• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа урбанистики на XV Международной биеннале архитектуры в Венеции


Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ на XV Международной биеннале архитектуры в Венеции

26 мая, в день открытия Русского павильона на XV Международной биеннале архитектуры в Венеции, были представлены результаты воркшопа, который проходил в рамках международного исследовательского семинара, организованного для проекта VDNH Urban Phenomenon Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ при поддержке Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC).

Программа семинара, в котором приняли участие 12 студентов из России, Перу, Румынии, Латвии, Турции, состояла из двух частей — исследовательской и проектной. В первой части участники встретились с дирекцией комплекса и кураторами российского павильона на Венецианской биеннале  главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым и директором ВДНХ Екатериной Проничевой, воочию познакомились с некоторыми закрытыми павильонами комплекса, а также прослушали лекции ключевых исследователей выставочного комплекса — Павла Нефедова, Владимира Паперного, Николая Васильева.
С 18 по 22 мая в Центральном доме художника проходила «5 Московская биеннале архитектуры» (международная выставка «Арх Москва»), в которой Высшая школа урбанистики также принимала участие.
В рамках проектной части, курируемой научным руководителем Лаборатории экспериментального проектирования городов ВШУ Висенте Гуаяртом, участникам была предоставлена свобода творчества в выражении их радикального видения будущего ВДНХ. В 27 работах, отобранных для биеннале, представлены идеи, как может использоваться территория и павильоны ВДНХ в будущем, а также художественные концепции, осмысляющие наследие ВДНХ и русской авангардной культуры.

Ниже вы можете ознакомиться с работами участников, а также с их впечатлениями от ВДНХ, воркшопа и Венецианской биеннале.



1. Екатерина Гончарова, выпускница Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского

К 2025 году Москва становится новой мировой столицей современного искусства. По примеру Парижа (ART Paris), Пекина (ART Beijing) и Базеля (ART Basel), она является городом проведения международной выставки ART MOSCOW, которая располагается на ВДНХ. Ортогональная сетка временных выставочных площадок накрывает весь парк и трансформирует территорию в единое выставочное пространство. Каждый год в течение нескольких недель на этих площадках и в павильонах выставляются современные художники со всего мира. В остальное время сетка площадок становится полигоном для российских молодых художников — создавая свои инсталляции и скульптуры, они изобретают новые интерпретации сложившейся советской идеологии этого места.


 Работа Екатерины Гончаровой (PDF, 15.49 Мб)

 

2. Ирина Шмелева, выпускница Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

ВДНХ — ландшафт-метафора, проекция, обладающая символическим значением и несущая знание обо всей стране в целом. Павильоны комплекса — это архипелаг, острова, разбросанные по территории, с абсолютно разной пространственной организацией, архитектурным обликом, функцией. Развивая ВДНХ, необходимо, с одной стороны, наращивать многообразие функций и активный диалог элементов архипелага, а с другой — поддерживать структуру, объединяющую острова в единую систему. Отвечая этому требованию, предлагается преобразовать ВДНХ в университетский кампус. Это привлечет на территорию новую аудиторию, принесет жилые, торговые, общественные функции и сделает ВДНХ научно-просветительским сердцем города.


 Работа Ирины Шмелевой (PDF, 45.19 Мб)

Особенно волнующим показался опыт путешествия внутрь закрытых, реконструирующихся павильонов ВДНХ. Возможность заглянуть за фасад, познакомится со служащими и дирекцией комплекса открывает совершенно другой уровень понимания положения вещей.

Ирина Шмелева
Выпускница Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

3. Валентина Максимова, студентка Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского

Мой радикальный вариант будущего развития ВДНХ — это возврат к простым массивным архитектурным формам. Популярное век назад и хорошо известное авангардное направление обретет в будущем свою вторую, третью жизни, пройдя определенные модификации. Объемные геометрические фигуры-сооружения, шар и пирамида, гротескно увеличенные в размерах и окрашенные в основные цвета спектра, желтый и красный, создадут яркий архитектурный контраст с существующей средой комплекса, которая продолжит свое существование в будущем. За счет такого заметного контраста детализированная, сложная архитектура ВДНХ сохранит свое отличительное многообразие и красоту на фоне почти грубых, незамысловатых авангардных форм.

 Работа Валентины Максимовой (PDF, 2.36 Мб)

Получить возможность творить вместе с группой талантливых, увлеченных и молодых профессионалов под руководством заряжающего всех своей энергией Висенте Гуайарта — это окунуться в незабываемый процесс и мир нескончаемых идей. Все то, что происходило со мной с момента первой встречи с участниками воркшопа до нашего с ними прощания в Венеции, не только навсегда запомнилось, но и вдохновило меня на новый творческий поиск, придало импульс к развитию в себе профессиональных навыков и качеств. Пожалуй, мне до сих пор не верится, что мои работы представлены на главной архитектурной выставке мира, а я могу с увлечением рассказывать об этом окружающим.

Валентина Максимова
Студентка Высшей школы урбанистики им.А.А. Высоковского

4. Ксения Ермакова, студентка Высшей школы дизайна НИУ ВШЭ

Суть моего проекта — в переосмыслении ВДНХ через авангардное видение. Это попытка представить павильоны выставочного комплекса внутри и снаружи глазами художника-архитектора. Я постаралась показать, каким бы могло быть пространство ВДНХ, если бы его делали конструктивисты.


 Работа Ксении Ермаковой (PDF, 81.57 Мб)

 

5. Руксандра Ианку-Братосин, выпускница IAAC

В своем проекте я рассматриваю будущее, в котором нет места человеку, и все реликвии, оставшиеся от него, используют машины, чтобы построить свое собственное будущее.

 Работа Руксандры Ианку-Братосин (PDF, 8.33 Мб)

 

6. Наталья Черноброва, студентка Высшей школы дизайна НИУ ВШЭ

Концепция моего проекта заключается в том, что через много десятков, а то и сотен лет наступит Апокалипсис,и в своей работе я представила, как будет выглядеть парк ВДНХ после этой катастрофы. Жизнь наступит без людей. Выживут некоторые животные и птицы. Все покроется растительностью, так как природа будет отвоевывать территории, насильно занятые людьми. Основная идея моей работы  экологическая.


 Работа Натальи Чернобровы (PDF, 33.38 Мб)

Участие в VDNH workshop для меня, безусловно, является огромным опытом и прекрасной возможностью проверить себя. Коллектив собрался замечательный — все ребята очень талантливые и активные. За время нашей работы я узнала очень много о ВДНХ. Нам провели замечательную экскурсию, также были интересные лекции. Что касается биеннале, то меня переполняют эмоции, хотя бы потому, что место, где проходит это мероприятие — Венеция — город, который необыкновенно вдохновляет своей неповторимой атмосферой. Выставка — замечательная! С огромным удовольствие посетила все павильоны, очень много интересных идей. Нашим павильоном довольна! Считаю его самым впечатляющим и выделяющимся из всех остальных. Особенно приятно осознавать, что в нем выставлены твои работы! Спасибо за такую возможность проявить себя! Также хотелось поблагодарить кураторов воркшопа — Сергея Кузнецова и Висенте Гуаярта.

Наталья Черноброва
Студентка Высшей школы дизайна НИУ ВШЭ

 

7. Эче Танкаль, студентка IAAC

Моя концепция радикального будущего для ВДНХ следующая — территория выставки связана с центром Москвы посредством приподнятой мегаструктуры. Эта структура позволяет перемещать различные объекты, в том числе архитектурные, с одного места на другое. А территория ВДНХ в будущем становится местом хранения или «коллекционирования» таких объектов.

 Работа Эче Танкаль (PDF, 2.58 Мб)

 

8. Софья Пайманова, студентка Высшей школы дизайна НИУ ВШЭ

Концепция моей работы заключается в исследовании будущего павильонов и ландшафта ВДНХ при условии, если главным транспортом будущего будет летательный транспорт, а наземный и подземный станет аттракционом для скучающих. На мой взгляд, у людей, как и у парка, не будет необходимости иметь большие асфальтированные территории. Газоны, трава займут большие пространства для отдыха. Люди переместятся с земли на крыши. Ведь крыши ВДНХ прекрасны. В них можно вписать все, начиная от ресторанов и заканчивая вечерним кинотеатром под открытым небом.


 Работа Софьи Паймановой (PDF, 8.66 Мб)

Для меня это был первый опыт участия в таких мероприятиях (надеюсь, конечно, не последний), когда тебя отрывают от реальности и в течение недели погружают в атмосферу прошлого определённого места, подталкивая размышлять о его будущем. Неизгладимое впечатление произвела экскурсия по закрытым павильонам. Мне показалось кощунственным, что такую красоту скрывают от нас всех. Затем была тяжелая работа без сна. Но когда ты видишь свою работу на архитектурой биеннале, понимаешь, что это того стоило. Наш павильон мне очень понравился, несмотря на небольшой отход от заявленной темы. Тем не менее, считаю его достойным.

Софья Пайманова
Студентка Высшей школы дизайна НИУ ВШЭ

 

9. Родион Еремеев, выпускник IAAC, Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», МАРХИ

Мне всегда было интересно поработать с ВДНХ, так как это потрясающе красивое и очень сложное пространство, которое законсервировано, в своей истории и не соответствует сегодняшнему дню. В рамках воркшопа я сделал два спекулятивных коллажа на тему будущего ВДНХ. Первый рассказывает о некой альтернативной ретрофутуристической реальности, с айдентикой Star Wars, где мир радужен и стремится к звездам, а не войне. Второе пано разделено на 3 части. В нижней части проходят гонки на дронах, и это будущее, которое настало сегодня. Далее двигаясь вверх появляется дальнее будущее, с летающими городами CLoud9 Бакминестера Фуллера, хранящие в себе исторические фрагменты нашей истории.


 Работа Родиона Еремеева (PDF, 43.75 Мб)

 

10. Хуан-Диего Рамирез Леон, студент IAAC

В работе представлено радикальное видение того, чем может стать территория ВДНХ в далеком будущем. Это парк, который наполнен плавающими по воздуху структурами  местами отдыха для жителей перенаселенной Москвы.

 Работа - Хуан-Диего Рамирез Леон (PDF, 10.91 Мб)

 

11. Ксения Дюсембаева, студентка IAAC

В своих работах я предлагаю радикальное решение проблемы сохранения наследия ВДНХ. Для того, чтобы сохранить архитектурное величие выставки, необходимо развивать подземные производственные структуры.


 Работа Ксении Дюсембаевой (PDF, 8.54 Мб)

 

12. Лива Дударева, выпускница Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»



ВДНХ  это бывшее советское Экспо, открывшееся в 1939 году как инструмент пропагандистского вещания Советского Союза на фоне глубокого кризиса в стране. С тех пор, сформированная бурными событиями истории СССР и позже Российской Федерации, выставка, как зеркало, отражает ключевые изменения в социальных, политических и экономических структурах общества. Проект States, Status, Statues, Statutes («Государства, статусы, статуи, уставы») раскрывает идею парка ВДНХ как пространственной технологии продвижения империалистической повестки России. Видео представляет критические размышления  о присвоении термина «постсоветское» и о том, как он может быть использован в качестве средства распространения новой пропаганды.



С 28 мая по 27 ноября 2016 года работы можно увидеть в Павильоне России на XV Международной биеннале архитектуры в Венеции. В дальнейшем планируется их экспонирование в одном из павильонов ВДНХ.

Высшая школа урбанистики выражает благодарность куратору Русского павильона Сергею Кузнецову за приглашение стать организатором образовательной программы и всей команде VDNH Urban Phenomenon за поддержку и увлекательную совместную работу. Мы также благодарны нашему партнеру, Библиотеке Ф.М. Достоевского, за возможность провести ряд мероприятий воркшопа на ее площадке.