CHILD-FEE: как развивается детская экономика

В мае завершилась третья ежегодная мастерская бюро ATLAS и Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского, в которой принимают участие студенты бакалавриата и магистратуры. В рамках мастерской эксперты ATLAS делятся практическим опытом территориального консалтинга и вместе со студентами исследуют нестандартные темы в урбанистике.

CHILD-FEE: как развивается детская экономика

Проект этого года курировали Александра Тарханова, руководитель проектов ATLAS, Евгения Яцкая, старший аналитик и Елизавета Клочкова, аналитик и участница мастерской 2022 года. 

 

Александра Тарханова
 

Александра Тарханова (руководитель проектов бюро Atlas, куратор образовательного трека):

Каждая мастерская для нас – это эксперимент. Возможность разобраться в новой теме или тренде, попробовать новый формат или инструмент исследования. Нам нравится искать «свежий воздух» на стыке практики и академии. В целом, именно этот подход мы и пытаемся донести на мастерской: в урбанистике есть очень много неочевидных тем и ролей, и нужно пробовать себя в разном. Каждый год приходят очень классные студенты, вместе с которыми мы раскапываем интересные идеи, а с некоторыми продолжаем уже полноценно работать, как с коллегами.

 

Тема этого года — «город для детей» 

В разных проектах территориального развития ATLAS старается уделять внимание маленьким горожанам, в том числе придумывая для них специальные пространства. В этом году мы решили посмотреть на тему детей в городе не с точки зрения проектирования среды, а в более широком контексте. Вместе со студентами мы размышляли над пространственными и социальными факторами, которые определяют «дружелюбность» города по отношению к детям и их родителям. Студенты разрабатывали собственную методологию оценки городов, формулировали показатели и собирали данные. Результат этой работы и свои выводы студенты презентовали коллегам из ATLAS и экспертам в сфере городской экономике.

 

Новые открытия в урбанистике и в себе, как в специалистах

В процессе изучения темы мы обнаружили «слепое пятно» – сектор городской экономики, связанный с сервисами для детей. Чаще всего, когда говорят о городе для детей, фокусируются на социальной инфраструктуре – школах, детских садах, детских поликлиниках, игровых объектах и пространствах. При этом коммерческий сектор остается в тени, хотя городской бизнес давно воспринимает детей и родителей как уникальную целевую аудиторию и подстраивается под нее. Условно обозначив эту тему как «детская экономика», команда мастерской углубилась в ее изучение, а свои гипотезы и выводы решила представить в виде интерактивного сайта.  

Студенты не только собирали аналитические данные, но и придумывали лендинг с нуля: пробовали для себя роли креаторов и визионеров, собирали мудборды дизайна сайта, считали количество детских кружков в Перми и изучали торговые центры Краснодара. На сайте можно посмотреть результат этой работы и узнать, как детская экономика может влиять на развитие крупных городов, а также, кем бы вы выросли, если бы родились в другом городе.

 

Елизавета Клочкова
 

Елизавета Клочкова (аналитик бюро Atlas, тьютор проекта):

Участие в таких мастерских позволяют студентам познакомиться с бюро, узнать, как устроены процессы и примерить на себя роль полноценного коллеги. Такое возможно благодаря тому, что эти проекты комплексные и студенты сами ведут его реализацию от идеи до упаковки.

Мое участие еще студенткой ВШУ в мастерской Атласа в 2022 году позволило понять, что мне нравится внутренняя коммуникация и подход бюро к проектам, и после выпуска мы стали коллегами! А сейчас я уже сама тьютор для новых студентов.

Комментарии студентов-участников мастерской

Алина Зайкова
 

Алина Зайкова, студентка 1 курса магистерской программы «Управление пространственным развитием городов»:

До мастерской у меня был опыт проектов-стажировок в других компаниях. Обычно все выглядело хаотично и не понятна была цель привлечения студентов. В ATLAS же все было иначе, весь процесс был четко выстроен, была понятна твоя роль. Также было приятно, что всегда была моментальная обратная связь от кураторов!

В большинстве случаев задания в университете потоковые и тренировочные. Обычно они сильно фреймированы, есть техническое задание, которое нужно выполнить по пунктам. На мастерской можно было двигаться в разных направлениях, можно было предлагать и реализовывать любые идеи. Это необычно! Также, здорово, что получился финальный результат, который можно уже показывать другим коллегам и прикрепить в портфолио, как реальный проект. 

Самые яркие впечатления остались от брейнштормов в офлайн-формате. Многие идеи были не тривиальные и они легли в основу лендинга. Также часть идей можно развивать дальше в отдельных исследованиях.

Приятный бонус – работа с реальными городами, с реальными данными, которые никто до тебя не чистил, как это бывает обычно в университете, когда тебе дают зачастую готовые датасеты. Тут пришлось на реальном кейсе погрузиться в данные самостоятельно!

Мне понравилось, что нас разделили на группы по направлениям. Кто-то работал с ГИС-ами, кто-то с коммерцией или социальными объектами. Это дает возможность усилить свои уже имеющиеся компетенции или наоборот попробовать для себя что-то новое. Я никогда не думала, что я буду заниматься копирайтингом, но в этом проекте удалось открыть себя по-новому и проявить свои неочевидные стороны.

На мой взгляд, мастерская подойдет студентам, которые хотят развиваться, такие мастерские позволяют посмотреть на город новым взглядом, что прокачивает тебя как разностороннего специалиста. 

 

 

Кристина Яковлева
 

Кристина Яковлева, студентка 3 курса бакалаврской программы «Городское планирование»: 

У меня были высокие ожидания от взаимодействия с компанией, поскольку я представляла себе модное, молодежное, архитектурное бюро с продвинутой медиа-командой, с налаженной коммуникацией, высоким уровнем технологизации, и это все 100% оправдалось!

Мне понравилась свобода, которая была на этапе упаковки и подбора методологии. Так как в университете обычно методы, плюсы и минусы и всю структуру выполнения задания дают готовую. Поэтому понравилось придумывать самостоятельно все с нуля, почувствовать себя настоящим исследователем.

Больше всего мне понравился первый этап работы, где мы придумывали идеи, разрабатывали методологию, брейнштормили. Также я позаимствовала часть методологии к себе в курсовую – систему индикаторов и субиндикаторов. Было очень полезно посмотреть с новой перспективы, понять, что это реально: самостоятельно собрать данные и провести исследование, не хуже, чем это делают настоящие архитектурные и градостроительные бюро. Но мне как человеку, который всегда заинтересован в визуальной составляющей проекта, было очень приятно поработать с наполнением презентаций, а также придумать идеи для лендинга, которые вписывались бы в общую идею проекта и бюро, но при этом отличались бы чем-то новым, в том числе идеей нашего поколения. 

На всех этапах проекта было приятно работать с командой и кураторами. Например, я научилась работать в Readymag (конструктор сайтов), когда мы занимались лендингом, и это я смогу использовать в дальнейшем вместе с навыками, которые я получила при разработке методологии.

 

Олег Комаров
 

Олег Комаров, студент 4 курса бакалаврской программы «Городское планирование»:

Вообще, изначально, я ожидал, что мы будем включены в какой-то уже существующий и может даже уже выполняющийся проект. Не думал, что нам дадут самостоятельно проработать синопсис и ограничат только общей темой, что было приятно.

Самое главное отличие от университетского задания – в масштабе, у нас было больше времени и большая команда, что позволило, например, исследовать довольно значительную выборку городов. Еще было круто поработать с большим объемом данных, в том числе спаршенных, с таким не часто сталкиваешься, довольно значительно расширяет инструментарий анализа. 

Мне больше понравилось и само исследование, поскольку было интересно решать конкретные практические задачи и проблемы, связанные со сбором и анализом данных. Мое отдельное впечатление – возможность применить на практике какой-то новый навык, который приобрел в университете буквально за считанные дни до этого, ощущал себя не совсем бесполезным.

Мастерская ­– это хороший шанс попробовать в чем-то чуть более долгосрочном и серьезном, чем обычные групповые проекты, и не оставляющем тебя один на один с исследованием, как курсовые и дипломы. Кроме того, можно немного отточить навыки, в которых и так уверен, а можно и попробовать себя в чем-то новом.