Как сохранять и развивать Соловки: открытия студентов Ре-Школы в 2020/21 учебном году
Зарегистрироваться на мероприятие
А пока рассказываем об итогах 2020/2021 учебного года, объектом исследования которого стал объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — Соловецкий архипелаг. Студенты выполнили комплексное исследование и анализ культурного ландшафта архипелага, его природы, рукотворного ландшафта и поселений с тем, чтобы предложить возможные пути сохранения и развития Соловков. Результатом стала концепция мастер-плана Соловецкого архипелага, проявившая в том числе импульсные точки развития. Концепция сохранения и развития трех объектов — Белецкой бани, Валунного амбара и Пожарного депо – является итогом работы с одной из таких импульсных точек в поселке Соловецкий.
Наринэ Тютчева, руководитель Ре-Школы
Помимо сохранения уникального исторического культурного ландшафта одной из главных проблем архипелага является нескоординированность деятельности основных групп пользователей: монастыря, музея-заповедника, местных жителей и органов власти. Задачей студентов Ре-Школы было найти импульсные точки на карте поселка, которые бы, с одной стороны, запустили позитивные процессы в сфере сохранения объектов всемирного наследия, а с другой — дали толчок совместной деятельности этих групп.
Туризм и паломничество остаются одним из основных видов деятельности на Соловках, который приносит доход всем, поэтому развитие туристической инфраструктуры является одним из важных направлений.
С учетом этих особенностей студенты Ре-Школы выбрали для исследования одну из возможных точек развития поселка — территорию на берегу Банного озера, которая долгое время оставалась без внимания, и находящийся рядом ансамбль из трех объектов. Два из них являются выявленными объектами культурного наследия: это бывшие валунные бани, одна из которых превратилась со временем в валунный амбар. Третий объект — безымянное кирпичное здание, в настоящее время используемое как склад и гараж.
Белецкая баня
Белецкая баня многократно меняла архитектуру, трансформируясь на протяжении трехсот лет, при этом сохраняя изначальную функцию вплоть до 1996 года. С тех пор здание заброшено. Студенты обнаружили полуоткрытый канал, протекающий сквозь здание из озера, а также сохранившуюся печь. Все это делает здание уникальным с эстетической и технологической точки зрения. Участники Ре-Школы предложили трансформировать здание, совместив музейную функцию (рассказ о банях на Соловках) — и арт-резиденцию.
Валунный амбар
Валунный амбар, в отличие от Белецкой бани, часто менял свою функцию, но сохранял форму. Амбар — это образцовый валунный объект Соловецкого архипелага, такие здания встречаются на всей его территории. В ходе исследования студенты выяснили, что валунная кладка Соловков — уникальное явление, характерное именно для архипелага. Решение, предложенное Ре-Школой, — превратить амбар в музей-навигатор, где туристы могли бы познакомиться с архипелагом, причем не через экспозицию, а через структуру самого амбара, который красноречиво расскажет об истории Соловков.
Пожарное депо
Пожарное депо. Это здание, которое даже не стояло на кадастре, скорее всего было спроектировано двумя молодыми архитекторами — братьями-близнецами Константином и Борисом Минихами, отбывавшими срок на Соловках с 1936 по 1939 год. Пожарное депо находится в прекрасном состоянии и органично вписывается в ансамбль с объектами XVIII века, повторяя их композиционные закономерности в плане, форме углов и наклоне кровель. Сделав пропорциональный анализ объекта, студенты Ре-Школы выяснили, что он спроектирован не в метрической, а в антропометрической системе — системе саженей, кратной английским дюймам. В этом принадлежащем муниципалитету здании может быть создано социально-бытовое и общественное пространство, которое при правильном муниципально-частном партнерстве и продуманной структуре экономики может приносить хороший доход».
Кирилл Пузанов, руководитель Высшей школы урбанистики, преподаватель Ре-Школы
Важным аспектом работы студентов Ре-Школы является предпроектное исследование, которое они проводят в первом семестре. Решения, которые мы предлагаем для этих трех объектов, базируются на научной деятельности — анализе социальной, исторической, экономической, управленческой и морфологической структурах Соловецкого архипелага. В этом состоит важная особенность Ре-Школы: ценность территории, которую мы открываем и проявляем, является продуктом научного знания.
При этом исследовательская деятельность ценна сама по себе. С одной стороны, выстроенная методологическая база привносит много нового в понимание Соловецкого архипелага. С другой стороны, студенты вне зависимости от того, из какой сферы они пришли — будь то архитектура, юриспруденция, история — осваивают методы, позволяющие им работать с различными сторонами жизни того или иного поселения. Причем в данном случае не принципиален размер этого поселения. Они учатся работать с качественными и количественными социологическими методами, анализировать информацию из открытых источников, получают навыки работы с геоинформационными системами. Впоследствии это позволяет им более качественно решать задачи в своей профессиональной деятельности уже за пределами обучающей программы.
Методологическая стройность и научный подход, который привносит Высшая школа урбанистики, порождает сплав архитектурной и научной логик мышления. Именно он создает эффект Ре-Школы, когда на выходе мы получаем чрезвычайно интересные креативные, но при этом обоснованные работы, а студенты могут объяснить то или иное решение и его влияние на жизнь всего Соловецкого архипелага, а не только на конкретных посетителей того или иного объекта. Поэтому мы говорим об импульсных точках — объектах, действия с которыми прогнозируемо изменит систему в целом.
Узнать подробности и подать заявку
До 26 сентября открыт прием заявок на новый учебный год в Ре-Школе — образовательной программе в области сохранения и устойчивого развития культурного наследия.