Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д.13, стр. 4
Телефон: +7 (495) 772-95-90
доб. 12-604 (учебный офис),
12-368 (транспортное планирование),
12-605 (программы ДПО),
12-150 (PR и коммуникации)
Email: city@hse.ru
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) — научно-образовательное подразделение Факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Миссия ВШУ – критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий. Ключевая цель Школы – формирование научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всём спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях лавинообразной интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.
55 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
60 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 платных мест
Шилова Н. В., Левин М. И.
Финансы и бизнес. 2023.
В кн.: Воображаемые картографии: Карта и географическое воображение в истории и культуре. Материалы междисциплинарной научной конференции (Москва, 8–9 декабря 2022 г.). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022. С. 107-113.
Muleev Y. Y.
Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.
В исследовании выявлены 12 факторов, направленные на формирование гуманных условий проживания людей. Часть из них была отобрана путем изучения принципов советского периода градостроительства, другая часть критериев основана на принципах повышения качеств жилой среды, описанных в современной литературе и исследованиях. В работе отражены принципиальные различия в выявленных критериях у групп населения с ориентациями на городской и не городской образ жизни. Анализ показывает, что жители с разными социо-культурными ценностями и ориентациями имеют различные представления об эталонах качества городской среды.
Анализ конкурсной документации на услуги перевозчиков позволяет сделать вывод о том, что в большинстве городов договорные отношения не ориентированы на улучшение потребительских качеств общественного транспорта. Выявлено множество проблемных моментов, в том числе в области требований к качеству услуг перевозчиков, в области бюджетного финансирования перевозчиков и в области выстраивания равных условий конкуренции для частных и для муниципальных компаний. Все эти тонкости, в конечном итоге, и формируют специфику общественного транспорта, которым мы пользуемся ежедневно. Из-за этого в российских городах мы редко видим новые комфортабельные автобусы, не говоря уже о современных билетных системах с бесплатной пересадкой между маршрутами.
Александр Рыжков
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015
Исследование я проводила на примере территории внутри Бульварного кольца Москвы — наиболее инвестиционно привлекательной площадки города. Даже здесь многие памятники находятся в плачевном состоянии или используются неэффективно. Анализ российского охранного законодательства показал, что в данный момент мы не имеем механизмов стимулирования эффективного использования памятников, но имеем жесткие ограничения, которые зачастую приводят к неэффективному использованию памятников и деградации городских территорий. Совместно с моим научным руководителем мы разработали несколько уровней оценки эффективности использования памятников и для каждого уровня предложили ряд механизмов по стимулированию более эффективного использования объектов культурного наследия.
Надежда Хорт
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года
Мобильные геолокационные игры выходят в город, наделяя городские объекты и горожан экранными воплощениями — виртуальными двойниками, отображенными на экранах гаджетов. Исследование направлено на изучение механизмов выстраивания границы между обычным миром и миром игры. В качестве кейса выбрано мобильное приложение Ingress the Game — многопользовательская онлайн-игра с дополненной реальностью, созданная Niantic Labs в Google. Взаимное проникновение города и игры мы рассматриваем на примерах экранного соприсутствия игроков, распределения игровых стратегий в разных частях города, практик приватизации городского пространства, проблемы взаимного контроля и перцепции игровых правил, которая побуждает к созданию новых игр на базе старой.
Константин Глазков
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года
5. Исследование Анны Атерековой
Моя работа посвящена вопросу выбора мест для размещения объектов обращения с отходами, таких как мусорные полигоны, мусоросжигающие, мусороперерабатывающие заводы. При выборе мест под такие объекты нужно учитывать целый спектр различных факторов. Например, близость к местам проживания людей, чтобы обслуживание было экономически эффективным, удаленность от природных объектов, чтобы обеспечить экологическую безопасность, сложившееся землепользование и прочие факторы, которые учитывают социальные предпочтения. Методика, предложенная в работе, позволяет найти такое компромиссное решение, учитывающее разнообразные интересы всех сторон.
Анна Атерекова
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года
Работа посвящена железным дорогам как фактору, оказывающему на жизнь современного города двоякое влияние: положительное (транспортная система с большой провозной способностью) и отрицательное (барьер, препятствующий связям между городскими районами). Рассмотрены перспективы развития территорий вдоль железных дорог на примере Павелецкого направления Московской железной дороги. Особое внимание уделено местам пересечения железной дороги пешеходными и автомобильными маршрутами как потенциальным точкам роста деловой активности.
Илья Шафранов
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года
В современных условиях повышения разнообразия жизнедеятельности и увеличения свободного времени, многообразие требований населения к жилью увеличивается. Эти социальные изменения повышают значимость исследований образа жизни современного человека в своем жилище и его требований к жилью. В настоящий момент жизнедеятельность людей и их спрос на структуру жилища в проектировании не учитывается, и проектирование происходит для всего населения одинаково. В работе выявлены спрос на структуру жилья и образ жизни городских жителей — чтобы перейти от проектирования «для населения» к проектированию «для человека», то есть опираться в проектировании на образ жизни людей в конкретном городе.
Алексей Сабируллов
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года
Человечество хранит память об истории различными способами — в преданиях, книгах, легендах. Чаще это зафиксированные в пространстве маркеры — памятники, названия улиц и площадей, памятные знаки. На постсоветском пространстве получила широкое распространение практика установки мемориальных досок. Их устанавливают не только в память о национальных героях и великих писателях, но и в память о погибших при исполнении, о жертвах терактов, не только в память об ученых, но и в память о младших научных сотрудниках. На территории Москвы установлено более 3 тысяч мемориальных досок. Анализируя их, можно проследить, как складывался культурный ландшафт Москвы на протяжении последнего столетия.
Алиса Прихудайлова
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года
В данной работе я попыталась разобраться и понять какое влияние на арктические города оказывают два фактора: изоляции и глобализация, в чем оно выражается. Способствуют ли они развитию городов, или же тормозят его? И какова роль этих факторов в определении перспектив развития городов российской Арктики? Объектами исследования стали населенные пункты, расположенные на сухопутных территориях Российской Арктики и имеющие официальный статус городских округов, всего 20 городов. Стоит отметить, что несмотря на городской статус многие населенные пункты до сих пор остаются промышленными поселками.
Ольга Таловская
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года
Сегодня идеалом городской среды считаются исторические центры городов с разнообразной и многофункциональной застройкой. Сформированный фасад улицы, небольшой размер кварталов, привлекательность для пешеходов и общественного транспорта являются главными ценностями городской среды. Но при общем понимании того, какой должна быть городская среда, отсутствует четкое описание ее пространственных характеристик. Какие параметры должны быть соблюдены при строительстве здания для того, чтобы впоследствии получить живую городскую среду? Чем измерить город будущего? Цель работы — предложить новый подход к регулированию предельных параметров застройки, который бы обеспечил баланс между строгостью и гибкостью ограничений.
Екатерина Гончарова
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года
Данное исследование проводилось на примере градостроительной документации Москвы, анализ которой показывает, что в московской практике происходит многократное превышение плотности застройки, заложенной в Генеральном плане. Кроме того, превышение происходит на каждом уровне градостроительной документации. Проект Правил землепользования и застройки 2010 года превышает плотность Генерального плана, Проекты планировки территории превышают плотность ПЗЗ, а ГПЗУ, в свою очередь, превышают плотность Проекта планировки территории. Таким образом, в Москве полностью нарушена преемственность в градостроительной документации, что делает московскую систему градорегулирования абсолютно неэффективной.
Семен Москалик
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года
Александр Набеев
Выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года