Екатерина Куричева о трансформации городской среды
Студентка Высшей школы урбанистики Екатерина Куричева конспективно пересказывает конференцию "Городское развитие в современных условиях: общество, власть, профессионалы", прошедшую 13-14 июня в Культурном центре НИУ ВШЭ.
Трансформация городской среды ставит перед экспертами ряд вопросов – для кого мы развиваем наши города, и в каком направлении нам необходимо двигаться? Вызовы столичного развития обсудили эксперты в рамках конференции «Городское развитие в современных условиях: общество, власть, профессионалы», которая прошла в стенах НИУ ВШЭ.
На конференции, организованной Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ, отдельная сессия, «Социальные вызовы городского и регионального планирования», почти полностью оказалась посвящена проблемам Москвы. Дискуссия отразила междисциплинарность поднятого вопроса: результатами своих исследований делились, с одной стороны, эконом-географы, с другой – социологи. У эконом-географов взгляд на проблему отличался широтой подхода. Социологи же представили результаты конкретных исследований, проведенных в Москве. Анализ одного и того же процесса в разных масштабах показал необходимость адаптации международного опыта к российским реалиям, обмена знаниями между специалистами разных сфер и комплексного подхода.
Свободное время в городской среде
Проблему свободного городского времени в контексте международного опыта поставил Алексей Новиков – руководитель московского подразделения Thomson Reuters. По его мнению, изменение взаимодействия человека с городской средой на настоящем этапе развития связано с резким увеличением свободного времени. В европейских городах активно формируется когорта людей одновременно с достаточно высоким доходом и достаточно большим количеством свободного времени. Их поведение все больше отклоняется от популярной модели Т. Хагерстранда, которая иллюстрирует поведение участника маятниковой миграции как дом – работа – объекты сферы услуг – дом. Новая группа горожан порождает спрос на новые пространства в городе (после дома и работы на третье место вышли коворкинги) и предъявляет более высокие требования к городской среде. Задача планировщиков – научиться идентифицировать новые запросы, понимать их объем и менять подходы проектирования.
С этим связан еще один вызов – вызов незнания происходящего. Как выявить потребности и предпочтения новой когорты? А. Новиков считает, что для ответа на этот вопрос необходим анализ социальных сетей и интернета на предмет коммуникаций по поводу городских проблем. И такие проекты уже запускаются, в том числе и в России. Так, в рамках своей деятельности компания Thomson Reuters проводит семантический анализ социальных сетей и новостных потоков.
Фокусируя свое внимание на России, А. Новиков выделил еще несколько вызовов. Во-первых, рыхлость крупных городов, пространство которых необходимо насыщать объектами различного назначения – офисного, торгового, рекреационного. В сумме с развитием пешеходной культуры, это должно повысить трафик, проходящий через территорию, что продуктивно скажется на среде.
Во-вторых, отсутствие эффективного механизма контроля со стороны населения за деятельностью представителей власти. Это должно подтолкнуть население к формированию самонастраивающихся сообществ, опирающихся на современные технологии. В качестве примера, А. Новиков приводит портал Яндекс.Пробки, который сделал больше для функционирования транспортной системы города, чем соответствующий департамент, инструментарий которого устарел. В заключении своего выступления А. Новиков указал на наиболее существенный вызов – отсутствие межмуниципальной кооперации, что является, своего рода, лакмусом цивилизованности самоуправления и развития.
Пульсирующие поселения
Выступление профессора географического факультета МГУ Андрея Трейвиша было посвящено необходимости исследования и учета при планировании развития реальных процессов на территории, которые не выявляются статистически. В качестве примера докладчик приводит сезонную миграцию. Население Москвы, по приведенным данным, в летний выходной день сокращается на 5 млн чел. по сравнению с зимним рабочим (9 и 14 млн чел. соответственно). Это поток москвичей создает «пульсирующие» населенные пункты – живые летом и замирающие зимой, что особенно важно понимать в контексте высказываний о вымирании деревень в нечерноземной зоне страны. Так ли это оправдано? Оказывается, что эта территория также является востребованной, хотя и с особенностями интенсивности использования.
Вызов состоит в том, что большинство региональных программ направленны на крупные и средние города, а указанные поселения выпадают из поля рассмотрения и планирования, и воспринимаются как заброшенные. Другая важная проблема для территориального развития – налоговые доходы территорий, в частности поступление НДФЛ, которое производится по месту работы, а не проживания. Градиент уровня зарплат вызывает маятниковую миграцию и отходничество, но еще более крутой градиент стоимости недвижимости вынуждает семьи оставаться на прежнем месте проживания, что нарушает баланс численности жителей и налогоплательщиков.
Кто он – пользователь городской среды?
Ответом социологов на данный вопрос стали доклады Павла Степанова – старшего научного сотрудника Центра социальных исследований РАНХиГС и Лилии Овчаровой – директора Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Оба доклада содержали результаты исследований, проведенных в Москве, и конкретизировали рассматриваемые вызовы. Основным выводом доклада П. Степанова стал тезис о том, что важнейшим фактором поведения человека в городской среде является уровень межличностного и общественного доверия и наличие крепких социальных связей, а не уровень развития инфраструктуры. По количеству музеев, театров и других объектов культуры Москва не уступает таким комфортным для жизни городам, как Лондон, Нью-Йорк, Токио. Но по интенсивности их использования отставание катастрофическое. 65% населения столицы предпочитает проводить свое свободное время дома. Это связано с восприятием среды города, как небезопасной и с крайне низким уровнем доверия в столице, даже на фоне других городов России.
Докладчик выделяет две формы доверия: межличностное (к знакомым людям) и обобщенное (к незнакомым). Межличностное доверие определяется отношениями в двух группах. Первая группа формируется сильными социальными связями. Это те люди, на которых человек может положиться или попросить о помощи. Как правило, группа включает 6-10 человек. Вторая группа – многочисленна, это – коллеги и знакомые. Интенсивность взаимодействия человека с городской средой определяется числом сильных социальных связей, тогда как слабые связи играют второстепенную роль. Чем выше число сильных социальных связей у человека, тем более активным пользователем социального пространства он является.
Вызовы, обозначенные в докладе Л. Овчаровой, опирались на анализ положений домохозяйств различных категорий. Важно понимать, что половина домохозяйств Москвы включает либо людей пенсионного возраста, либо несовершеннолетних детей. Данные категории предъявляют особые требования к окружающей среде. Анализируя положение пенсионеров, автор приходит к выводу, что наиболее существенным фактором, удерживающим данное население в Москве, является медицинское обслуживание, хотя в целом городская среда недружественна по отношению к пожилым людям.
Эксперт видит два возможных пути решения проблемы – переселение пенсионеров в пригородную зону с лучшей экологией и с созданием полноценных условий там, либо создание более комфортных условий для проживания в самом городе. Второй вариант является более реалистичным и подразумевает формирование доступной среды, инфраструктуры по уходу и параллельно особых правовых механизмов, например, для продажи жилья и переезда.
В отношении другой категорий – домохозяйств с детьми, Л. Овчарова особенно подчеркивает проблему вынужденной незанятости одного из трудоспособных взрослых при наличии ребенка. Автор говорит о негибкости системы организации работы ДДУ, которые должны отвечать новым требованиям. По мнению докладчика, необходимо уходить от системы больших детских садов, создавать детские сады внутри жилых домов, что удешевит их возникновение.
Подвел итоги конференции модератор дискуссии Александр Пузанов – генеральный директор «Института экономики города». Свободное время не детерминирует поведение человека в городской среде, уверенного понимания пирамиды потребностей по потреблению среды пока не сформировано, считает он. Тяготение молодежи к проведению свободного времени в центре города, а пенсионеров – по месту проживания кажется очевидным. Но необходимость анализа данных факторов в каждом конкретном случае и необходимость взаимодействия проектировщиков и социальных групп, действующих на территории, может быть и осознаны частью экспертного сообщества, но в российской практике не применяются.
Оригинал статьи - сайт Open Economy.