Мария Сафарова: «Научить правовому мышлению — непростая задача»

О том, как изучение правового регулирования влияет на формирование городского планировщика, что привело к дискредитации института публичных слушаний, а также об основании ВШУ — в интервью нашему порталу рассказала доцент факультета городского и регионального развития Мария Сафарова. Наша беседа состоялась в рамках спецпроекта, посвященного десятилетию Высшей школы урбанистики, в котором ее преподаватели и руководители рассказывают о современном состоянии городского планирования и урбанистики и их болевых точках в контексте своих дисциплин.

Мария Сафарова: «Научить правовому мышлению — непростая задача»

Расскажите, как вы начали работать с темой правового градорегулирования и как пришли в Высшую школу урбанистики?

Мария Сафарова: Вопросы городского управления меня интересовали ещё во время обучения в университете. Свои исследования я продолжила в аспирантуре, работая над кандидатской диссертацией. Но окончательно мой научный интерес к этой теме сформировала работа в Фонде «Институт экономики города», куда мне посчастливилось попасть сразу после окончания университета. Я работала под руководством Эдуарда Константиновича Трутнева — сейчас мы вместе читаем курс по правовому градорегулированию. Он настоящий учёный, умнейший человек, благодаря ему я научилась видеть и понимать истинные процессы развития городов, их причины и следствия.

Это было увлекательнейшее время моей научной жизни. Во-первых, мы работали над проектами, направленными на реформирование законодательства в сфере недвижимости: первые правила землепользования и застройки, первые аукционы на право развития застроенных территорий и т. д. Все это отрабатывалось в экспериментальном режиме в российских городах и воплощалось в нормы местного законодательства, не говоря уже о Градостроительном кодексе Российской Федерации, в разработке которого Фонд ИЭГ принимал непосредственное участие. Во-вторых, в силу определённых организационно-правовых особенностей, тематика проектов не повторялась, что заставляло двигаться дальше к разработке новых тем, не застревая на тиражировании отлаженных и реализованных проектов. За время моей работы в Фонде ИЭГ это позволило объять необъятное — настолько широкий спектр интереснейших правовых вопросов был разработан и апробирован. За что я очень благодарна руководителю Института экономики города и научному руководителю Высшей школы урбанистики Надежде Борисовне Косаревой.

Некоторые проекты реализовывались Фондом ИЭГ совместно с Александром Аркадьевичем Высоковским. Были совместные командировки, яркие и незабываемые семинары. В ряду с этим шёл и процесс создания Высшей школы урбанистики, подготовки и обсуждения программ и дисциплин. Александр Аркадьевич ещё на этапе создания школы предложил нам с Эдуардом Константиновичем вести курс правового градорегулирования. К тому же до создания Высшей школы урбанистики мы с коллегами по Институту экономики города уже преподавали в Вышке на кафедре «Экономика города», которую возглавлял Александр Сергеевич Пузанов. Поэтому правильнее сказать, что мы все уже были там и с нетерпением ждали открытия Высшей школы урбанистики.

Над какими темами вы работаете сейчас?

М.С.: Меня интересуют причины и последствия трансформации норм градостроительного законодательства: как это меняет правоприменение, как влияет на развитие городов. Проблемные вопросы и возможности общественного участия в градорегулировании, работа правовых механизмов градорегулирования, взаимосвязь правил землепользования и застройки с генеральным планом, проблемные вопросы межевания застроенных территорий, изучение влияния проектов реновации на сбалансированное и устойчивое развитие территории — наверное, это будет неполным, но приблизительным перечнем тем моего пристального изучения в данный момент.

Как появился курс «Основы правового градорегулирования», который вы преподаете на магистерской программе «Управление пространственным развитием городов». Какое место он занимает в образовании будущих городских планировщиков? Как формируется программа этого курса? Какие подходы в обучении вы используете на занятиях?

М.С.: До открытия Высшей школы урбанистики Александр Аркадьевич Высоковский выделял базовый блок дисциплин, изучающих пространственную организацию города, правое регулирование градостроительной деятельности и экономику города. На них держалась основная часть образовательной программы. Поэтому в магистерской программе правовое градорегулирование относится к обязательной дисциплине, которую изучают на первом курсе.

Для формирования правового мышления недостаточно выучить нормы действующего законодательства о градостроительной деятельности. Необходимо понимать, к каким правовым и экономическим последствиям приводит применение этих норм.

Сама дисциплина «Основы правового градорегулирования» призвана научить будущих городских планировщиков правовому мышлению. Это непростая задача. Для этого недостаточно выучить нормы действующего законодательства о градостроительной деятельности. Необходимо понимать, к каким правовым и экономическим последствиям приводит применение этих норм, как правовое регулирование может менять морфологию застройки, влиять на экономические мотивации правообладателей недвижимости и пр. Кроме того, на текущем этапе законодательство претерпевает определённые изменения, и не все из них способствуют развитию правовой системы градорегулирования — многие, наоборот, возвращают нас к способам «ручного управления». Поэтому сначала мы объясняем студентам, как должна работать система градорегулирования, какие правовые механизмы в неё были заложены Градостроительным кодексом РФ. Затем на примерах правоприменения мы рассматриваем, что работает, а что нет и почему, как это исправить. На своих занятиях я стараюсь объяснять работу правовой системы на простых и понятных примерах, это обычно вызывает много уточняющих вопросов, создает атмосферу, располагающую к дискуссии, что крайне важно для закрепления изученного материала.

Для отработки навыков правового мышления мы проводим кейс-семинары, которые составляют значительную часть курса. Каждая команда из двух-трёх человек выбирает себе реальную ситуацию (кейс) — обычно градостроительный конфликт, связанный с застройкой, сменой видов использования или экологическим воздействием, а затем рассматривает эту ситуацию с правовой стороны, определяет причины, приведшие к конфликту, правовые нестыковки, а возможно, и нарушения норм законодательства. Наконец, студенты выстраивают альтернативную модель решения проблемы в действующем правовом поле. На семинаре команда представляет свой кейс, а мы с Эдуардом Константиновичем помогаем и объясняем студентам, где и какие нормы, документы они недосмотрели, что нужно доработать и включить в финальный вариант доклада-презентации.

Специальность городского планировщика выбирают прежде всего люди, неравнодушные к городу, стремящиеся его защищать и развивать. Мне кажется, случайных людей здесь не бывает.

Как бы вы охарактеризовали своих студентов, есть ли у них что-то общее?

М.С.: Наши магистры — необычная аудитория. Во-первых, все они отличаются по первому образованию: среди них архитекторы, социологи, управленцы, экологи, журналисты, юристы, экономисты и т. д. Мы видим, какой это даёт интересный эффект во время командной работы — каждый из них привносит свой взгляд на изучаемые вопросы. Во-вторых, студенты приезжают к нам из разных городов, где есть свои проблемы и особенности развития. Это даёт возможность примерить правовое регулирование к конкретным, хорошо известным им кейсам, обсудить их с коллегами. В-третьих, это преимущественно люди со своими убеждениями о городе, поскольку специальность городского планировщика выбирают прежде всего люди, неравнодушные к городу, стремящиеся его защищать и развивать. Мне кажется, случайных людей здесь не бывает.

Сейчас мы наблюдаем некоторое возрождение интереса к теме публичных обсуждений и участия граждан в городском планировании — например, в 2017 году Минстрой России разработал «Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды»1 и «Целевую модель по организации общественного участия». Как вы считаете, чем обусловлен такой интерес?

М.С.: Запрос общества на участие в принятии решений о развитии города в целом и своего района в частности никуда не пропал, его просто стало лучше видно благодаря развитию новых форм коммуникации и диджитализации общества. Органы власти, как мне кажется, пытаются реализовать этот запрос с помощью темы комфортной городской среды. Мы наблюдаем, как активно обсуждаются формы вовлечения горожан в процессы благоустройства города, адаптируются практики соучаствующего проектирования, жители успешно привлекаются к разработке документов благоустройства и видят результаты своего труда в реализованных проектах. Это хорошо. Но параллельно этому, продолжается другой процесс, направленный на сокращение общественного участия в обсуждении документов градорегулирования, которыми определяется будущее пространственное развитие города и устанавливаются правовые последствия для правообладателей недвижимости. Таким образом, фокус внимания горожан смещается с правовых аспектов, например, с вопросов о границах земельных участков под многоквартирными домами, на обсуждение вопросов о выборе озеленения или игрового оборудования для детских площадок.

Целевая модель общественного участия разработана исключительно для проектов благоустройства. Этот документ носит рекомендательный характер, но в целом говорит о правильных и нужных вещах. Однако он вносит некоторую путаницу: он определяет общественные обсуждения как процедуру с очным участием общественности, что сейчас закреплено только за публичными слушаниями. Но этим общественное участие не исчерпывается, это только проекты благоустройства, в отношении которых Градостроительный кодекс РФ вообще не требует никаких обсуждений (обсуждаются только Правила благоустройства). На остальные шесть обязательных случаев обсуждения вопросов градорегулирования целевая модель общественного участия не распространяется.

Градостроительный кодекс РФ определил шесть видов проектов документов, которые в обязательном порядке должны обсуждаться на публичных слушаниях:
1) проекты генеральных планов городских округов и поселений,
2) проекты правил землепользования и застройки,
3) проекты документов по планировке территории (документация, подлежащая утверждению органами местного самоуправления),
4) заявления о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования недвижимости,
5) заявления о предоставлении разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства,
6) проекты правил благоустройства.

В недавнем комментарии о роли публичных слушаний при разработке правил землепользования и застройки для сайта ФГРР вы говорили о том, что институт публичных слушаний сегодня дискредитирован. Расскажите, пожалуйста, что происходило с этим институтом и что привело к таким последствиям?

М.С.: У городов появилась возможность через публичные слушания вскрывать потенциальные градостроительные конфликты «на берегу» до начала инвестиционно-строительных процессов, находить компромиссные решения на этапе проектирования, обеспечивая тем самым баланс частных и публичных интересов в развитии города. Но для того чтобы дискуссия горожан с органами власти была наполнена обязательствами и представляла собой ответственный содержательный разговор, а не проводилась для галочки, необходимо было завершить законодательное обеспечение этого института на местах. Это было сделано только в нескольких городах, в большинстве же преобладал формальный подход к проведению публичных слушаний, бенефициаром которого в основном становился застройщик.

Введение общественных обсуждений в 2017 году как альтернативы публичным слушаниям усугубило ситуацию. По сути, общественные обсуждения не предполагают самих обсуждений в виде публичной дискуссии ни в очном, ни в заочном формате, а сводятся к индивидуальным обращениям граждан по рассматриваемому проекту в органы местного самоуправления в ограниченные сроки. В результате такой трансформации общественного участия живые дискуссии жителей остались, но только публичная власть в них больше не принимает участия, так как проводятся они в домовых чатах и прочих закрытых сообществах по интересам. Это плохая тенденция, и она требует пересмотра подходов к организации общественных обсуждений проектов градорегулирования, что ставит интересные задачи перед нашими выпускниками.

Подробнее о вызовах для института публичных слушаний читайте в статье Марии Сафаровой «Практика применения института публичных слушаний в градорегулировании».

1 Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды [URL: https://minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/ad6/prezentatsiya-rekomendatsii-po-organizatsii-obshchestvennogo-uchastiya-v-realizatsii-proektov-kompleksnogo-blagoustroystva-sredy.pdf]

2 Целевая модель по организации общественного участия, а также вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды [URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/14122/]