Демисезонная школа для абитуриентов

19 марта состоялась Демисезонная школа по урбанистике для поступающих в бакалавриат. В этом году школа для абитуриентов проводилась в новом, выездном, формате.

Демисезонная школа для абитуриентов

У участников была возможность рассмотреть на практике, как городские исследователи работают с территориями города Дмитрова. Важным этапом стал «полевой выход» – участники, примерив на себя роли «полевых исследователей» с различными исследовательскими оптиками, попробовали в командах собрать массив полевых городских данных и проанализировать его, чтобы ответить на несколько ключевых вопросов о том, как функционирует город. 



Организаторы, преподаватели и участники школы рассказывают о формате и задачах, поставленных в рамках мероприятия, а также делятся своими впечатлениями. 


Варвара Молодцова, старший преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского:

Каждый год весенняя школа проводилась в центре Москвы, недалеко от корпусов Вышки. Важной составляющей любой полевой работы со студентами (во время выездов в процессе обучения, полевых практик, экспедиций) является возможность показать новый контекст, увидеть необычные для себя проявления городской среды и городских процессов. В этом плане выезд в подмосковный город – отличное решение, которое позволяет переключиться с известного нам и хорошо изученного центра Москвы на новые, пока неизведанные студентами и преподавателями территории. Выездной формат школы позволяет почувствовать себя городским исследователем в небольшой рабочей командировке: все рано встали чтобы добраться до места работы, интенсивно работали в новом пространстве, знакомились с новыми людьми и обсуждали результаты исследования и свои впечатления. Однозначно, выездной формат стоит повторять в новых городах. 

Участие в школе – это не только возможность попробовать методы, которыми пользуются городские планировщики и исследователи, но и знакомство с преподавателями и другими абитуриентами. Это кажется второстепенной задачей, однако крайне важно ощущать себя среди людей, с которыми вы готовы провести ближайшие пять лет в постоянном контакте. Этому сильно помогает то, что в школе принимали участие студенты второго и третьего курса, которые могут рассказать все про учебу на факультете!


Алсу Фатехова, старший преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского:

На мой взгляд выездной формат школы – отличная идея, спасибо Варваре за такую возможность. Одним из важных преимуществ можно отметить смену роли, которую невольно примеряют на себя все – от обыденного взгляда горожанина на привычную, где-то предсказуемую и такую знакомую Москву к подмечающему мельчайшие детали исследователю, бросающемуся в водоворот неизведанности. Мы видим многообразие и учимся сравнивать и сопоставлять характер, атмосферу и пространство городов. 

В этом году мы с коллегами решили немного изменить цель задания, уйти от проектных задач и попробовать вместе с ребятами выявить закономерности и противоречия между функциями и процессами на территории исторического центра Дмитрова. Команды в поле собирали разные слои – функциональное использование, подмечали пользователей территории, составляли их портреты и фиксировали особенности процессов – интенсивности и направления движения. В ходе последующей дискуссии ребятам предстояло ответить на вопросы как особенности территории обуславливают ее использование, как функции обусловлены практиками, какие функции в целом уникальны для Дмитрова. 

Никита Косолапов, преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского:

Выездной формат школ кажется довольно удачным. В первую очередь, потому, что для большинства участников территория в этом случае оказывается незнакомой или малознакомой. В этом случае студенты оказываются в одинаковом положении, когда им нужно за короткое время узнать территорию, собрать данные о ней и разработать ответ на кейс, опираясь только на собранные данные. Это в какой-то степени приближает их задачу к реальной работе городского исследователя/планировщика. 

Суть работы заключалась в сборе полевых данных и решении задания на основе собранных данных. Сначала студенты в командах работали с функциональным наполнением территории, наблюдали за пользователями и их практиками, а также описывали транспортные и пешеходные потоки, их характер и интенсивность. Затем мы с коллегами предложили участникам обобщить собранные данные и, опираясь на них, подумать о том, как эти три блока анализа (функции, пользователи и потоки) могут быть связаны между собой. Например, может ли функциональное наполнение быть обусловлено тем, какие аудитории и с какими запросами здесь существуют? Есть ли здесь потенциально конфликтные территории, в чем может быть суть таких конфликтов?

Участники в равной степени были включены в работу и смогли содержательно поработать над тем, что мы с коллегами им предложили.

Понятно, что школы такого рода – это всегда формат короткого воркшопа, в котором есть и развлекательный элемент. В то же время, продумывая механику для таких воркшопов, мы всегда стараемся показать те задачи, с которыми работаем сами, предложить участникам те дилеммы, о которых думаем и спорим, подсветить особенности работы в этой профессии. Поэтому участие в таких школах — это хорошая возможность понять, подходит ли вам городское планирование, как специальность, хотите ли вы учиться именно на этой программе.

Марьям Бучулаева

Марьям Бучулаева, преподаватель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского:

Во время обсуждения формата проведения, мы с коллегами пересмотрели несколько сборок по разным слоям, и выбрали те, которые нам показались уместными для территории центральной части Дмитрова и более доступными для работы ребят. Нашей основной задачей была необходимость продемонстрировать ребятам один из сценариев возможного дня специалиста нашей области. А главной задачей школы стал сам процесс изучения территории. Мы с коллегами спланировали интенсивный день, который совмещал в себя небольшой теоретический и практические блоки. По моему мнению, получились достойные результаты школы в предложенном выездном формате. Ребята прекрасно справились с поставленными задачами, проявили заинтересованность и смекалку. Большое спасибо за участие :)




Никита Левашов, 10 класс МБОУ СОШ №18:

Понравилась организация и чувство настоящей работы, причем очень сплоченной работы. Мы как настоящие городские исследователи лазили по грязи, по торговым центрам и рынкам в поисках различной информации, проводили много времени на улице. Мне нравится, что каждый год школа урбанистики совершенствуется и придумывает что-то новое. В следующий раз обязательно посещу снова (надеюсь уже летом). Хотелось бы в будущем побольше тем с транспортом и, возможно, даже привлечь как-то администрацию того города, где в следующий раз будем. Мне кажется, администрации городов тоже смогли бы учиться и совершенствоваться, придумывать вместе с нами пути решения сложившихся проблем.

Татьяна Спиридонова, 11 класс ГБОУ «Школа № 1252 им. Сервантеса»:

Участие в демисезонной школе урбанистики было для меня замечательной и даже очень необходимой для дальнейшего поступления возможностью познакомиться с профессией городского планировщика. Я ни минуты не жалела о том, что поехала, так как получила новый опыт исследования поля и работы с картами, познакомилась с ребятами, которые заряжены идеями по изменению и улучшению городской среды. Также я смогла пообщаться преподавателями и студентами, которые как наставники помогали нам в решении задач и отвечали на любые вопросы. Это было очень интересно и продуктивно, эта поездка стала незабываемой для меня!


Никита Иванов, 10 класс ГБОУ Школа 2025:

В целом все очень понравилось, особенно работа в поле по поставленной задаче и последующая работа в командах, также спасибо всем преподавателям, студентам и организаторам за сопровождение нас на всем протяжении школы и в полевом выходе, и за лекционный материал. Жду с нетерпением следующей школы!