Дневник Летней Школы ВШУ во Франции 1-10 июля 2019

1 июля 2019 в Париже стартовали пятые летние мастерские, организованные французской ассоциацией D‘Est совместно с Высшей школой урбанистики при поддержке посольства Франции в России и мэрии Парижа. В течение 10 дней участники — студенты магистерской программы ВШУ «Управление пространственным развитием городов» и муниципальные депутаты Москвы — знакомятся с особенностями градостроительной политики, вопросами местного самоуправления и демократии участия во Франции. 

Для участия в Летней Школе студенты прошли через конкурсный отбор: претендентам предлагалось написать эссе о своих исследовательских интересах и волнующих вопросах городской повестки. Лучшими были признаны работы Анастасии Буровой, Ильяса Кульбарисова, Александра Михайлова, Дарьи Парфеновой и Дарьи Чигаревой. Куратор Летней Школы в Париже в этом году – выпускница программы УПРГ, ведущий эксперт ВШУ Марианна Шкурко.

Представляем вашему вниманию полевой дневник участников Летней Школы 2019.

День 1

1 июля

Первый день Летней Школы ВШУ начался с деловой встречи в здании Объединенной мэрии Парижа. Начальник штаба по вопросам участия жителей Стефан Мок провел лекцию, посвященную аспектам вовлечения горожан в управление территориями их проживания. Стефан охарактеризовал три ключевых этапа данного процесса: «знакомство» городских властей с жителями, совместная разработка проектов между властями и жителями, организация условий для реализации жителями собственных инициатив городского развития без участия администрации. Дополнительно лектор кратко описал большинство проектов, реализуемых городскими властями в рамках данного направления – к примеру, «Карта гражданина», облегчающая доступ жителя к различным мероприятиям, проводимым в городе, или «Ночь дебатов», призванная ускорить процесс образования сообществ жителей по интересам. Подчеркивается, что все данные мероприятия имеют единую цель – развитие локальной и городской идентичности, повышение уровня инклюзивности городского социума и заинтересованности жителей в решении того круга проблем, с которыми они сталкиваются. Отдельно Стефан Мок остановился на аспектах функционирования партисипативного бюджета Парижа – на данный момент, крупнейшего в Европе фонда по поддержке инициатив по преобразованию городской среды «снизу вверх», объем которого составляет порядка 100 млн евро в год. 

Во второй половине дня участники Школы посетили Парижское ателье урбанистики (APUR – Atelier parisien d'urbanisme). Директор по городским исследованиям и градостроительному планированию Кристиан Бланко рассказала участникам об устройстве APUR, его основных целях и задачах в рамках городской политики. Особое внимание Кристиан уделила вопросам положения Парижа в структуре региона Иль-де-Франс и формируемой городом агломерационной зоны. Дополнительно она рассказала о ключевых направлениях развития системы городского транспорта, редевелопменте городских территорий, совершенствовании экологической политики, мерах по снижению уровня социального расслоения и многих других аспектах. 

Вечером участники Летней Школы провели неформальную беседу в сквере на площади Вогезов с экспертом Ксенией Толкачевой из парижского бюро HDZ architectes-urbanistes. Ксения рассказала об устройстве государственного и муниципального управления во Франции и отметила его ключевые отличия от российской специфики. Дополнительно был разобран кейс Парижской метрополии – административно-территориальной единицы, которая включает город Париж в муниципальных границах и ближайшие пригороды.

Первый день поставил перед участниками Школы множество вопросов, касающихся неоднозначности трактовки ряда понятий и терминов городского управления в России и Франции. Представляется, что изучение французского опыта в дальнейшем потребует большего внимания к подобным деталям.

День 2

2 июля

Прошёл второй день, и темпы погружения во французскую урбанистику только нарастают. Сегодня мы успели проехать половину Парижа, побывать на 3 встречах, пообедать на площади Республики (place de la République) — обновлённом публичном пространстве, и завершить день променадом вдоль набережной канала Святого Мартина (canal Saint-Martin). А теперь всё по порядку и немного подробнее...

Во-первых, мы начали свой день с похода в булочную (‘boulangerie’) напротив нашего отеля, чтобы подзарядиться силой круассанов, поскольку утро было раннее. Набравшись сил, мы отправились на поиски улицы Perrе́e, где находится Дом ассоциативной и гражданской деятельности округа Марэ. Там для нас была организована встреча с Анн Декомб.

За круглым столом мы узнали про феномен ассоциативных сообществ во Франции. Оказывается, с 1901 года во Франции действует закон ассоциаций, который позволяет объединяться двум и более людям в соответствии с общим интересом для некоммерческих проектов. Важно: во времена монархии такие объединения могли быть созданы только с разрешения короля. Итак, ассоциация может декларировать или не декларировать своё создание, но с момента своего появления она становится полноценным юридическим лицом с правами и обязанностями. Тематика ассоциации может быть абсолютно любая, цензуры здесь не существует. В регионе Иль-де-Франс наиболее популярны темы спорта, культуры и досуга, защиты прав граждан, социальной поддержки и т.д. Единственное ограничение — деятельность ассоциации не должна создавать угроз для жизни общества и государства. В дополнение нужно сказать, что с момента собственного декларирования ассоциация получает возможность рассчитывать на поддержку государства, получение субвенций, помощь со стороны ассоциативного дома. Основная задача ассоциативного дома — это налаживание контакта между ассоциациями и местными жителями, ассоциациями и государственными структурами. А помогать есть кому: в Париже около 65000 ассоциаций. Мы впечатлились масштабами развитости такой формы сообществ во Франции!

Обед на площади Республики позволил нам воочию оценить результаты проекта APUR, благодаря которому широкие автомобильные авеню превратились в огромное общественное пространство со скейтбордами, танцами, зелёными зонами и большим количеством лавочек. Ну а французские кафе с уличными верандами и рядами круглых столиков вечны и дают прекрасную возможность стать активным наблюдателем общественной жизни Парижа, чем мы и воспользовались.

Спустившись в метро, мы поехали по направлению к станции Ля-Дефанс (La Défense). Через полчаса мы поднялись на поверхность и ... замерли от неожиданности. Большая арка Дефанс (Grande Arche de la Défense) невероятно белоснежная и громадная! Внутри нас ждала Элен Пескин, директор PUCA, межведомственного государственного агентства, которое инициирует разнообразные исследовательские программы в области городского развития, землепользования, жилищной политики, урбанистики и архитектуры. Цель агентства заключается в соединении разных групп профессионалов, занимающихся вопросами в этой области. Более всего агентство взаимодействует с министерством градостроительства и жилья. Основные направления деятельности – устойчивое развитие, партнёрство в сфере инноваций, политика солидарности и развитие соответствия территорий. Мы поговорили о создании метрополий во Франции, которые не стоит путать с мегалополисами; обсудили проблемы центра-периферии (и жёлтые жилеты), законы о децентрализации власти и познакомились подробнее с двумя крупными проектами, над которыми сейчас работает агентство. Это проекты POPSU и REHA.

Платформа для наблюдения за городскими проектами и стратегиями (POPSU - La Plate-forme d’Observation des Projets et Stratégies Urbaines) направлена на то, чтобы сделать доступными знания, разработанные научным сообществом для города. REHA, Requalification à haute performance énergétique de  
l’habitat collectif – в переводе «реабилитация среды обитания с высокими экологическими показателями». Национальная программа экспериментов и исследований REHA направлена на сопровождение разработки процесса реабилитации зданий с экологической, экономической и социальной точек зрения и на идею стимулировать в этом отношении новое культурное и городское наследие. Проекты имеют внушительные размеры и сроки выполнения, и наиболее привлекательным кажется то, что они направлены на внедрение полученных научных знаний в реальную жизнь и городские практики.

И вновь нас ждало знаменитое парижское метро с автоматическими поездами без машинистов. Мы отказываемся на улице Фобур Сен-Мартен (rue du Faubourg Saint-Martin), а именно, в самом сердце гильдии архитекторов Иль-де-Франс. Встреча с президентом гильдии архитекторов Кристин Леконт заставляет нас по-другому взглянуть на работу архитекторов, в принципе. Деятельность организации направлена прежде всего на защиту потребительских интересов тех, кто пользуется услугами архитекторов. Речь идёт о регламентации труда архитекторов, контроля соблюдения необходимых требований для осуществления архитектурной деятельности (наличие диплома, страховки, соблюдение профессиональной этики и членство в гильдии) и осуществлении консультационной формы взаимодействия со всеми агентами, участвующими в соответствующих процессах.

Во Франции архитектура – деятельность государственного значения, а значит, она должна поддерживаться на высочайшем уровне. На примере Нотр-Дам де Пари обсудили (не)возможность создания исключительного закона по инициативе президента без учёта уже существующих профессиональных структур, которые занимаются этим вопросом. Поговорили о строжайшей политике культурного наследия во Франции, в целом, об оптимизации процессов урбанизации и смены экстенсивной модели развития городов на интенсивную в связи с необходимостью остановить расползание городов, также затронули вопросы энергоэффективности и реновации исторического наследия ХХ века. Общее впечатление о встрече очень точно выразил Олег Панченков, директор Центра прикладных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге: «Мы как будто попали в другую вселенную, где абсолютно другой уровень обсуждения вопросов архитектуры».

День выдался очень насыщенным, дал нам множество тем для размышлений и дискуссий. Стараемся успеть всё отрефлексировать, в предвкушении поездки в Клиши-су-Буа (Clichy sous Bois)...

День 3

3 июля

Третий день программы был более практико-ориентированный. Он прошел в мэрии Клиши-су-Буа (Clichy sous Bois) – пригорода Парижа с населением 30 тысяч человек.

На встрече с представителями мэрии участникам программы рассказали про особенности города и его проблемы. Особое внимание акцентировалось на проблеме транспортной доступности города. Он расположен на удалении от основных автомобильных магистралей и не имеет прямого сообщения с Парижем. Часовой путь между городами мэрия охарактеризовала как транспортную изоляцию и ключевую проблему в развитии города, чем крайне удивила участников Летней Школы, приехавших из Москвы и Санкт-Петербурга.

Город был застроен, в основном, в 1950-60-х годах, в результате чего большая часть жилого фонда попала под программу реновации. На сегодняшний день в Клиши-су-Буа около 35% социального жилья, часть которого пребывает в ветхом или аварийном состоянии. Представители мэрии провели экскурсию по городу, показывая как те дома, которые будут реновированы в скором будущем, так и те, которые уже прошли через программу обновления, что позволило оценить проведенную работу.

В рамках экскурсии состоялась встреча с представителем местного культурного центра ‘Ateliers Medicis’. На встрече были описаны принципы работы центра и его влияние на городскую среду. Центр предоставляет гранты и пространство для работы для творческих людей и коллективов, а они, в свою очередь, делают свой вклад в развитие культурной жизни города. Так, скоро в Центр приедут рэп-исполнители из Гаити, которые также будут помогать интегрировать бывших соотечественников, проживающих в городе.

После экскурсии участникам Летней Школы рассказали об особенностях социальной политики, проводимой мэрией. Клиши-су-Буа обладает отличительной для региона половозрастной пирамидой – 37% от всего населения составляют мигранты без французского гражданства, значительная доля которых – молодёжь и дети. В силу этого, огромную роль играет программа интеграции мигрантов, включая тех, кто не знает французский язык, в жизнь общества. Представители мэрии описали опыт работы с людьми этой категории: как с детьми, так и со взрослыми.

Также были описаны методы взаимодействия мэрии с горожанами: например, каждую пятницу мэр совершает прогулку по городу, общается с жителями и узнает от них об их проблемах и предложениях по дальнейшему развитию города. Так руководство Клиши-су-Буа старается более точно и оперативно реагировать на запросы горожан.

День 4

4 июля

Четвёртый день Летней Школы начался максимально серьезно: участники отправились в здание мэрии. Целью было узнать подробно о деятельности Совета Парижа, регулирующего вопросы развития города и департамента и его взаимодействия с другими коммунами.

Это уже второе наше посещение мэрии, однако познакомиться с интерьером самого здания удалось лишь в этот раз. Памятник архитектуры ХIV века поразил внутренним убранством и изящностью форм.

Встречу проводил руководитель администрации Совета Парижа Венсан де Ватер (Vincent de Vathaire). Он встретил группу и пригласил в зал заседания Совета. Именно в этом помещении проводятся голосования, определяющие будущее всего города. Во время лекции месье де Ватер рассказывал про муниципальную систему столицы Франции, порядок избрания депутатов, объяснял тонкости работы в Совете. Муниципальные депутаты проявили большой интерес к французскому устройству муниципалитета, но после лекции отметили, что московская система им ближе.

Следующая встреча была с Генеральной комиссией по вопросам равенства территорий (Commissariat général à l'égalité des territoires – CGET). Каис Марзуки (Kaïs Marzouki), начальник штаба по вопросам гражданского участия, жизни ассоциаций и молодёжной политики, рассказал про деятельность организации. Основными направлениями являются ‘politique de la ville’ – политика, направленная на сокращение социального неравенства и модернизацию проблемных территорий, и работа с гражданскими ассоциациями по вопросам максимизации вовлечения жителей в процесс развития территорий. Помимо этого, участники Школы изучили сложившуюся структуру работы комиссии и ознакомились с критикой деятельности национального агентства городской реновации (ANRU). Было отмечено, что порой применяется излишне грубый и шаблонный подход, в то время как необходимо более детально изучать контекст и решать проблему каждой территории в индивидуальном порядке.

Вечером состоялась встреча с президентом ассоциации Le Troisième Café Анн Эсамбер (Anne Esambert) в ассоциативном кафе. Анн рассказала о тонкостях работы социально ориентированных точек питания, проблемах модели «подвешенного кофе» и сложившихся социальных связях – кафе стало центром действия всей ассоциации.

День выдался насыщенным: были затронуты темы устройства города, реновации, демократии участия и работы ассоциаций. Начавшись с официального приема, всё закончилось беседой в неформальной обстановке с бокалом вина.

День 5

5 июля

Пятый день участников Школы начался раньше обычного, ведь предстояло отправиться в пригород Гриньи (Grigny), который находится в 23 километрах к юго-востоку от Парижа. 

Сначала была встреча с представителями администрации города, которые рассказали об особенностях коммуны. Гриньи — это один из самых бедных городов региона Иль-де-Франс с нестабильной социальной и экономической обстановкой. Согласно официальным данным, численность населения коммуны составляет около 28 тысяч человек. Однако удивительным было то, что городские власти практически не могут зафиксировать точные статистические показатели по городу (число жителей, количество школьников, уровень преступности и другие показатели). Это объясняется тем, что мигранты не интегрированы в местное сообщество и имеют проблемы с регистрацией. В целом, коммуна является транзитной: 30% местного населения полностью обновляется ежегодно, и оно очень молодое.

Основное внимание в ходе обсуждения было сконцентрировано на двух «чувствительных городских районах» (‘zone urbaine sensible’) Гриньи: Ла Гранд Бон (La Grande Bone) и Гриньи 2 (Grigny 2). В рамках городской политики (‘politique de la ville’) был заключён городской контракт коммуны с верхними уровнями власти, который позволяет комплексно решать вопросы экономического характера с учетом социальных аспектов. 

Также учитывая тот факт, что только 25% населения Гриньи имеют среднее образование (для сравнения, тот же показатель для Франции, в целом – 79%), местные власти разработали две программы, которые направлены на повышение уровня образования молодых людей до 25 лет. Первая программа решает проблему повышения успеваемости детей. Дело в том, что дети бросают школу, не получив среднее образование, и тем самым ограничивают себя в возможности продолжить обучение в дальнейшем. Ситуацию также осложняет тот факт, что лицей, где молодые люди могут получить профессиональное образование, находится в другой коммуне. В свою очередь, вторая программа способствует интеграции приезжих в местное сообщество – в частности, за счёт обучения французскому языку. 

После вводного обсуждения участники Школы вместе с представителями администрации прогулялись по территории, задержавшись в районе Гриньи 2. Здесь находятся одни из первых комплексов социального жилья (Grand Ensemble), которые были построены ещё в 1960-х годах. Сегодня местные власти принимают комплекс мер для того, чтобы реанимировать эти дома в рамках программы реновации. Примечательным оказалось то, что изначально жилые комплексы строились с расчетом не только на бедное население, но и на средний класс, в связи с чем создавалось большое число парковочных мест. Но на сегодняшний день жители настолько бедны, что, по сравнению с тем периодом, число автомобилей стало значительно меньше, и теперь парковки пустуют. 

После прогулки участников Школы ожидал обед на пленэре, в ходе которого к дискуссии присоединился мэр Гриньи. Прогулка по городу завершилась ближе к вечеру обследованием района, который уже подвергся реновации. Увиденное вызвало спор между участниками: одни считали, что реновация прошла плюс-минус успешно, и преимуществом в политике местных властей является индивидуальный подход к каждой ситуации и четкое видение желаемого результата, другие – что в новом районе было допущено много ошибок в организации среды, и теперь территория выглядит безжизненной и непривлекательной.

Дискуссия завершилась обсуждением реновации в Москве уже в электричке по пути в Париж...

День 6

6 июля

На шестой день своего пребывания в Париже участники Летней Школы ВШУ посетили Управление Центральных кварталов (Régie du Quartier Paris Centre) – некоммерческую ассоциацию жителей, которая специализируется на реализации социальных проектов.

Президент ассоциации Жан-Филипп Даниэль описал устройство ассоциации и форматы ее взаимодействия с жителями четырех центральных округов города и административными структурами мэрии. Ключевым направлением деятельности ассоциации он назвал повышение уровня инклюзивности наименее социально защищенных групп горожан, проживающих в центре Парижа. Сюда относятся мигранты, молодые, пожилые и одинокие люди, а также все, у кого доход меньше 1800 евро на человека в месяц.

Как и остальные лицензированные ассоциации социального профиля (всего в Париже 10 подобных организаций), Управление Центральных кварталов имеет возможность предоставлять рабочие места на срок до 2 лет при частичном государственном финансировании.

Одна из социальных функций ассоциации — это образовательная работа с жителями: обучение новым навыками и ресоциализация могут помочь им стать более конкурентоспособными и найти достойную работу. Помимо этого, ассоциация выполняет функцию центра общественной жизни третьего округа Парижа: на базе Управления Центральных кварталов реализуется проект общественных огородов и курсов городского огородничества, открыта библиотека инструментов и некоммерческое швейное ателье, а также проводятся общественные обсуждения и мероприятия солидарности. Одна из целей подобных проектов — познакомить жителей квартала между собой, расширить их круг социальных связей и разнообразить жизнь третьего округа.

День 7

8 июля

После краткого перерыва в понедельник, 8 июля, началась вторая неделя школы. Участникам предстоял очень насыщенный день и четыре (!) встречи. Практически все мероприятия проходили в мэрии 3-го округа Парижа вблизи известного квартала Марэ (Le Marais).

Первая встреча состоялась c Бенедикт Маделан (Bénédicte Madelin), президентом ассоциации "Pas sans nous" («Не без нас»). Ассоциация, которой она управляет, занята вопросами местной политики, взаимодействия между жителями, ассоциациями и муниципалитетом. Бенедикт рассказала нам о том, чем занимается их организация, о системе их работы и, что самое интересное, представила альтернативную точку зрения касательно программы ‘politique de la ville’. Программа существует в той или иной форме уже 40 лет, но по мнению Бенедикт, за это время неравенство только возросло — следовательно, проводимая политика неэффективна. Одна из главных причин состоит в том, что объем финансирования ‘politique de la ville’ из регионального бюджета возрастал, из-за чего другие региональные программы получали меньше финансовой поддержки. Это привело к тому, что государственная политика в регионах стала менее активной, чем в районах программы ‘politique de la ville’. Для нас это был крайне интересный опыт общения, так как мы встретили мнение, во многом противоположное большинству, услышанных ранее.

После обеда бретонскими галетами на площади Вогезов, где мы узнали историю Генриха Наваррского и знаменитой цитаты «Париж стоит мессы», мы продолжили наш день экскурсией по кварталу Марэ с руководителем магистерской программы Парижской школы урбанистики (L'Ecole d'Urbanisme de Paris) Лораном Кудрой де Лилль (Laurent Coudroy de Lille). 

Лоран рассказал нам об интересной судьбе квартала Марэ (название которого в переводе означает «болото»), о его взлётах и падениях. Квартал несколько раз успел побывать и самым бедным, и самым престижным, чудом уцелел во времена османизации Парижа (фр. 'travaux haussmanniens'), был и остаётся «еврейским кварталом» (раньше он даже так и назывался), стал меккой для гомосексуалов. Из-за своей популярности квартал стал настолько дорогим, что прежние жители начали покидать его в поисках более приемлемых цен: стоимость жилой площади в квартале Марэ начинается от 12000 евро за квадратный метр.

Вновь вернувшись в мэрию 3-го округа, мы встретились с Николь Бисмут ле Корр (Nicole Bismuth Le Corre), заместителем мэра 3-го округа Парижа, которая посвятила нас в детали партиципаторного бюджетирования, в том числе, рассказала об основном принципе действия этого механизма.

Главное отличие партиципаторного бюджетирования заключается в том, что жители непосредственно участвуют в принятии решений о том, на что потратить деньги, выделяемые для округа. Николь объяснила, каким образом жители договариваются о проектах, выдвигают инициативы, и что происходит, когда активность горожан снижается. В округе через партиципаторный бюджет уже осуществлены проекты озеленения школы — на крыше был разбит сад и установлены солнечные батареи. В целом, большинство предлагаемых проектов направлены либо на озеленение территории, либо на преобразования улиц и дорог.

Наконец, заключительная встреча состоялась с Готье Карон-Тибо (Gauthier Caron-Thibault), первым заместителем мэра 3-го округа Парижа. Готье рассказал нам об истории округа, о проводимой политике благоустройства и поддержке жилого фонда, о социальном жилье и политике социального смешения. 

Ещё раз мы нашли подтверждение тому, что судьба квартала Марэ неоднозначна: в послевоенное время он остро нуждался в поддержке и приведении жилого фонда в нормальное состояние в соответствии с санитарными нормами. Кроме того, Готье поднял очень интересный и актуальный вопрос арендного фонда, а именно – туристического жилья airbnb. Как оказалось, проводимой городской политике airbnb приносит большие трудности. Целые группы горожан (это могут быть одинокие люди, молодые семьи и семьи с одним ребёнком) покидают свои небольшие жилища, начиная сдавать его в аренду и зачастую оставляя в непригодном состоянии. Из-за этого вся политика равенства и социального смешения оказывается под угрозой.

На этом официальная часть дня была окончена. Мы остались под большим впечатлением и, как всегда, были нагружены внушительным объёмом новой информации, требующей длительного мыслительного «переваривания» и обсуждений.

День 8

9 июля

На восьмой день программы Летней Школы ВШУ в Париже были запланированы две встречи в национальных агентствах, так или иначе связанных с повесткой городского обновления.

Первая проходила в ANRU – Национальном агентстве городской реновации, созданном в 2003 году для борьбы с ветхим жильем. Представители ANRU рассказали о двух направлениях их работы: реновации социального жилья и работе с горожанами, однако больше внимания было уделено все-таки реновации. Были описаны методы финансирования и способы реализации проектов реновации – во Франции в сфере реновации государство отходит от более привычной модели субсидирования, открывая новые формы поддержки ANRU через налоговые поступления.

Организация придерживается знакомого принципа «единого окна» – получает финансирование из разных источников и распределяет их по различным проектам, расположенным в разных коммунах.

Крайне интересно было слушать о деятельности агентства и результатах его работы, когда понимаешь, что описываемый им процесс реновации в принципе бесконечный, что как бы подразумевается, но не выносится публично.

Также в ANRU рассказали об их партнерах. Один из них – организация ANAH – Национальное жилищное агентство, специализирующееся на ремонте ветхого социального (и социально-частного) жилья. В отличие от ANRU, ANAH работает не просто с кварталами, а со всей территорией в целом.

На встрече участникам рассказали о том, как функционирует механизм социально-частного жилья, на каких основаниях можно выселить жильца из арендуемой квартиры и как собственнику отремонтировать квартиру за счет организации.

День 9

10 июля

Последний лекционный день участников Школы начался в северо-восточном пригороде Парижа – департаменте Сен-Сен-Дени (фр. Seine-Saint-Denis). Он включает в себя 3 округа, 40 кантонов и 40 коммун.

Первая встреча состоялась в 10 утра в ‘Profession Banlieue’, ресурсном центре для экспертов по городской политике в Сен-Дени. Заместитель секретаря, менеджер направления ‘politique de la ville’ Джульетт Ноэль (Juliette Noël) рассказала про взаимодействие территориальных единиц разных уровней. Два с половиной года назад полномочия были перераспределены, и до сих пор не до конца ясны границы зон ответственности.

Ресурсный центр отвечает за взаимодействие экспертов и специалистов различных дисциплин. В Сен-Сен-Дени мультикультурное население, информирование которого вызывает определенные сложности. Так, например, существует практика коллегий горожан, на которых обсуждаются вопросы местного самоуправления, однако многие из жителей города не осведомлены о подобной возможности высказывать свое мнение.

По окончании встречи участники Школы отправились на прогулку по исторической части Сен-Сен-Дени. Здесь расположен первый в мире готический монастырь «Аббатство Сен-Дени» (Abbaye de Saint-Denis), построенный в XII веке, который стал главным культовым сооружением средневековой Франции. Здесь были похоронены 25 французских королей, 10 королев и 84 принца и принцессы. Богатое историческое наследие оказывает благоприятное воздействие на весь Сен-Сен-Дени и помогает сравнительно бедному департаменту привлекать к себе туристов и уличных торговцев.

В 14:30 после обеда участники школы отправились в Сенат Франции (Sénat de la France) на встречу с сенатором Жан-Ивом Леконтом (Jean-Yves Leconte), вице-президентом группы дружбы Франция – Россия. Месье Леконт отвечает за помощь гражданам Франции, попавшим в сложную жизненную ситуацию за пределами страны. Беседа была особенно интересна муниципальным депутатам, поскольку они, как и подобает политикам, мгновенно начали выстраивать диалог между представителями двух стран. В конце встречи обе стороны сошлись на том, что Летняя Школа – отличная программа для обмена опытом и знакомства с зарубежными практиками.

Покинув Сенат, студенты вместе с координатором собрались в парке, чтобы обсудить прошедшие дни. Каждый из участников был по-своему воодушевлен полученными знаниями. Все отметили высокую интенсивность каждого учебного дня, большое количество затронутых тем. Студенты выдвинули предложение увеличить время подготовительной работы к Школе и лучше познакомиться с московскими муниципальными депутатами перед поездкой. На лекциях во Франции была видна существенная разница в подходах к изучению городских процессов у магистрантов ВШУ и депутатов, что порой затрудняло образовательный процесс. Вероятно, подготовка к совместным лекциям позволила бы лучше понимать угол зрения обеих групп участников.

Как бы то ни было, Летняя Школа получилась чрезвычайно полезной и увлекательной. На прощальном ужине студенты и муниципальные депутаты обсуждали возможности для будущего сотрудничества. В московских районах есть множество проблем, которые могут быть решены при содействии студентов ФГРР. Таким образом, поездка помогла не только ознакомиться с зарубежным опытом градорегулирования, но и установить горизонтальные связи, благодаря чему в Москве могут появиться новые социально-ориентированные проекты.