Трансформация города, или Пределы влияния горожан и власти
2 июля в рамках летнего цикла семинаров «Адаптивный город» Высшая школа урбанистики провела круглый стол «Опыт трансформации города: пределы влияния горожан и власти», в котором принял участие главный архитектор Барселоны (2011-2015) Висенте Гуайарт. Помимо него, в дискуссии участвовали главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов, муниципальный депутат района Печатники Максим Мотин, соруководитель компании «Новая земля» и руководитель проектно-учебной лаборатории в ВШУ Глеб Витков и декан Высшей школы урбанистики Алексей Новиков в качестве модератора. Тезисный пересказ дискуссии — в материале Алисы Прихудайловой.
Барселона прошла долгий путь, за 30 лет ей удалось превратиться из районного центра в культурную столицу мирового уровня. Но этот путь не был легким, городская администрация и архитекторы сталкивались с огромным количеством проблем, связанных, прежде всего, с тяжелой коммуникацией между властями Барселоны, ее населением и бизнесом. Помехами, кроме того, стали и медлительность бюрократического аппарата, и его большие размеры, и необходимость поиска решений, которые будут отвечать всем критериям современного города, и в то же время устроят жителей города. Налаживание диалога между представителями городских сообществ — было одной из целью Гуайарта на позиции главного архитектора городского совета Барселоны и директора Департамента городской среды. Целью же дискуссии было понять, каким образом этот опыт может быть локализован в России и, в частности, в Москве.
Любые изменения в администрации очень медленные, и моей первой проблемой на позиции Главного архитектора была скорость. Второй проблемой стало то, что очень мало людей по-настоящему заинтересованы в переменах, никто не хочет менять себя, менять привычный темп. Такая медлительность принятия решений свойственна для всех европейских городов, потому что не существует одного человека, принимающего решения. Все согласовывается сообща.
В чем-то Москва похожа на Барселону. Административные процессы здесь также медлительны, редкая сменяемость людей во власти также ведет к тому, что идеи застаиваются. Но в то же время у Москвы свой, особый путь. Серьезное отличие в том, что мэр в Москве по факту не выбирается. Из-за этого некоторые решения принимаются волюнтаристски, чересчур решительно, скорость их принятия очень высока, и поэтому как-то повлиять на них сложно.
Витков Глеб Владимирович
Руководитель Проектно-учебной лаборатории урбанистики
Когда люди не понимают, что именно им предлагают, они сопротивляются инстинктивно. Полное понимание — это фундамент всего процесса согласования и диалога.
Висенте Гуайарт
Главный архитектор городского совета и директор Департамента городской среды Барселоны в 2011-2015 г.г.
Представителям власти очень тяжело общаться с жителями, потому что они заранее противопоставляют себя любым новым проектам.
Андрей Гнездилов
Главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов
В процессе выстраивания диалога у города очень важная роль: необходимо не только учесть мнение жителей, но соблюсти баланс, сохранить за собой и за проектировщиками право на принятие решения. Жители в большинстве своем беспокоятся только о том, что вокруг них, но любой городской проект взаимодействует не только с непосредственно прилегающим пространством, он взаимодействует со всем городом.
У Барселоны есть огромный опыт обсуждения проектов с жителями. Дискуссии вокруг одной из площадей шли два года, жители предлагали свои идеи и почти полноценно участвовали в работе. Все признали, что это величайший проект сотрудничества с жителями за всю историю города. Но в результате мы получили самый ужасный сквер Барселоны.
Висенте Гуайарт
Главный архитектор городского совета и директор Департамента городской среды Барселоны в 2011-2015 г.г.
При проектировании надо учесть и объединить огромное количество специалистов, нужно исследовать запрос заказчика, отреагировать на обстоятельства места, и в то же время проанализировать потребности жителей. С этой задачей должен работать профессионал. Пока с горожанами не начнут вести обсуждение на равных, власть и город будут так или иначе попадать в конфликтные ситуации. И инициатива должна идти именно от города, потому что у него больше возможностей: управленческих, аналитических, информационных.
Все острые вопросы известны заранее, и решить их за несколько часов во время Публичных слушаний невозможно. Есть интернет, есть местные и районные газеты, и их можно и нужно использовать для того, чтобы заранее давать ответы, публиковать экспертную информацию. Нужно делать все для того, чтобы люди приходили на Публичные слушания уже подготовленными.
Максим Мотин
Муниципальный депутат района Печатники
Москвичи не ассоциируют себя со своим районом, а часто и с городом. Сейчас мечта каждого горожанина — телепорт, возможность перемещаться из дома на работу и обратно так, чтобы избежать любого соприкосновения с общественными пространствами. Пока районы безлики, пока программы развития спускаются сверху, пока нет внятной стратегии городского развития, пока нет без выстраивания диалога, это невозможно.
Гордость за себя, за свой город, за проделанную работу и за пройденный путь — основа любых городских изменений.
Висенте Гуайарт
Главный архитектор городского совета и директор Департамента городской среды Барселоны в 2011-2015 г.г.
Материал подготовила Алиса Прихудайлова
Висенте Гуайарт
Главный архитектор городского совета и директор Департамента городской среды Барселоны в 2011-2015 г.г.