CHILD-FEE: как развивается детская экономика
Проект этого года курировали Александра Тарханова, руководитель проектов ATLAS, Евгения Яцкая, старший аналитик и Елизавета Клочкова, аналитик и участница мастерской 2022 года.
Александра Тарханова (руководитель проектов бюро Atlas, куратор образовательного трека):
Каждая мастерская для нас – это эксперимент. Возможность разобраться в новой теме или тренде, попробовать новый формат или инструмент исследования. Нам нравится искать «свежий воздух» на стыке практики и академии. В целом, именно этот подход мы и пытаемся донести на мастерской: в урбанистике есть очень много неочевидных тем и ролей, и нужно пробовать себя в разном. Каждый год приходят очень классные студенты, вместе с которыми мы раскапываем интересные идеи, а с некоторыми продолжаем уже полноценно работать, как с коллегами.
Тема этого года — «город для детей»
В разных проектах территориального развития ATLAS старается уделять внимание маленьким горожанам, в том числе придумывая для них специальные пространства. В этом году мы решили посмотреть на тему детей в городе не с точки зрения проектирования среды, а в более широком контексте. Вместе со студентами мы размышляли над пространственными и социальными факторами, которые определяют «дружелюбность» города по отношению к детям и их родителям. Студенты разрабатывали собственную методологию оценки городов, формулировали показатели и собирали данные. Результат этой работы и свои выводы студенты презентовали коллегам из ATLAS и экспертам в сфере городской экономике.
Новые открытия в урбанистике и в себе, как в специалистах
В процессе изучения темы мы обнаружили «слепое пятно» – сектор городской экономики, связанный с сервисами для детей. Чаще всего, когда говорят о городе для детей, фокусируются на социальной инфраструктуре – школах, детских садах, детских поликлиниках, игровых объектах и пространствах. При этом коммерческий сектор остается в тени, хотя городской бизнес давно воспринимает детей и родителей как уникальную целевую аудиторию и подстраивается под нее. Условно обозначив эту тему как «детская экономика», команда мастерской углубилась в ее изучение, а свои гипотезы и выводы решила представить в виде интерактивного сайта.
Студенты не только собирали аналитические данные, но и придумывали лендинг с нуля: пробовали для себя роли креаторов и визионеров, собирали мудборды дизайна сайта, считали количество детских кружков в Перми и изучали торговые центры Краснодара. На сайте можно посмотреть результат этой работы и узнать, как детская экономика может влиять на развитие крупных городов, а также, кем бы вы выросли, если бы родились в другом городе.
Елизавета Клочкова (аналитик бюро Atlas, тьютор проекта):
Участие в таких мастерских позволяют студентам познакомиться с бюро, узнать, как устроены процессы и примерить на себя роль полноценного коллеги. Такое возможно благодаря тому, что эти проекты комплексные и студенты сами ведут его реализацию от идеи до упаковки.
Мое участие еще студенткой ВШУ в мастерской Атласа в 2022 году позволило понять, что мне нравится внутренняя коммуникация и подход бюро к проектам, и после выпуска мы стали коллегами! А сейчас я уже сама тьютор для новых студентов.
Комментарии студентов-участников мастерской
Алина Зайкова, студентка 1 курса магистерской программы «Управление пространственным развитием городов»:
До мастерской у меня был опыт проектов-стажировок в других компаниях. Обычно все выглядело хаотично и не понятна была цель привлечения студентов. В ATLAS же все было иначе, весь процесс был четко выстроен, была понятна твоя роль. Также было приятно, что всегда была моментальная обратная связь от кураторов!
В большинстве случаев задания в университете потоковые и тренировочные. Обычно они сильно фреймированы, есть техническое задание, которое нужно выполнить по пунктам. На мастерской можно было двигаться в разных направлениях, можно было предлагать и реализовывать любые идеи. Это необычно! Также, здорово, что получился финальный результат, который можно уже показывать другим коллегам и прикрепить в портфолио, как реальный проект.
Самые яркие впечатления остались от брейнштормов в офлайн-формате. Многие идеи были не тривиальные и они легли в основу лендинга. Также часть идей можно развивать дальше в отдельных исследованиях.
Приятный бонус – работа с реальными городами, с реальными данными, которые никто до тебя не чистил, как это бывает обычно в университете, когда тебе дают зачастую готовые датасеты. Тут пришлось на реальном кейсе погрузиться в данные самостоятельно!
Мне понравилось, что нас разделили на группы по направлениям. Кто-то работал с ГИС-ами, кто-то с коммерцией или социальными объектами. Это дает возможность усилить свои уже имеющиеся компетенции или наоборот попробовать для себя что-то новое. Я никогда не думала, что я буду заниматься копирайтингом, но в этом проекте удалось открыть себя по-новому и проявить свои неочевидные стороны.
На мой взгляд, мастерская подойдет студентам, которые хотят развиваться, такие мастерские позволяют посмотреть на город новым взглядом, что прокачивает тебя как разностороннего специалиста.
Кристина Яковлева, студентка 3 курса бакалаврской программы «Городское планирование»:
У меня были высокие ожидания от взаимодействия с компанией, поскольку я представляла себе модное, молодежное, архитектурное бюро с продвинутой медиа-командой, с налаженной коммуникацией, высоким уровнем технологизации, и это все 100% оправдалось!
Мне понравилась свобода, которая была на этапе упаковки и подбора методологии. Так как в университете обычно методы, плюсы и минусы и всю структуру выполнения задания дают готовую. Поэтому понравилось придумывать самостоятельно все с нуля, почувствовать себя настоящим исследователем.
Больше всего мне понравился первый этап работы, где мы придумывали идеи, разрабатывали методологию, брейнштормили. Также я позаимствовала часть методологии к себе в курсовую – систему индикаторов и субиндикаторов. Было очень полезно посмотреть с новой перспективы, понять, что это реально: самостоятельно собрать данные и провести исследование, не хуже, чем это делают настоящие архитектурные и градостроительные бюро. Но мне как человеку, который всегда заинтересован в визуальной составляющей проекта, было очень приятно поработать с наполнением презентаций, а также придумать идеи для лендинга, которые вписывались бы в общую идею проекта и бюро, но при этом отличались бы чем-то новым, в том числе идеей нашего поколения.
На всех этапах проекта было приятно работать с командой и кураторами. Например, я научилась работать в Readymag (конструктор сайтов), когда мы занимались лендингом, и это я смогу использовать в дальнейшем вместе с навыками, которые я получила при разработке методологии.
Олег Комаров, студент 4 курса бакалаврской программы «Городское планирование»:
Вообще, изначально, я ожидал, что мы будем включены в какой-то уже существующий и может даже уже выполняющийся проект. Не думал, что нам дадут самостоятельно проработать синопсис и ограничат только общей темой, что было приятно.
Самое главное отличие от университетского задания – в масштабе, у нас было больше времени и большая команда, что позволило, например, исследовать довольно значительную выборку городов. Еще было круто поработать с большим объемом данных, в том числе спаршенных, с таким не часто сталкиваешься, довольно значительно расширяет инструментарий анализа.
Мне больше понравилось и само исследование, поскольку было интересно решать конкретные практические задачи и проблемы, связанные со сбором и анализом данных. Мое отдельное впечатление – возможность применить на практике какой-то новый навык, который приобрел в университете буквально за считанные дни до этого, ощущал себя не совсем бесполезным.
Мастерская – это хороший шанс попробовать в чем-то чуть более долгосрочном и серьезном, чем обычные групповые проекты, и не оставляющем тебя один на один с исследованием, как курсовые и дипломы. Кроме того, можно немного отточить навыки, в которых и так уверен, а можно и попробовать себя в чем-то новом.