Александр Высоковский об акцентах нового учебного года

В этом году мы хотим сделать акцент на теме московской периферии, то есть развитии подмосковных городов, приближенных к МКАД. Это интересная тема, поскольку, с одной стороны, эти города находятся под влиянием Москвы, а с другой — у них есть собственный потенциал развития и привлекательная для определенных групп населения городская среда.

7 сентября на выставке в тематическом парке «СахАрт» представили результаты своих дипломных исследований первые выпускники магистерской программы Высшей школы урбанистики (ВШУ) ВШЭ. О результатах исследований и планах на новый учебный год рассказал декан ВШУ Александр Высоковский.

— Почему было решено провести презентацию исследовательских работ выпускников в форме выставки?

— Прежде всего, нам хотелось, чтобы все, кто интересуется вопросами функционирования и развития городов, в том числе наши потенциальные студенты, лучше понимали, что такое профессиональная урбанистика. Кроме того, эти магистерские работы сами по себе представляют интерес, поскольку на данный момент исследований в области городской среды, проведенных в жанре фундаментальной науки с использованием научных методов, очень немного. Наконец, мы хотели показать наших выпускников профессиональному сообществу, чтобы они смогли познакомиться с потенциальными работодателями. Почти все наши студенты работали еще до защиты исследовательских проектов, однако после выставки некоторые из них получили новые, более престижные предложения от работодателей — так, одну из наших магистранток пригласили на работу сразу несколько организаций, как частных, так и государственных.

Декан ВШУ Александр Высоковский на открытии выставки исследовательских проектов 2011/13 "ГОРОД:"

— Какие темы для магистерских диссертаций были выбраны выпускниками?

— Диссертационные исследования касались совершенно разных сторон городской жизни. Например, было замечательное исследование на тему звуковой среды города, две талантливые работы на тему университетской среды — первая была посвящена значению всей университетской системы для Москвы, а вторая — взаимодействию университета и города, еще одна хорошая работа была посвящена «потребительским» характеристикам городских парков. Ряд работ был посвящен социологическим аспектам, таким как вопросы взаимодействия людей в процессе обсуждения документов городского планирования и освоение городской среды этническими сообществами. Интересное исследование было посвящено эволюции идей организации пешеходных путей. В общем, спектр проблем, рассмотренных выпускниками, был очень широким.

— Планируете ли внести по результатам выпуска какие-либо изменения в программу обучения?

— Мы все время вносим коррективы по ходу реализации программы, поскольку она совершенно новая и очень сложная в связи с тем, что объединяет людей с разным базовым образованием. У нас учатся архитекторы, географы, социологи, экономисты, журналисты…

Некоторые умеют рисовать и делать карты, но у них нет навыков работы с текстами, другие знают, как вести исследовательскую работу, но не умеют проектировать, третьи хорошо разбираются в социальных вопросах, но не располагают необходимыми знаниями в эконометрике. Из всех этих людей необходимо создать «нового профессионала», дополнив имеющиеся у них умения недостающими элементами. У нас читают дисциплины представители многих кафедр разных факультетов ВШЭ, студенты слушают лекции, делают учебные проекты развития территории, активно участвуют в исследовательских проектах и пишут научные работы.

— Какие проекты намечены ВШУ на новый учебный год?

— В этом году мы продолжаем обучение по двум магистерским программам: «Управление пространственным развитием городов» на очной форме обучения и «Город: пространственное планирование» — на очно-заочной. Что касается направлений исследования — в этом году мы хотим сделать акцент на теме московской периферии, то есть развитии подмосковных городов, приближенных к МКАД. Это очень интересная тема, поскольку, с одной стороны, эти города находятся под сильнейшим влиянием Москвы, а с другой — у них есть собственный потенциал развития и привлекательная для определенных групп населения городская среда. Кроме того, у нас есть «сквозные» темы исследований — такие как городские парки и пешеходные зоны, участие населения в городском управлении, городская среда на повседневном,«тактильном» уровне, в работу над которыми мы обязательно включим наших новых студентов.

Декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский

— Планируется ли расширение области исследований за счет регионов или выход на международный уровень?

— В этом году мы провели первый ознакомительный взаимный обмен студентами и преподавателями с департаментом «Urban planning and urban studies» Амстердамского университета, сейчас обсуждаем вопросы дальнейшего сотрудничества. Также мы ведем переговоры с Университетом Ухань в Китае. Что касается регионального взаимодействия — в этом году мы хотим предложить студентам в качестве объекта исследования для магистерских диссертаций  региональные столицы России.

— Не собираетесь ли вы создать программу обучения для бакалавров?

— Для того чтобы изучать урбанистику, нужно иметь определенный образовательный опыт. Кроме того, урбанистика — наука междисциплинарная, для ее изучения нужно иметь какой-то образовательный «стержень» в виде бакалаврской степени по базовой специальности. Но, возможно, чуть позже мы создадим бакалавриат в области архитектуры именно с уклоном в урбанистику, поскольку на данный момент московские выпускники-архитекторы не готовы к ведению исследований, они скорее склонны к композиционному,   образному творчеству. Для нас же город — это не только архитектура, но, прежде всего, пространство различных процессов и повседневная жизнь людей, которую мы стараемся сделать для них более привлекательной.

Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ