Соловков — уникальное явление, характерное именно для архипелага. Решение, предложенное Ре-Школой, — превратить амбар в музей-навигатор, где туристы могли бы познакомиться с архипелагом, причем не через экспозицию, а через структуру самого амбара, который красноречиво расскажет об истории Соловков.

Пожарное депо

Пожарное депо. Это здание, которое даже не стояло на кадастре, скорее всего было спроектировано двумя молодыми архитекторами — братьями-близнецами Константином и Борисом Минихами, отбывавшими срок на Соловках с 1936 по 1939 год. Пожарное депо находится в прекрасном состоянии и органично вписывается в ансамбль с объектами XVIII века, повторяя их композиционные закономерности в плане, форме углов и наклоне кровель. Сделав пропорциональный анализ объекта, студенты Ре-Школы выяснили, что он спроектирован не в метрической, а в антропометрической системе — системе саженей, кратной английским дюймам. В этом принадлежащем муниципалитету здании может быть создано социально-бытовое и общественное пространство, которое при правильном муниципально-частном партнерстве и продуманной структуре экономики может приносить хороший доход».

Кирилл Пузанов, руководитель Высшей школы урбанистики, преподаватель Ре-Школы

Важным аспектом работы студентов Ре-Школы является предпроектное исследование, которое они проводят в первом семестре. Решения, которые мы предлагаем для этих трех объектов, базируются на научной деятельности — анализе социальной, исторической, экономической, управленческой и морфологической структурах Соловецкого архипелага. В этом состоит важная особенность Ре-Школы: ценность территории, которую мы открываем и проявляем, является продуктом научного знания. 

При этом исследовательская деятельность ценна сама по себе. С одной стороны, выстроенная методологическая база привносит много нового в понимание Соловецкого архипелага. С другой стороны, студенты вне зависимости от того, из какой сферы они пришли — будь то архитектура,  юриспруденция, история — осваивают методы, позволяющие им работать с различными сторонами жизни того или иного поселения. Причем в данном случае не принципиален размер этого поселения. Они учатся работать с качественными и количественными социологическими методами, анализировать информацию из открытых источников, получают навыки работы с геоинформационными системами.  Впоследствии это позволяет им более качественно решать задачи в своей профессиональной деятельности уже  за пределами обучающей программы.

Методологическая стройность и научный подход, который привносит Высшая школа урбанистики, порождает сплав архитектурной и научной логик мышления. Именно он создает эффект Ре-Школы, когда на выходе мы получаем чрезвычайно интересные креативные, но при этом обоснованные работы, а студенты могут объяснить то или иное решение и его влияние на жизнь всего Соловецкого архипелага, а не только на конкретных посетителей того или иного объекта. Поэтому мы говорим об импульсных точках — объектах, действия с которыми прогнозируемо изменит систему в целом.

Узнать подробности и подать заявку

До 26 сентября открыт прием заявок на новый учебный год в Ре-Школе — образовательной программе в области сохранения и устойчивого развития культурного наследия.