Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4
Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)
Email: city@hse.ru
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) — научно-образовательное подразделение Факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Миссия ВШУ – критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий. Ключевая цель Школы – формирование научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всём спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях лавинообразной интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.
55 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 платных мест
М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022.
Шилова Н. В., Левин М. И.
Финансы и бизнес. 2023.
В кн.: Воображаемые картографии: Карта и географическое воображение в истории и культуре. Материалы междисциплинарной научной конференции (Москва, 8–9 декабря 2022 г.). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022. С. 107-113.
Muleev Y. Y.
Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.
Любые изменения в администрации очень медленные, и моей первой проблемой на позиции Главного архитектора была скорость. Второй проблемой стало то, что очень мало людей по-настоящему заинтересованы в переменах, никто не хочет менять себя, менять привычный темп. Такая медлительность принятия решений свойственна для всех европейских городов, потому что не существует одного человека, принимающего решения. Все согласовывается сообща.
В чем-то Москва похожа на Барселону. Административные процессы здесь также медлительны, редкая сменяемость людей во власти также ведет к тому, что идеи застаиваются. Но в то же время у Москвы свой, особый путь. Серьезное отличие в том, что мэр в Москве по факту не выбирается. Из-за этого некоторые решения принимаются волюнтаристски, чересчур решительно, скорость их принятия очень высока, и поэтому как-то повлиять на них сложно.
Витков Глеб Владимирович
Руководитель Проектно-учебной лаборатории урбанистики
Когда люди не понимают, что именно им предлагают, они сопротивляются инстинктивно. Полное понимание — это фундамент всего процесса согласования и диалога.
Висенте Гуайарт
Главный архитектор городского совета и директор Департамента городской среды Барселоны в 2011-2015 г.г.
Представителям власти очень тяжело общаться с жителями, потому что они заранее противопоставляют себя любым новым проектам.
Андрей Гнездилов
Главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов
В процессе выстраивания диалога у города очень важная роль: необходимо не только учесть мнение жителей, но соблюсти баланс, сохранить за собой и за проектировщиками право на принятие решения. Жители в большинстве своем беспокоятся только о том, что вокруг них, но любой городской проект взаимодействует не только с непосредственно прилегающим пространством, он взаимодействует со всем городом.
У Барселоны есть огромный опыт обсуждения проектов с жителями. Дискуссии вокруг одной из площадей шли два года, жители предлагали свои идеи и почти полноценно участвовали в работе. Все признали, что это величайший проект сотрудничества с жителями за всю историю города. Но в результате мы получили самый ужасный сквер Барселоны.
Висенте Гуайарт
Главный архитектор городского совета и директор Департамента городской среды Барселоны в 2011-2015 г.г.
При проектировании надо учесть и объединить огромное количество специалистов, нужно исследовать запрос заказчика, отреагировать на обстоятельства места, и в то же время проанализировать потребности жителей. С этой задачей должен работать профессионал. Пока с горожанами не начнут вести обсуждение на равных, власть и город будут так или иначе попадать в конфликтные ситуации. И инициатива должна идти именно от города, потому что у него больше возможностей: управленческих, аналитических, информационных.
Все острые вопросы известны заранее, и решить их за несколько часов во время Публичных слушаний невозможно. Есть интернет, есть местные и районные газеты, и их можно и нужно использовать для того, чтобы заранее давать ответы, публиковать экспертную информацию. Нужно делать все для того, чтобы люди приходили на Публичные слушания уже подготовленными.
Максим Мотин
Муниципальный депутат района Печатники
Москвичи не ассоциируют себя со своим районом, а часто и с городом. Сейчас мечта каждого горожанина — телепорт, возможность перемещаться из дома на работу и обратно так, чтобы избежать любого соприкосновения с общественными пространствами. Пока районы безлики, пока программы развития спускаются сверху, пока нет внятной стратегии городского развития, пока нет без выстраивания диалога, это невозможно.
Гордость за себя, за свой город, за проделанную работу и за пройденный путь — основа любых городских изменений.
Висенте Гуайарт
Главный архитектор городского совета и директор Департамента городской среды Барселоны в 2011-2015 г.г.
Материал подготовила Алиса Прихудайлова
Висенте Гуайарт
Главный архитектор городского совета и директор Департамента городской среды Барселоны в 2011-2015 г.г.